Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Черниловский З.М. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА...docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

3. Важное влияние на характер складывающихся феодальных отношений - и не только для франков и будущей Франции - оказала реформа Кайла Мартолда.

Она была проведена франкским майордомом и касалась главным образом собственно франкских владений. Однако после возникновения Франкской империи Каролингов в сфере ее действия оказались Германия и Италия. После завоевания Англии нормандским герцогским домом (см. ниже) созданные реформой отношения были в некоторой своей части перенесены в Англию. По этим причинам можно говорить о международном значении реформы.

Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких франкских королях в первой половине УШ века. Он происходил из знатного и богатого рода Арнульфингов. Его отец также был майордомом, его сын, Пипин Короткий, в 751 году сделался королем франков, устранив "законную" династию. Сын Пипина - Карл Великий. Карл Мартелл мало считался с королями. Подчеркивая его по существу единоличную власть, хронисты называют его обыкновенно "принцепсом".

Стремясь усилить центральную власть в государстве и тем предотвратить его распадение на сеньории, свидетелем чему он был, Карл Мартелл решил создать качественно новое войско - феодальное ополчение, находящееся в строгой зависимости от короля.

Конфисковав некоторую часть земель, главным образом церковных и монастырских, Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициев - пожалований. Бенефициарий был обязан являться на военную службу по первому требованию короля: земля была ему вознаграждением за нее.

Новое ополчение было конным. Только такое войско могло противостоять кавалерии арабов, наводнивших Испанию в угрожавших безопасности франков. Но дело не только в этом.

Конная армия Мартелла была специфически классовым орудием феодального государства - по своему составу, по своей боевой мощи, по способу комплектования и вооружения. Подавление крестьянских выступлений становится ее главной функцией.

Само слово "конник" (фр. "шевалье", нем. "риттер" - "рыцарь") получает вскоре особое значение, указывая на принадлежность к привилегированному сословию.

Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король делался сеньором, бенефициарий - вассалом (от кельтского слова "gwas" - человек). Получение земли сопровождалось клятвой верности. Соответствующий обряд, очень торжественный, назывался оммажем, от латинского homo - человек: одно лицо делалось "человеком" другого; именно в это время возникло выражение "мои люди".

После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого.

Своих непосредственных целей Карл Мартелл достиг. Новое войско позволило его сыну сделаться королем, а его внуку объединить под своей властью почти все христианские земли запада. Тем не менее рассматриваемая в более широком историческом плане реформа Карла Мартелла не только не помешала распадению государства, но даже содействовала этому.

Зависимое положение бенефициариев вынуждало их упорно и настойчиво добиваться превращения поместий в неотчуждаемые и наследственные феоды.

В конце концов им этом удается. И тогда ничто не сдерживает больше сепаратизм, автономию сеньорий. Экономика поместий носит натуральный характер. Рыночные отношения очень слабо развиты. В экономических связях нет особой нужды. Национальные связи не существуют по той причине, что еще не сформировались нации. Только общий политический интерес мог бы сдержать феодальное раздробление (как это мы увидим на примере Англии). Но такого интереса не существовало у франков.

4. Первые франкские короли обладали довольно широкой властью. Они созывают, согласуясь с обычаем, народные ополчения и командуют ими во время войны, издают обязательные для всех распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги.

Непосредственной опорой служила им военная дружина, жившая при дворе и содержавшаяся на его счет.

Феодализирующаяся знать оказывает в тот период поддержку королю и его администрации. Без сильной центральной власти было бы невозможно экспроприировать земли крестьянских общин, ликвидировать царившее в них самоуправление, подчинить свободное население страны феодальным законам. Следует иметь в виду, что свободный франк той поры был непременным участником военного ополчения, умел постоять за себя, относился к старинным установлениям как к святыне.

Хлодвиг и его потомки (Меровинги) преследовали две главные цели. Первая из них заключалась в ликвидации племенного сепаратизма, в объединении всех частей государства. Вторая - в том, чтобы, сначала оттеснив выборную крестьянскую администрацию, ликвидировать затем старые формы управления вообще - все эти традиционные собрания деревень, сотен (объединения деревень) и пр., к которым германцы привыкли исстари, - подчинить страну, разбитую на территориальные округа, королевским чиновникам и судьям.

Через 200 лет после Хлодвига обе эти задачи были в основном выполнены.

В борьбе за объединение страны потомки Хлодвига обнаружили необыкновенное вероломство и жестокость. Сын Хлодеига Хлотар собственноручно зарезал детей своего погибшего брата, которые могли бы претендовать на престол, и одновременно с тем приказал перебить всех тех, кто мог бы мстить за их смерть.

Правнук Хлодвига Хлотар II стал единственным правителем франков после того, как были убиты его отец и дядя - оба короли - и все те братья, которые были соперниками. Вместе с этими королями погибли и их сторонники, и таким образом значительная часть старой родовой знати, противившейся централизации, была истреблена физически. Остальные смирились.

Ликвидация старых форм самоуправления была осуществлена постепенно. Сначала королевский уполномоченный (сацебарон) появляется в собрании сотни только для того, чтобы потребовать причитающиеся королю судебные штрафы. Эпизодические наезды сменяются постоянным контролем, осуществляемым графом - чиновником, назначенным для управления определенным округом.

Собираемые по традиции общеплеменные сходки, называемые "мартовскими полями", превращаются в военные смотры. Они уже ничего не решают. Законы и приказы здесь только доводятся до сведения.

Об упадке прежнего значения мартовских полей говорит эпизод с Суассонской чашей, рассказанный хронистом Григорием Турским.

Однажды при дележе военной добычи король Хлодвиг заявил ополчению, что помимо своей доли он хотел бы получить еще чашу, взятую при разграблении церкви. Воины ответили, что не могут противиться королевской воле. Но один из них поднял секиру и разрубил чашу пополам, сказав: "Ничего ты не получишь сверх того, что полагается тебе по жребию". Хлодвиг стерпел. На следующий год, когда ополчение собралось снова, король подошел к строптивцу, вырвал у него секиру, бросил ее на землю, заставил за ней нагнуться и в тот самый момент разрубил ему голову: "Так ты поступил с чашею в Суассоне". После этого он приказал ополчению разойтись. И последнее безмолвно подчинилось.

Центральное управление в том виде, как оно сложилось при Меровингах, было сравнительно простым: майордом - первый сановник (а начиная с Карла Мартелла - действительный глава государства), дворцовый граф - юридический советник короля, референдарий - управитель его канцелярии и др. Королевской конницей командует "маршал". Строгого разграничения обязанностей, однако, не существует.

Королевские чиновники награждались имениями, располагали некоторой частью судебных штрафов. С течением времени они превратили эти имения в феодальную собственность, а названия должностей (граф, виконт и пр.) - в почетный наследственный титул. Уже Хлотар П (VI в.) должен был объявить, что должность графа будут замещать только те, кто принадлежит к местной землевладельческой знати. Тем самым был сделан важный шаг к последующему политическому распадению страны.

Переворот 753 года дал франкам новую династию, названную Каролингской по имени ее самого значительного представителя - Карла Великого (768-814 гг.). Франкская держава достигает при нем вершины величия. В результате многочисленных завоевательных походов франкам были подчинены земли саксов, значительная часть будущей Австрии, Швейцарские провинции, северо-восток Испании и пр. В 800 году римский папа провозгласил Карла "римским императором".