
Художественные стили Средневековья
Искусство западноевропейского средневековья подразделяется в своей эволюции на три этапа: дороманский, романский и готический.
Романский стиль (XI—XIII вв). В X-XI в. художественная культура Средневековья впервые смогла создать единый общеевропейский стиль, который впоследствии получил название «романский». Этот термин был введен в оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский», т.е. римский. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян.
Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.
Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому замок служил защитой во время осады. Несмотря на свое сугубо утилитарное назначение, замок одновременно стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестностью, либо на островах широких рек и озер. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, соединенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами на верху. Они были окружены широким рвом, имели подъемный мост и укрепленный портал.
Замковый ансамбль также включал в себя высокую круглую или прямоугольную сторожевую башню — донжон, которая была меньше других объемом, но зато выше всех остальных. Там днем и ночью находился караульный и наблюдал за окрестностями через слуховые окна башни, кроме того, там находились набатные колокола. Под донжоном располагались подземелья, многочисленные кладовые, покои владельца, помещения для слуг и охраны. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входили капелла и множество хозяйственных построек. Возвышаясь над убогими хижинами, деревянными и глиняными домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, несокрушимой надежности. Таким был один из самых величественных и мощных замков Франции — замок Пьерфон к северу от Парижа (1а, б, в).
Хотя в романский период светское зодчество только формировалось, Нормандия сохранила нам и пример крепостной архитектуры — крепость Шато-Гайар (2а,б), построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце в 1189— 1199 гг. для защиты английских владений в Нормандии.
С XII в. в Европе началось массовое возведение городов, центрами которых органично становились городские площади с кафедральными городскими соборами. Города стали соперничать великолепием городских храмов, стараясь превзойти друг друга их изяществом. Кафедральные соборы существенно отличались от монастырских церквей тем, что они предназначались не только для богослужения и были тесно связаны с жизнью города: здесь собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические реликвии и сокровища и т.д. Соборы строили с расчетом вместить в него все население города. Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских сцен. Главной задачей художника было воплощение библейского начала, а из всех человеческих чувств предпочтение отдавалось страданию, ибо, по учению церкви, — это очищающий душу огонь.
Узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к постоянно возраставшему потоку верующих и паломников, поэтому романские храмы стали строиться большими по размерам: церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне (3), церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (4) ; церковь аббатства Клюни (5), церковь Сент Трините в Кане (6).
Иногда аскетический облик храма смягчался обильным наружным декором. Так, западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье весь от портала до фронтона покрыт скульптурной резьбой (4). Каменная резьба наружных стен соборов состояла из растительного и зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических Рживотных, сплетающихся шеями или хвостами (этот мотив был заимствован у Востока). Мотив полукруглой арки, одного из главных признаков романского стиля, активно работал в интерьере: вид в центр храма открывался через большие арки и аркаду (ряд связанных друг с другом арок) вдоль главного нефа.
Романский стиль нашел свое выражение не только в архитектуре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений конечно же были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны романским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты. В Германии в XI в. все больше места в изобразительном искусстве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. В дальнейшем этот мотив станет в католицизме доминирующим и даже вытеснит образ Христа как Вседержителя.
Церковь требовала, чтобы искусство было не только «Евангелие для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда такие сюжеты, как «Страшный суд», апокалиптические видения, страдания и смерть Христа («Страсти Христовы»). Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной была излюбленным мотивом романского искусства. Причем сцены страданий и мученичества мастер воплощал, руководствуясь преимущественно не канонами, а собственной фантазией, особенно при изображении Страшного суда. На стенах храмов изображали сюжеты из историй, басен, даже из светских романов, а также реальных людей и фантастических существ, облик которых был почерпнут из хроник или создан народной фантазией (аспиды, василиски и др.). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно.
Нравственное начало выступало важной составной частью средневековой гуманности. Красота должна была быть морально оправданной. Красивыми считались изображения людей немощных телом, но обладающих религиозной верой и нравственной чистотой. Мастера стремились утвердить лучшие стороны человеческой натуры.