Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция. Психические состояния.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
58.37 Кб
Скачать

Чувства

Чувства – это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Как психический процесс чувства имеют свои особенности: носят субъективный характер, отражают характер взаимодействия организма со средой, очень разнообразны и вызывают успокоение или возбуждение.

Чувства, как и эмоции, многообразны. По сложности они делятся на интеллектуальные (связаны с познавательной деятельностью человека), нравственные (связаны с мировоззрением, принципами и традициями) и эстетические (связаны с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей).

По направленности чувства делятся на стенические (активизируют деятельность человека) и астенические (вызывают пассивность).

По силе чувства делятся на настроения (слабо выраженное эмоциональное переживание), аффекты (переживания большой силы), страсти (сильные, глубокие и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели).

В отличие от эмоций чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказался объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. В онтогенезе чувства появляются позднее, чем эмоции.

Тема 4. Мотивация и психическая регуляция поведения Понятие мотивации

Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают пове­дению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации, является проблемой при­чин поведения индивида.

Необходимо отметить, что основные теории мотивации разработаны в двух, резко различающихся между собой методологических традициях. Бихевиористские и когнитивистские подходы являются строго экспериментальными, они построены в тра­дициях естественно-научного знания. Это означает, что каждая теория начинается с выдвижения некоторых постулатов, базовых положений, из этих постулатов выво­дятся следствия, которые подвергаются экспериментальной проверке, в результате которой происходит неизбежная и необходимая корректировка основных положений теории. В то же время, подавляющее большинство психоаналитических и гуманисти­ческих концепций разрабатываются и применяются на практике (например, в психо­терапии) без какой-либо экспериментальной проверки, что сближает их по методо­логии с религиозными и эзотерическими учениями, поэтому они несут в себе чрезмерную долю субъективизма и умозрительности. Сторонники этого (так называ­емого феноменологического) подхода объясняют нежелание предпринимать экспе­риментальную проверку следствий своих теорий уникальностью психики человека как объекта исследования, необходимостью использовать приемы понимания, сопе­реживания, вчувствования и т.п. Против последнего, кстати, никто не возражает: понимание, сопереживание, вчувствование – это компоненты интуиции исследовате­ля, работающего в области гуманитарного знания вообще .

Что касается экспериментальной традиции в изучении мотивации, то можно от­метить, что все большую популярность среди исследователей приобретают когнитив­ные подходы к решению проблем мотивации: психологи пытаются все глубже понять, как связаны представления, знания человека о мире с его поведением. Несмотря на то что когнитивистский подход грешит чрезмерным рационализмом, когнитивные теории мотивации привели к понима­нию, что поведение человека может быть правильно интерпретировано, только когда мы рассматриваем взаимодействие личности и ситуации. Когнитивно ориентирован­ные исследователи пересмотрели тезис бихевиоризма о возможности неограничен­ного внешнего (ситуативного) влияния на поведение человека. Они сумели взгля­нуть не только на его поведение, но и на то, что происходит в его психике. В то же время они сохранили строгость эксперимента, присущего бихевиоризму.