МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»
Факультет экономики и права
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по этике
Этика ответственности: история и современность
Выполнила студентка 2 курса
дневного отделения
группы П-111
Грамыко О.А.
Проверил доцент
Костенич В.А.
Могилев, 2012
ВВЕДЕНИЕ
В XX веке об ответственности писали и говорили много, но обычно таким образом, что для нее не находили фиксированного места в цепи традиционных этических категорий — от добра и справедливости до любви и зла. Тем не менее категория ответственности привлекала все большее внимание. Наконец, в 1979 году случилось событие, которое ознаменовало собой некий прорыв устоявшегося, традиционного этического фронта. Речь идет о книге Ханса Йонаса (1900—1993) «Принцип ответственности. Поиск этики для технологической цивилизации». Он с энтузиазмом выразил то, что вроде бы знали и другие.
Йонас полагал, что перед лицом все возрастающей технической мощи человечества и грозящих ему глобальных катастроф, ставящих под сомнение его выживаемость, традиционная этика исчерпала себя и, следовательно, нужна новая этика. В этой связи он настаивал на переосмыслении оснований этики и выдвигал на первый клан принцип ответственности. Сходные мысли несколько раньше, чем Йонас, но все в том же 1979 году формулировал Ханс Ленк. Он отмечал, что в постоянно изменяющемся мире этика не может быть чем-то статическим, а должна соответствовать все возрастающей области искусственно созданного: «новые возможности активных действий актуализируют более широкие и модифицированные ответственности...». В отличие от натурфилософски настроенного Йонаса Ленк настаивал на придании философии прагматического характера.
Основания этики ответственности
Переосмысление этики в перспективах концепции ответственности, естественно, обострило интерес к самой ответственности. Что такое ответственность? Понятие, ценность, добродетель человека? Йонас правомерно рассматривает ответственность как принцип, т.е. как первое и основное положение этики. Осмысление первопринципов - это, пожалуй, самое трудное в науке. Неудивительно, что и осмысление ответственности как первопринципа этики встречается с большими трудностями. Довольно часто об ответственности пишут как о чем-то самоочевидном, каждый, мол, знает и понимает, что в рискоёмком мире следует быть бдительным. При всей правомерности приведенного рассуждения оно фактически ничего не сообщает о природе концепта ответственности.
Проводя исторический анализ проблемы ответственности, фактически исходят из определенного понимания этой проблемы. Новая теория не столько приобретается, сколько проверяется на прочность в гуще исторического материала. Переход к актуальным практическим темам не меняет направленность анализа: совершенно недостаточно анализируется теоретическое значение принципа ответственности. Но отсутствие должного внимания к теории всегда чревато недомысливанием. Итак, ближайшим предметом нашего анализа является теоретический смысл принципа ответственности.
К.Байертц отмечает, что «идея ответственности возникла как попытка разрешить определенную проблему», «проблему вменения». Речь идет о вменение субъекту последствий его поступков. Эта мысль не нова. Согласно анализу Ленка социальный психолог Ф. Хайдер уже в 1944 году писал, что проблема ответственности - это проблема атрибуций поступков. Сам Ленк считает, что ответственность — это интерпретационный конструкт, имеющий характер вменения. Ответственность — это в первую очередь «понятие, которое выражается в реляционном вменении нормы посредством оценивания контролируемых ожидаемых поступков». Для Ленка весьма характерно рассмотрение проблемы ответственности в рамках этики ценностей.
Этика ответственности - это усовершенствованная этика ценностей, которой придается более строгий теоретический вид. Отнюдь не случайно важнейшие идеи относительно принципа ответственности формулировали уже философы конца XlX начала XX века, т.е. философы, не находившиеся под впечатлением нынешней научно-технической картины мира. В первую очередь это выводы, к которым пришли Ф.Ницше и М.Вебер.
Ницше рассматривал «длинную историю происхождения ответственности» как этику ценностей, в рамках которой человек становится «исчислимым» и объявляет себя «мерилом ценности». В этой же ироничной манере Ницше острословит: «Гордая осведомленность об исключительной привилегии ответственности, сознание этой редкостной свободы, этой власти над собой и судьбой проняло его до самой глубины и стало инстинктом, доминирующим инстинктом —как же он назовет его, этот доминирующий инстинкт, допустив , что ему нужно про себя подыскать ему слово? Но в том нет сомнения: этот суверенитет человек назовет своей совестью...». Нужно обратить внимание на два существенных вывода Ницше: а) понимание ответственности как «власти над собой и судьбой», б) наименование привилегии ответственности совестью.
Согласно М. Веберу, «мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности». Когда действуют по «этике убеждений», то не держат отчет за их результаты. Когда человек поступает по максиме «этики ответственности», то «надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий... Такой человек скажет: эти следствия вменяются моей деятельности».
Вебер обеспокоен тем, что этика убеждений оставляет без внимания последствия поступков и, следовательно, она «укорачивает» цепь необходимых ценностных определений, ограничивая их сферой сознания.
Различия двух высказываний заключается в следующем:
Веберу нужна этика ответственности для того, чтобы выразить всю полноту ценностных определений и объектов их вменения. Он как бы говорит: если не хочется рассуждать многословно, т.е. и о субъектах, и об их убеждениях, и о поступках, и об оценках поступков, и об их последствиях, то используйте одно слове «ответственность». Продолжая эту логику, можно сказать так: ответственность — это этический акт, взятый в единстве всех е го моментов. В отличие от Ницше Вебер не сводит ответственность к субъективным конструктам типа совести. Для него ответственность есть отношение, которое выводит за границы субъективного,
Ницше разъясняет, что в ценностной этике именно принцип ответственности является основополагающим. Современный исследователь, следуя логике Ницше, утверждал бы первичность ответственности перед совестью: исходя из ответственности можно понять совесть. Противоположный ход мысли — от совести к ответственности — неприемлем, ответственность многограннее совести, одного из своих моментов.
Что касается определения Ницше ответственности как «этой редкостной свободы, этой власти над собою и судьбой», то в ряде отношений оно великолепно. Вопреки своему ироничному настрою к проблеме ответственности, Ницше выразил ее жизненную суть. Ответственность — это та основополагающая форма, единственно в которой человек может эффективно осуществлять свое будущее.
Дело обстоит не так, что человек до поры до времени жил вне этики ответственности, а затем приобрел ее. Фактически с незапамятных времен ему была присуща мораль ответственности, которую он осмысливал в различных, более или менее развитых формах. Это обстоятельство, на наш взгляд, выразил удачно Ленк, который одну из своих статей начал следующим пассажем: «Человек — это существо, способное к ответственности и к принятию ее на себя. То обстоятельство, что он выступает носителем ответственности, отличало его как ранее, так и поныне».
Из общих представлений о содержании этической теории следует, что она должна иметь дело со всеми поступками людей, независимо от отрицательной или же, напротив, положительной значимости их последствий. Надо полагать, что принцип ответственности охватывает все многообразие поступков людей. Но такое утверждение требует обоснования.
Обратим внимание на следующее немаловажное обстоятельство: все авторы, пишущие об ответственности, рассматривают ее в качестве некоторого отношения: кто-то за что-либо ответствен перед кем-то. Они, таким образом, считают, что ответственность имеет релацинонный (от лат. relation — отношение) характер. Но нас интересует не просто ответственность как отношение (между людьми), а принцип отношений, принцип относительности. Принцип относительности должен сообщить нам нечто основополагающее ос поводу всех поступков людей. Чтобы точнее определиться с принципом относительности, целесообразно обратиться к смыслу некоторых существенных новаций науки XX века, связанных с темой относительности. Наши рассуждения окажутся наиболее простыми для понимания в случае подытоживания опыта специальной теории относительности Эйнштейна, идеи которой оказали мощное влияние на весь корпус современных наук.
Эйнштейн на примере анализа физических явлений показал, что «все относительно», релятивно. Более глубокое и основательное истолкование содержания теории Эйнштейна исходит не из релятивизма («все относительно»), а из принципа относительности, который в наиболее лаконичном определении гласит: «Законы физики имеют одинаковую формулировку во всех инерциальных системах отсчета». Оттолкнувшись от физики, возвратимся к общенаучной теме.
Предметом многих наук, являются отношения. Разумеется, эти отношения не во всем совпадают друг с другом, они варьируются в некоторых границах, но не иначе, как в рамках вполне определенных законов. В отсутствие последних нет науки как таковой, пределы которой они задают. Итак, следует различать отношения и законы этих отношений, наиглавнейшие из которых называются принципами. Главный принцип выступает как формулировка одинаковости законов для всех отношений, изучаемых в рамках данной науки. Понимаемый в обобщенном научном виде принцип относительности гласит: в области компетенции данной науки везде уместны одни и те же законы. Принципы относительности фиксируют объем той области, которой релевантны (соответствуют ее сути) законы.
Согласно принципу ответственности в нравственней области ей везде релевантны одни и те же законы. Которые характерны для этики ценностей, которую, как следует из нашего анализа, принцип ответственности не отменяет, но придает ей, вполне определенную «ответственную» заостренность.
Но что это значит «быть ответственным»? Термин «ответственность» восходит к латинскому глаголу respondere - отвечать. Понадобились многие столетия, прежде чем достаточно часто стали употреблять образованные от упомянутого глагола сначала соответствующее прилагательное и лишь потом, во второй половине XIX века, существительное. Со стороны субъекта поступка отношение ответственности есть комплексное действие, прохождение всех ступенек этических отношений и реализация всей их полноты.
Этика ответственности - это этика ценностей, но существенно модифицированная, причем таким образом, что в ней явственно слышится сильнейшая обеспокоенность человечества своим будущим. Этика ответственности - это в идеале, актуальная, злободневная, современная, насущная этика ценностей.
Существенно, что в этике ответственности необходимо различать два принципа: принцип относительности и принцип наибольшей ответственности как интегральной ценности.