Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Studmed.ru_maryutina-tm-ermolaev-oyu-vvedenie-v...doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
1.96 Mб
Скачать

16 Лет (представлены средние групповые данные для каждого возраста

структурированные стимулы: решетки и шахматные поля. Слуховые ВП используются для диагностики сохранности слуха в клинической аудиметрии. В обоих случаях суждение о степени на­рушения функции выносится по результатам сопоставления па­раметров ВП, зарегистрированных у больных (слабовидящих, сла­бослышащих) и здоровых испытуемых того же возраста.

Возрастная динамика временных параметров зрительных, слу­ховых и соматосенсорных ВП в зрелом возрасте имеет общую на­правленность: латентные периоды демонстрируют тенденцию к увеличению. Характер увеличения описывается с помощью урав­нений регрессивного анализа, где возраст выступает в качестве не­зависимой переменной.

Созревание эндогенных компонентов ВП и ССП. Эндогенные или «когнитивные» компоненты ВП, которые отражают обеспече­ние более сложных сторон познавательной деятельности, могут быть зарегистрированы у детей всех возрастов, начиная с младенчества, но в каждом возрасте они имеют свою специ­фику. Наиболее систематические факты получены при исследова­нии возрастных изменений компонента РЗ в ситуациях принятия ре­шения. Установлено, что в возрастном диапазоне от 5 — 6 лет до взрослости происходит сокращение латентного периода и уменьше­ние амплитуды этого компонента. Предпо­лагается, что непрерывный характер изменений указанных пара­метров обусловлен тем, что во всех возрастах действуют общие ге­нераторы электрической активности.

Для компонента РЗОО отмечается отчетливая зависимость от возраста, описываемая так называемыми «кривыми старения», ко­торые характеризуют изменения параметров компонентов РЗОО с возрастом. Показателями старения является увеличение латентно­го периода компонента РЗОО и уменьшение его амплитуды. Кривые старения и линии регрессии, отражающие зависимость латентно­го периода РЗОО от возраста, начиная с 70-х годов XX века, изуча­лись многими авторами. В итоге было установлено, что кривая из­менения латентного периода РЗОО, с учетом детей и подростков, имеет нелинейную форму с отчетливым перегибом в возрасте 16 — 17 лет (рис. 13.4).

140

100

60

N1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 , . ,'

Возраст

Рис. 13.4 Зависимость латентности компонентов РЗОО от возраста для диапазона

от 7 до 78 лет.

В линии регрессии виден отчетливый перелом в 16—17 лет, в связи с чем линейная регрессия вычислена для двух диапазонов возраста: от 7 до 17 и от 18 до 78 (по В.В.Гнездицкому, 1997).

Для латентности РЗОО имеется тенденция к уменьшению этого параметра до 16— 17 лет и затем начинается собственно «кривая старения», латентность увеличивается со скоростью 1.25мс/год (т.е. на 12 мс за 10 лет), а амплитуда уменьшается со скоростью 0,09 мкВ /год (Гнездицкий, 1997).

Аналогичные линии регрессии, описывающие возрастную дина­мику в раннем онтогенезе, а также «кривые старения» получены и для других широко известных эндогенных компонентов ВП: обусловленной эффектами внимания «негативности рассогласования» (см. главу 6.3) и связанного с принятием лингвистического реше­ния компонента N 400 (см. главу 8.7).

На основе этих данных с помощью регрессионного анализа мож­но получить еще один вариант оценки биологического возраста. На­пример, по данным В.В. Гнездицкого (1997), для оценки уровня зре­лости испытуемого по показателям латентности и амплитуды РЗОО могут служить следующие уравнения.

1) для латентности:

возраст= 0,31 ЛП РЗОО — 62, 5 •

2) для амплитуды:

возраст 63,3 — 2,4 амплитуда РЗОО

Например, если латентность компонента РЗОО, зарегистрирован­ного у данного испытуемого в стандартных условиях, равна 330 мс, а амплитуда 9 мкВ, то вероятный возраст этого человека составит при­близительно 40 лет. При сопоставлении этого значения с календар­ным возрастом можно дать оценку состоянию нейрокогнитивных про­цессов у данного человека. Реализуя такой же вариант анализа для оценки когнитивных компонентов ВП в раннем онтогенезе (у детей и подростков) можно получить индексы функциональной зрелости в оценке их когнитивных функций. Таким образом, изучение возрас­тной динамики амплитудно-временных параметров ВП дает еще один инструмент диагностики возраста, с точки зрения соответствия/не­соответствия календарного возраста уровню зрелости нейрофизио­логических механизмов переработки информации.

Сказанное, однако, распространяется только на те компоненты и показатели, которые могут быть зарегистрированы у всех людей, не­зависимо от возраста. В этом случае объектом изучения выступают онтогенетически стабильные характеристики и функции, т.е. такие, которые имеют непрерывное развитие в онтогенезе (см. главу 12.1).

Между тем, хорошо известно, что индивидуальное развитие в це­лом и психическое, в частности, не сводятся только к количественным изменениям. Понятие психического новообразования как своеобраз­ного «маркера» смены этапа или стадии развития является важней­шим при описании психического онтогенеза. По некоторым данным, анализ эндогенных компонентов ВП может оказаться полезным и для изучения этого аспекта психического развития. Высоко информативным здесь может оказаться изучение относительной выраженности и пространственного размещения по коре компонентов ВП (хроно-топографической картины) у испытуемых разного возраста. На­пример, когда в одной и той же экспериментальной ситуации у взрос­лых или подростков наблюдается преобладание одного компонента, а у детей другого, и это преобладание имеет разную выраженность в задних и передних ассоциативных зонах коры (Кок, К.ооуаккег5,1985). К сожалению, исследований такого рода сравнительно мало и на их основе пока трудно выстроить четкую картину. Тем не менее это пер­спективная линия исследований, которая в будущем позволит разра­ботать новое научное направление — возрастную когнитивную пси­хофизиологию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]