Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Studmed.ru_maryutina-tm-ermolaev-oyu-vvedenie-v...doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
1.96 Mб
Скачать

Глава девятая

9. Психофизиология мыслительной деятельности

Изучение мыслительной деятельности в психофизиологии име­ет свою специфику. В теоретическом плане проблема физиологи­ческих основ мыслительной деятельности мало разработана. До сих пор не существует широко принятых концепций (как это, например, имеет место применительно к восприятию или памяти), которые объ­ясняли бы, каким образом ЦНС обеспечивает процесс мышления.

Функциональная система как модель мыслительной деятельности. Теория функциональных систем, пишет Н.Н. Данило­ва (1998, с. 272), позволяет сопоставить основные этапы мыслитель­ного процесса с этапами поведенческого акта. Так, направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъ­екта. Афферентный синтез позволяет выбрать зону поиска решения проблемы. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее подходящей модели, который производится согласно вероятност­ному принципу принятия или отвержения гипотезы с целью ее пос­ледующей проверки и доказательства. В акцепторе результатов дей­ствия в соответствии с принятой гипотезой формируются конкрет­ные цели действия. Выполнение конкретного мыслительного дей­ствия эквивалентно этапу осуществления реального действия и бази­руется на центральной операции, осуществляемой головным мозгом человека — на операции сравнения. Здесь сравниваются исходные параметры реальной модели-задачи с соответствующими параметра­ми наиболее подходящей модели, находящейся в акцепторе результа­тов действия. В случае несовпадения ряда параметров модели дан­ного, конкретного решения и модели, находящейся в акцепторе, ак­тивизируются различные когнитивные процессы, зависящие, преж­де всего, от модальности (типа) решаемой задачи. Все вышеописан­ные когнитивные операции приводят к изменению содержания ак­цептора результатов действия. Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.

Несомненно, что в дальнейшем изложенные представления могут послужить основой для разработки конкретных эксперименталь1-ных исследований по психофизиологии мышления.

Эмпирические подходы к изучению мышления в психофизиологии. В настоящее время есть немало эмпирических исследований, посвященных изучению этой проблемы. Они об­разуют два относительно независимых подхода. Первый из них мож­но условно обозначить как «моделирующий», второй как «диффе­ренциально-диагностический».

В основе первого лежит регистрация физиологических показа­телей в ситуациях моделирования мыслительной деятельности. Он направлен на выявление динамики этих показателей в процессе ре­шения задач разного типа. Варьируя содержание заданий и анали­зируя сопутствующие изменения физиологических показателей, ис­следователи получают физиологические корреляты выполняемой деятельности. На этой основе делаются выводы относительно осо­бенностей физиологического обеспечения решения задач разного типа. Классическим примером такого подхода служат эксперимен­ты О.К.Тихомирова (1984), где в качестве моделей мыслительной деятельности использовалось решение шахматных задач, а в ка­честве физиологического индикатора — динамика кожногальванической реакции (см. главу 2, рис. 2.7).

При использовании таких показателей как ЭКГ, ЭМГ и КГР, на­до иметь в виду, что эти индикаторы отражают преимущественно динамику общего напряжения, обусловленного активационными процессами. Поиск специфических психофизиологических измене­ний, сопровождающих процесс решения задач, связан в первую оче­редь с использованием электрофизиологических методов — ЭЭГ и ВП.

Второй подход, определяемый как дифференциально-диагности­ческий, исходит из того, что присущие человеку способы познава­тельной деятельности находят закономерное отражение в физио­логических показателях, которые в результате этого приобрета­ют устойчивые индивидуальные особенности. Главная задача в дан­ном случае — найти те показатели, которые статистически досто­верно связаны с успешностью познавательной деятельности, на­пример, коэффициентом интеллекта, причем физиологические по­казатели регистрируются независимо от психометрических.

Первый подход позволяет изучать процессуальную сторону, т.е. проследить, каким образом перестраивается физиологическая активность по ходу решения задачи и как результат отражается в ди­намике этой активности. Моделирование умственных задач позво­ляет выделять новые варианты изменения физиологических по­казателей и делать обобщения относительно соответствующих фи­зиологических механизмов. Сложность заключается в том, чтобы, во-первых, разработать информативные модели мыслительной де­ятельности (и соответствующие им задания), и, во-вторых, подоб­рать адекватные методы и показатели, позволяющие в полном объ­еме охарактеризовать деятельность физиологических систем — потенциальных «кандидатов» на участие в обеспечении процесса ре­шения задачи. При этом, строго говоря, выводы распространяются только на тот класс мыслительных задач, которые являются пред­метом изучения. Очевидно, что моделирование не может охватить все сферы мыслительной деятельности человека, и в этом заклю­чается ограниченность первого подхода.

При втором походе такого ограничения нет, поскольку во гла­ву угла ставится сопоставление индивидуально-специфических ус­тойчивых физиологических и психологических показателей. Пред­полагается, что индивидуальный опыт мыслительной деятельности отражается в тех и других. Однако эта логика не позволяет иссле­довать психофизиологию процесса решения задач, хотя по резуль­татам сопоставления и выдвигаются некоторые предположения относительно того, что способствует его успешной организации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]