Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций по культурологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.28 Mб
Скачать

1.2. Человек.

Представление о человеке в мировоззрении Средневековья исходит из четырех положений христианской религии. Это догматы о творении, грехопадении, искуплении и воскресе­нии. Рассмотрим, в чем заключались эти догматы и на какие представления о человеке они ориентировали.

Согласно догмату о творении, человек был сотворен Богом по Его образу и подобию. Тело человека было сотворено из материи, которая в свою очередь была сотворена из ничего, а душа человека была внесена в него Богом, и, таким образом, представляет из себя божественное дыхание. Человек же со­ответственно «является единством души и тела» и несет в се­бе определенное противоречие.

Противоречие это раскрывается следующим образом. Бог есть абсолютное бытие и, следовательно, абсолютное благо. Полученная от Бога душа есть, естественно, также благо, го­ворящее о высоком достоинстве человеческой природы и ука­зывающее на наличие в ней черт божественного образа. Те­ло же человека причастно не только Богу, но и абсолютному ничто, которое, как противоположность абсолютного бытия, есть, ЗЛО. В этом уже коренится угроза смерти; которая за­ключается в том, что тело человека, предоставленное самому себе, неотвратимо влечется к небытию.

Однако это касается только тела, предоставленного само­му себе. Сотворенность из ничего песет в себе только возмож­ность уничтожения человека. Человек же представляет собой не просто единство души и тела, но их иерархизированное един­ство. Бог создал и душу, и тело человека, однако, они нерав­ноправны, ведь первое исходит только от Бога, а второе при-частно также небытию. Поэтому тело подчинено душе, ду­ша получает тело как бы в свое услужение.

Поэтому тело остается для человека БЛАГОМ до тех пор, пока оно находится под контролем РАЗУМНОЙ ДУШИ. Хо­тя оно и смертно по своей природе, оно может быть удержа­но от тления сколь угодно долго силой духа, причастного к Богу, и потому привязанного к вечному бытию сколь угодно долго. Именно таким создавал Бог человека, и такими были тела первых людей до грехопадения.

Поэтому догмат о грехопадении является следующим ос­новным догматом, определяющим представление о человеке в средневековом мировоззрении. Согласно этому догмату, пер­вые люди, созданные Богом, Адам и Ева, будучи по своей природе бессмертными, совершили грех. Они нарушили за­прет, данный им Богом, в угоду своей чувственной страсти и были изгнаны из райского сада, где жили до того, не ве­дая забот.

В результате грехопадения серьезные изменения произошли и внутри человека. Поскольку верх взяли чувственные страс-ти, тело вышло из подчинения души, и, наоборот, душа, нарушая естественный порядок дел, из госпожи тела стала его служан­кой. Поэтому она уже не могла удерживать тело от стремле­ния к небытию и смерти. Сотворенность тела из ничего несла в себе только возможность смерти, однако, грехопадение от­вратило человека от действительного источника его бытия, от Бога и поэтому данная возможность превратилась в реаль­ную действительность.

Понятно, что подобная ситуация не могла не отразиться на душе человека. Поскольку она стала служанкой человече­ского тела, то дух оказывался затемнен чувственными, телес­ными страстями. После грехопадения человек в своей сущнос­ти по-прежнему сохраняет и образ, и подобие Бога, ибо они заключаются в неотчуждаемом от человека разуме, но эти об­раз и подобие настолько затемняются порочными страстями, что человек становится также подобен и дьяволу. Тень перво­родного греха падает на всю человеческую природу, которая становится неполноценной, испорченной. От этого смертная жизнь тела делается скорее «жизненной смертью души», так как, стремясь к гибели, тело увлекает за собой и подчинившуюся ему душу, которая как раз и становится ареной борьбы Бога и дьявола.

Суть этой борьбы заключается в том, что дьявол искушает душу человека следовать страстям его тела, предаваться удо­вольствиям текущей жизни, забывая о вечном бытии, то есть Боге. Бог же, наоборот, пытается спасти душу каждого чело­века, подчинить ей тело и тем самым спасти человека для веч­ной жизни.

Эту ситуацию как раз и фиксирует догмат об искуплении. Суть его заключается в следующем. В результате грехопаде­ния, как уже было сказано, душа человека подчинилась телу его. Это и стало первородным грехом всего человечества и каждого отдельного человека. Поэтому в своей борьбе за ду­шу человека дьявол получил преимущество: ведь он воздействует на душу человека через страсти его господина — тела. Чтобы дать возможность человеку противостоять проискам дьявола, и было предпринято искупление. Христос, воплотив­шись в человеческое, тело, родился на земле человеком, жил среди людей как обычный человек тридцать лет, затем пропо­ведовал слово Божье в течение трех лет и, наконец, был распят за свою проповедь, приняв смертную муку за человече­ство, искупив его первородный грех.

Этот догмат, как и догмат о творении, вновь ориентирует на оптимистическое, светлое представление о человеческой природе. Более того, он некоторым образом возвышает не только духовную, но и телесную природу человека. Дело в том, что если Христос воплотился в человеческое тело, чтобы ис­купить грехи человеческие, то этим самым тело было освяще­но и получило божественное оправдание. Многие века, про­шедшие после грехопадения, люди подчиняли свои души те­лу, а следовательно, и дьяволу. Христос же вновь установил примат души над телом и подтвердил его всей своей жизнью, a в особенности смертью.

Это подтверждение имеет еще и тот важнейший аспект, что Христос искупил только первородный грех, общий для всего человечества. За грехи же, совершенные человеком лично, он отвечать должен сам и искупать их самостоятельно.

Наконец, четвертый догмат — догмат о воскресении, в част­ности, о воскресении Христа после его позорной казни указы­вает на то, что возможности вечной жизни как результат под­чинения тела душе, которую проповедовал Христос, на самом деле является действительностью, имеющей место в реально­сти

Такова суть основных религиозных представлений, кото­рые легли в основу представлений о человеке в Средние века. Исходя из них, мы можем определить место человека в мире и его предназначение.

Итак, человек есть единство души и тела. Единство же ду­ши и тела придает человеку совершенно особый статус в ми­ровой иерархии. Человек есть посредник между царством ду­ха и царством материи, ибо он «и мыслит разумом, и чувст­вует, и движется телом в пространстве...». Но, будучи посред­ником, человек, разумеется, принадлежит обоим мирам сра­зу. Поэтому в человеке осуществляется единство мира. Одна­ко это единство некоторым образом дуалистично: душа непо­средственна, тело пространственно, душа изменяется только во времени, тело изменяется и во времени, и в пространстве. Поэтому душа и тело нераздельны и неслиянны, таким обра­зом, человек есть единство их без их смешения.

Соответственно, предназначение человека заключатся в том, чтобы избежать небытия и достигнуть вечного бытия. А веч­ное бытие — это и есть Бог, сотворивший человека, вдохнув­ший в него душу. Следовательно, цель человека заключает­ся в том, чтобы следовать Богу, подчинять свое тело своей ду­ше, то есть стремиться от зла, которое представляют собой дьявол и небытие, к благу, к добру. Здесь нам не обойтись без анализа представлений о добре и зле в средневековом ми­ровоззрении, к которому мы и перейдем.