Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перечень вопросов к экзамену 2012 - копия.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
585.73 Кб
Скачать

14. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в. История разработки, общая характеристика.

Систематизация законодательства в 30-х годах XIX века.

Предпринимавшиеся ранее по­пытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т. е. со времени принятия Соборно­го уложения, накопилось значительное количество ак­тов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития.

Очередная попытка кодификации была предприня­та в 1804 году. Комиссия под руководством М. М. Спе­ранского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приня­ты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года.

В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М. М. Сперанский, фактически руководивший кодифи­кацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные ак­ты в хронологическом порядке. Предстояло выявить и собрать значительное количество законодательных ак­тов. После 1649 года в России не осуществлялась ни официальная, ни частная публикация собраний зако­нов. Многие законы вообще не публиковались, а разм­ножались путем переписывания. Таких актов было об­наружено свыше 2 тыс. Составители проделали колос­сальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53 239 наименований. К 1830 году Пол­ное собрание законов Российской империи было подго­товлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330 920 актов) и 6 томов прило­жений (указатели, книга чертежей и рисунков и т. д.).

Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Рос­сийской империи был опубликован и введен в дейст­вие с 1835 года. В Свод были включены лишь дей­ствующие акты: некоторые законы подверглись сокра­щению; из противоречащих друг другу актов состави­тели выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответ­ствовавшей отраслям права. Свод законов делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. В 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году — третье. Будучи в своей основе феодаль­но-крепостническим, Свод законов учитывал в некото­рой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей пра­ва. Вместе с тем в Своде содержалось много устарев­ших норм. В 1836 году была начата работа по созда­нию нового уголовного кодекса. В 1845 году было ут­верждено «Уложение о наказаниях уголовных и ис­правительных ».

15. Свод законов Российской империи. Система Свода. Характеристика отраслей права по Своду законов.

Систематизированная инкорпорация действовавших законов, составленная на основе Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Издание С.з.Р.и. завершило многолетнюю кодификационную работу, начатую еще в конце XVIII в., но законченную лишь в период с 1826 г. по 1832 г. Утвержден в 1832 г., введен в действие с 1.01.1835 г.

Свод состоял из 15 томов, каждый том разделялся на книги, книги — на разделы (всего 8 разделов), разделы — на главы, главы - на отделения. Текст тома располагался по статьям, под которыми давались ссылки на источники. Первый раздел (тт. I-III) включал основные законы - акты о высших органах гос-ной власти (т. I , ч. 1), законы о центральных гос-ных учреждениях - «Учреждения государственные» (т. I , ч. 2), о губернских учреждениях - «Учреждения губернские» (т. II), «Устав о службе гражданской» (т. III); 2-й раздел включал уставы о рекрутах и земских повинностях (т. IV); 3-й - уставы о податях, пошлинах, питейном сборе, акцизе, таможенный, монетный, горный и др. (тт. V-VIII); 4-й - законы о сословиях (т. IX); 5-й — законы гражданские и межевые (т. X); 6-й - уставы: кредитных установлений, торговые, промышленные, путей сообщения и др. (тт. XI-XII); 7-й - уставы о народном продовольствии, общественном призрении и др. (тт. XIII, XIV); 8-й - законы о преступлениях и наказаниях и об уголовном судопроизводстве (т. XV). Всего С.з.Р.и. издания 1832 г. содержал до 42 тыс. статей.

В обновленном виде Свод неоднократно официально переиздавался целиком (в 1842, 1857 гг.). Между изданиями Свода выходили ежегодные и сводные (за несколько лет) его продолжения с указанием на упраздненные и дополнительные статьи. После 1857 г. С.з.Р.и. полностью не переиздавался, выходили отдельные тома (т.н. неполные издания). В неполное издание 1892 г. был введен XVI-й т., включивший Судебные уставы 1864 г.

Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли.

Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на “благоприобретенное” и родовое.

В ст. 262 ч. I т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права “исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно”. Право собственности на землю определялось как право “на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности”. Наряду с правом собственности защищалось право законного владения.

Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество или “действия лиц”. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма. Всякий договор, “правильно составленный”, подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недвижимого имущества, 4) заклад движимого имущества.

Семейное право. Книга первая Свода законов “О правах и обязанностях семейных” регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин - в 18 лет, для женщин - в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего.

Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. “Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома”, - говорилось в статье 78 Свода законов. Жена обязана была “преимущественным повиновением воли своего супруга”, хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79). В имущественных же отношениях супруги были независимы. Приданое жены, а также “имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом”, признавалось отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга.

Дети делились на законных, рожденных в “законном браке”, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться “в здравом уме и твердой памяти” лицами не моложе 21 года, “имеющим по законам право отчуждать свое имущество”. Для завещания обязательной была письменная форма.

При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего. Если не было сыновей, наследниками становились внуки, при отсутствии внуков - правнуки и т.д. Дочь при живых братьях получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: дочери, внучки и т.д. Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии. При отсутствии таких родственников наследниками становились родители. Переживший супруг получал из недвижимого имущества 1/7 часть, а из движимого - 1/4.

Уголовное право. Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой XV тома. Книга состояла из 11 разделов, разделы - из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Здесь впервые были выделены Общая и Особенная части.

В Уложении не было четкой грани между понятиями “преступление” и “проступок”. В ст. 4 записано следующее: “Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано”. Сроки давности устанавливались лишь для преступлений. В Уложении устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающее или отягчающее вину, устраняющие уголовную ответственность. Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание закона не освобождало от наказания. Уложение применялось ко всем российским подданным. Из него были выделены дела, подсудные духовному суду и военным судам. Иностранные подданные, не имевшие дипломатического иммунитета, также судились по Уложению за преступления, совершенные в Российском государстве.

Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. При этом покушение, преступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. За участие в восстании также полагались лишение всех прав состояния и смертная казнь. Составление и распространение письменных и печатных сочинений с целью “возбудить к бунту” каралось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. При этом лицам, не освобожденным от телесных наказаний, дополнительно назначались от 50 до 60 ударов плетью и клеймение.

Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указом 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Однако на практике они применялись широко.

Значительное внимание уголовному процессу было уделено в Своде законов (кн.II, т. XV, свыше 800 статей). Здесь эти нормы составили фактически довольно обширный кодекс с определенной системой построения.

Решающая роль в кодексе отводилась полиции. Ей вверялось следствие и исполнение приговора. Само следствие по закону подразделялось на предварительное и формальное. Дело начиналось по доносу, жалобе отдельных лиц либо по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием.

После окончания следствия дело направлялось в суд. Судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал по составленным “выписям” один из членов суда или секретарь. Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся не субъектом, а объектом процесса.

Свод законов закрепил существовавшую еще со времени “Краткого изображения процессов или судебных тяжб” (1716 г.) систему формальных доказательств. Сохранялось деление доказательств на совершенные и несовершенные. К совершенным относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, признанные им; заключение медицинских экспертов; совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым. К несовершенным доказательствам закон относил: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор им посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики.

По наиболее тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял “мнение” и направлял его в палату уголовного суда для вынесения приговора. Приговоры не были стабильными. Весьма часто они в силу требования самого закона, а также по жалобам осужденных рассматривались в ревизионном порядке в вышестоящих судах. Лица, не освобожденные от телесных наказаний, могли принести жалобу лишь после исполнения приговора, предусматривавшего применение телесных наказаний. В случае необоснованности жалобы жалобщика вновь подвергали телесному наказанию или тюремному заключению.