Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перечень вопросов к экзамену 2012 - копия.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
585.73 Кб
Скачать

52. Советский политический режим в 1930–е гг.

Политические репрессии

Составной частью сталинского режима 30-х годов явились террор и репрессии.

2.1. Цели установления реперессивного режима.

2.1.1. Форсированная индустриализация и ускоренная коллективизация должны были опираться на внеэкономическое принуждение, выражавшееся в массовом терроре и создании политико-идеологической и социально-психологической атмосферы для массового энтузиазма.

2.1.2. Помимо этого, требовалось объяснить гражданам страны, причины снижения уровня жизни, постоянных экономических проблем, дефицита потребительских товаров. Генеральный прокурор СССРА.Я.Вышинский на одном из процессов прямо заявил, что именно деятельность вредительских организаций объясняет, почему здесь и там у нас перебои, почему вдруг у нас при богатстве и изобилии продуктов нет того, нет другого, нет десятого.

2.1.3. Важной целью организаторов политических процессов было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости закручивания гаек,установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях возможно было развитие и укрепление диктатуры партии и лично ее вождя.

2.2. Подавление инакомыслия в среде интеллигенции. Первоначально власти инспирировали ряд политических процессов против буржуазных специалистов (в 1928 г. - Шахтинское дело; 1930 г. - процесс против несуществовавшей Трудовой крестьянской партии - Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Л.Н. Юровского; такой же мифической процесс против так называемой Промпартии- Л.К. Рамзин, И.А. Иконников, В.А. Ларичев). За 1931 г. репрессии затронули около 5% общего числа специалистов промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Позже репрессии и дискриминация интеллигенции были смягчены, так как процессы сыграли свою роль, подчинив эту социальную группу режиму. Кроме того, выяснилось, что спецеедство лишало народное хозяйство, науку и образование необходимых и незаменимых кадров.

2.3. Начало репрессий против партийно-государственного аппарата, армии.

2.3.1. В начале 30-х гг. сталинской системе попытались противостоять немногочисленные и к тому времени уже не представлявшие серьезной угрозы режиму антисталинские группировки: в 1930 г. это была группаС.И. Сырцова и В.В. Ломинадзе; 1932 г. - группа А.П. Смирнова, Н.Б. Эйсмонта, В.Н. Толмачева, а также группа М.Н. Рютина (Союз марксистов-ленинцев), выступившая в манифесте Ко всем членам ВКП(б) против террора и сталинской диктатуры в партии. Сталин расправился со всеми, однако известно, что на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. он получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (оглашенные результаты были фальсифицированы счетной комиссией). Позже 1108 человек из 1966 делегатов этого съезда победителей также были репрессированы.

В дальнейшем репрессии накатывали волнами.

2.3.2. 1934-1938. После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г. Сталин получил повод для развертывания новой кампании репрессий. В 1935 г. Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев были осуждены на 10 лет как нравственные пособники убийства Кирова. Они же стали главными обвиняемыми на Первом московском открытом процессе (по делу Московского центра) летом 1936 г., где были приговорены к смертной казни 16 человекВ годы так называемого большого террора (1936-1940 гг.) продолжилась расправа над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции - Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым, Г.Л. Пятаковым, К.Б. Радеком и другими. В январе 1937 г. и в марте 1938 г. были организованы соответственно Второй (Пятакова-Радека) и Третий (Рыкова-Бухарина) процессы. Вслед за этим был осужден и организатор первых репрессий, руководитель НКВД ГЯгода. Его заменил на этом посту Н. Ежов, также расстрелянный в 1938 г. за перегибы и шпионаж.

Контроль за деятельностью Коминтерна, полностью установленный ВКП(б) и лично Сталиным, привел к тому, что сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР зарубежных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил.

2.4. Террор в Красной Армии. К этим процессам примыкал закрытый процесс 1937 г. по делу о так называемой Антисоветской троцкистской организации в Красной Армии. Маршалы М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, а позже И.Э. Якир, В.К. Блюхер и другие военачальники обвинялись в шпионаже, подрыве боевой мощи Красной Армии.

Всего за годы большого террора в Красной Армии было репрессировано 40 из 80 тыс. командиров (из них - 90% командующих армиями и корпусами, половина командиров полков).

2.5. Репрессии в национальных районах. Репрессии затронули партийные, советские, хозяйственные кадры, представителей интеллигенции практически всех республик СССР. Так, в Грузии в ходе сталинского террора пострадало не менее 50 тыс. человек, в Азербайджане - 100 тыс., в Белоруссии и Прибалтике - 1-2% населения и т.д.

Виновными в предательстве объявлялись целые народы. Перед войной в составе высланных народов насчитывалось примерно 2,5 млн. человек (из них 1,4 млн. немцев; много корейцев; из Крыма были выселены татары, греки, болгары, армяне).

Репрессии имели тяжелые последствия для демографической ситуации в стране (прямые людские потери в годы кризиса составили по различным данным от 4-5 до 12 млн.человек).

4.3. Общественно-политический строй, сложившийся в СССР к концу 30-х годов, имел следующие характерные черты: стирание границы между государством и обществом; контроль над обществом и личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; тенденция к распространению вовне советских идей и порядков; .

53. Советская правовая система в 1930-е гг. Уголовное право и процесс в 1930-1941 гг. Курс на усиление уголовной репрессии. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.

В сфере гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.

Нормы семейного права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.

Трудовое право было направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-технического уровня работников, решение вопросов оплаты труда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины.

Установление административно-командной системы повлияло на развитие уголовного права. С одной стороны, так же, как и в 20-е годы при определении уголовной ответственности продолжали использоваться принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения (осуждения без вины). С другой стороны, проявляется тенденция к ужесточению уголовных наказаний. С 1932 г. виновные в мелких хищениях социалистической собственности подлежали смертной казни, а при наличии смягчающих обстоятельств –лишению свободы на 10 лет. 8 июня 1934 г. ЦИК СССР  принял Закон об измене Родине, согласно которому предусматривалась коллективная ответственность членов семьи виновного в измене. В апреле 1935 г. устанавливается уголовная ответственность с 12-летнего возраста за совершение тяжких преступлений. С 1937 года максимальный срок лишения свободы был увеличен с10 до 25 лет. Приговоренные к лишению свободы на срок свыше 3 лет с 1929 г. отбывали наказание в исправительно-трудовых лагерях ОГПУ.

Наметившаяся в 30-е годы тенденция усиления мер наказания отразилась и на развитии уголовно-процессуального права. С июля 1934 г. уголовные дела, расследовавшиеся органами НКВД,  стали рассматриваться без участия народных заседателей, а наиболее тяжкие преступления  (измена Родине, террористические акты, диверсии) относились к подсудности военных трибуналов и военной коллегии Верховного Суда СССР. Законом от 1 декабря 1934 г. устанавливался упрощенный порядок рассмотрения дел о террористических актах. В том же 1934 г. было образовано Особое совещание при НКВД СССР – орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. Во второй половине 30-х годов такое же право было предоставлено так называемым тройкам, в состав которых входили местные руководители НКВД, партийных органов и прокуратуры. Все вышеперечисленные меры создавали возможности для  осуждения невиновных, как в судебном, так и во внесудебном порядке.

30е-40е года. Коллективизация, урбанизация.

Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. В уголовном законодательстве все большее значение приобретали общесоюзные нормы. В то же время характерным было ужесточение мер наказания. В 1934 г. в уголовном праве появилась статья об измене Родине.

Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные государственные преступления - шпионаж, вредительство, диверсию повышался срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы. В 1940 г. был признан преступлением выпуск продукции недоброкачественной, некомплектной или с нарушением стандартов, и виновные лица (директор, главный инженер, начальник ОТК) наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.