Самый русский царь.
Само убийство императора-реформатора доказывало властям пагубность реформ. Смену курса начали еще до похорон Александра II. Навсегда отложили уже одобренный покойным государем «Созыв представителей земель и городов», видя в нем первый шаг к чуждым парламенту и конституции.
Пока я жив, не допущу я этой лжи на святой Руси, я слишком глубоко убежден в безобразии представительного выборного начала как оно существует во всей Европе.
Александр III о парламентаризме в письме к К.П. Победоносцеву.
В детстве учитель Александра, ныне обер-прокурор священного Синода, неистовый борец с либерализмом Константин Победоносцев - идейный соавтор эпохи.
З
наменитая
картина Репина «Заседание Государственного
Совета», на которой изображен и
Победоносцев. Он заседал в Совете целых
35 лет.
Обер-прокурора
Синода называли непроветренной гробницей,
кощеем православия, великим инквизитором.
На отдельном репинском этюде Победоносцев
и вправду выглядит как живая мумия.
Ровесник начала царствования Александра III, Александр Блок в поэме «Возмездие» пишет:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла…
Антилиберализм Александра III – это не убеждения, а вера. Как в Господа бога государь свято верил в особый русский путь, на котором реформ нет и быть не может. Хотя деяния Александра II продолжают именовать «Великими реформами», 25-летний юбилей отмены крепостного права в 1886 году не празднуют. Сохраняя устои, не допускают выхода мужика из сельской общины, на 20 лет (до столыпинской7 реформы) задержав создание кулачества как класса.
Александр III, самый русский император, не может распустить крестьянскую общину: ею держится святое единство царя, мужика и земли.
Снова в ходу триада «Православие, Самодержавие, Народность».
Покончено с вольностями западных полуавтономий. Финнов лишают войска и почты, поляков - валюты, литовцам латинский алфавит переводят на кириллицу. Четыре миллиона евреев обитают в черте оседлости8 в Польше и западных губерниях.
Под действие антисемитских настроений попал в свое время и великий русский художник Исаак Ильич Левитан. Он не был евреем особенно религиозным, но из иудейской веры в православие не крестился, а потому дважды при ужесточении режима получал предписание о выселении из Москвы. Переезда иноверца по железной дороге на дачную станцию «Салтыковка» для властей было достаточно. После первого выдворения Левитан в Салтыковке даже покушался на самоубийство, то есть мог и не написать свои полные православного настроения картины «Над вечным покоем» и «Вечерний звон».
Гонения совершаются не за происхождение, дело именно в вероисповедании. Как только человек крестился, ему открыты все пути. Иудеям ограничивают торговлю, их не допускают в земства, думы и управы. Но на смену веры ради прав и карьеры решаются очень немногие.
Погромы. Ограничительные законы Александра III взъярили на борьбу значительную часть еврейской молодежи.
А.И. Солженицын «Двести лет вместе»
Слово «погром» из русского языка пришло в мировые. Конечно, и прежде бывали случаи открытого изъявления недовольств, но от Александра III и далее еврейские погромы катятся волнами: Елизоветград (нынешний Кременчуг), Екатеринославская губерния (нынешняя Днепропетровская), Полтавская губерния, Молдавия, Одесская губерния и сама Одесса. Полиция пытается пресекать погромы, но не справляется. В борьбу вступили не только евреи-революционеры и отряды самообороны в еврейских местечках, мирные евреи не менее опасны.
Мало развитое, лишенное предприимчивости и оборотных средств крестьянство должно быть ограждено от делового соприкосновения с евреями.
Государственная комиссия по еврейскому вопросу.
В решение еврейского вопроса в России не верят ни евреи, ни власть. Впервые при Александре III прежде всегда въездную империю массово покидают ее подданные. Ежегодно выезжает 15 тысяч евреев (прежде всего в Америку). Там потомки местечковых обывателей составят цвет банковского и газетного дела, будущих Голливуда и шоу-бизнеса. Власть выезду не препятствует, но ставит только одно условие – не возвращаться обратно.
