Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

trofimov_v_k_istoriya_filosofii

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
2.69 Mб
Скачать

Глава 6. Немецкая философия второй половины XVIII-XIX вв.

модействия. Чувственное познание как бы поставляет пер- вичный мыслительный материал данные ощущений, вос- приятий и т.д., который затем осмысливается в формах ло- гического познания. В результате раскрывается сущность тех или иных явлений, их закономерные связи и отноше- ния. Под влиянием логического мышления совершенству- ется процесс чувственного отражения предметов и явлений действительности.

С позиций признания диалектического единства и вза- имодействия чувственной и рациональной сторон позна- ния мира марксистская философия подвергает критике как представителейтакназываемогосенсуализма(отлат. sensus

чувство), которые основную роль отводили чувственно- му познанию, так и представителей рационализма (от лат. ratio – разум), которые основную роль отводили рациональ- ному (логическому) познанию. Как известно, начало рацио- налистической философии Нового времени положил фран- цузский философ XVII в. Р. Декарт, а у истоков сенсуализма того же XVII в. стоял английский философ Дж. Локк.

При анализе процесса познания неизбежно встает вопрос об истине. Согласно марксистской философии, суть данно- го вопроса в том, чтобы определить, насколько получаемые знания соответствуют действительности, т. е. происходящим в мире реальным процессам. Она исходит из того, что челове- ческие знания о мире отражают свойства самого этого мира, его предметов и явлений, их связи и отношения. Поэтому со- держание этих знаний не зависит ни от отдельных людей, ни от человечества. Так, например, ученый, открывший тот или иной закон природы, не выдумывает его из своей головы, а отражает то, что есть в самой природе. Это говорит о том, что содержание человеческих знаний о мире объективно. Это и выражается в понятии «объективная истина».

Истина толкуется в марксистской философии как про- цесс. Это значит, что человеческие знания о мире постоянно

211

История философии

развиваются. Познание идет от явления к сущности, далее

к сущности более глубокого порядка, к открытию фунда- ментальных законов развития тех или иных явлений. Этот процесс отразился в понятиях относительной и абсолютной истины. Относительная истина есть частичное, неполное знание. В процессе познавательной деятельности оно может быть дополнено, в чем-то исправлено, стать более полным и глубоким. Под абсолютной истиной понимается исчерпыва- ющее знание об объекте или какой-то его стороне. Это зна- ние не опровергается дальнейшим развитием науки. К чис- лу таких истин относят, например, выводы науки и фило- софии о том, что явления материального и духовного мира находятся в развитии, что источником развития являются противоречия.

Марксистская философия указывает также на конкрет- ность истины. «Абстрактной истины нет, истина всегда кон- кретна», – повторял Ленин вслед за Гегелем и Плехановым. И пояснял: «Чтобы действительно знать предмет, надо охва- тить, изучить все его стороны, все связи и опосредования». Необходимо понять объективную логику развития данного предмета, во многом определяемую характером его связей и отношений с другими предметами.

Как уже было сказано ранее, с точки зрения марксизма основой и целью познания является общественная практи- ка. Она направляет познавательный процесс в соответствии с потребностями и интересами людей. На их основе опреде- ляются цели познавательной деятельности людей. Прак- тика выступает и как критерий истины. В практической предметно-преобразующей деятельности людей проверяет- ся соответствие их знаний объективной действительности. Становится ясным, какие их представления и теоретические концепции являются истинными, а какие ложными.

Выделяются такие формы практики, как научный опыт (эксперимент), производственная и в целом общественно-

212

Глава 6. Немецкая философия второй половины XVIII-XIX вв.

историческая деятельность людей. Каждая из них выступа- ет как критерий истинности соответствующих знаний лю- дей о природных и социальных явлениях, о сущности тех или иных обществ и государств, о направлении историче- ского процесса, о человеке, смысле его жизни и способах са- моутверждения в обществе.

Материалистическое понимание истории. Важнейшим разделом марксистской философии является материали- стическое понимание истории, то есть развития общества и

вцелом исторического процесса. Оно заключается прежде всего в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития человеческого общества, ка- ковой, по мнению Маркса и его последователей, выступает производство материальных благ. Указывается на то, что производственно-экономические отношения между людьми

вконечном счете определяют все иные общественные отно- шения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические отношения между классами и другими со- циальными группами.

Общество предстает как некий более или менее устойчи- вый социальный организм общественно-экономическая формация, развивающаяся по законам развития матери- ального производства и прежде всего экономических отно- шений между людьми. Данные отношения рассматривают- ся как основное содержание общественного бытия людей, на базе которого формируются различные формы их обще- ственного сознания политическое, правовое, нравствен- ное, эстетическое, религиозное, а также философское. Все стороны развития общества рассматриваются в их слож- ном и противоречивом взаимодействии. Тем самым раскры- ваются многие проблемы социальной диалектики, которые всесторонне анализируются в социальной философии марк- сизма.

213

История философии

6.5 Кризис традиционной формы философского знания. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Начиная с середины XVIII в., в европейской философии господствующее положение занимает рационалистическое направление. Установки рационализма продолжают оказы- вать свое влияние на развитие философского процесса и в XX в. Ярким примером такого влияния являются различ- ные школы «философии науки». Однако к середине XIX в. в развитии западноевропейской философии происходит се- рьезный сдвиг на передний план выступают иррациона- листические концепции.

Тот факт, что иррационализм приходит на смену раци- онализму и занимает господствующее положение в запад- ноевропейской философии в конкретный исторический пе- риод, несомненно свидетельствует о том, что для этого име- лись определенные идейные и социальные причины. Мож- но с полной уверенностью сказать, что утверждение фило- софского иррационализма происходит по мере разочарова- ния широких масс людей в тех идеалах, которыми опери- ровал философский рационализм. К середине XIX в. люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди пе- рестали видеть в мировом историческом процессе проявле- ние и осуществление высшего разума. Из-за этого утратила свою притягательную силу идея приоритета социально- исторической активности человека. В философии, литера- туре, искусстве этого времени утверждается мысль о бес- почвенности и тщетности всех упований человека на то, что объективное движение мирового процесса гарантиру- ет осуществление собственно человеческих целей, что по- знание его закономерности может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Неверие в конструктивно-

214

Глава 6. Немецкая философия второй половины XVIII-XIX вв.

созидательные силы человека, исторический и социаль- ный пессимизм, скептицизм таковы основные черты умо- настроения второй половины XIX – XX вв., которые легли в основу иррационализма как философского направления со- временной западноевропейской философии.

Под влиянием этого умонастроения происходит перео- смысление рационалистической концепции отношения че- ловека к окружающей действительности, изменение пред- ставления о смысле, цели и назначении человеческой дея- тельности и познания, пересмотр самого способа истолко- вания человеческого мышления и сознания. Если рациона- лизм мистифицирует рационально-целесообразные формы человеческой активности, то в иррационализме духовное отождествляется со спонтанными, бессознательными им- пульсами, эмоционально-волевыми и нравственно- практи- ческими структурами субъекта. Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объявляются в ирраци- онализме производными от первоначальной, досознатель- ной основы.

С отрицанием законообразности и причинной обуслов- ленности в иррационалистических учениях тесно свя- зано отрицание как познавательной, так и деятельно- преобразовательной активности субъекта. Представите- ли иррационализма решают проблему субъекта безотноси- тельно к тому процессу, в котором человек познает и преоб- разовывает мир и в котором силы и возможности природы становятся силами и возможностями самого человека. Поэ- тому основную задачу философии они видят не в познании законов объективности мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности, утверждение ее внутренней духовно-нравственной жизни. Теоретико- познавательному и реально-преобразовательному отноше- нию к миру, выраженному в системах рационализма, ирра- ционализм противопоставляет нравственно-практический.

215

История философии

Свои усилия иррационалисты направляют прежде всего на выработку эмоционально-нравственных установок, слу- жащих для ориентировки человека в межличностных си- туациях. На смену субъектно-объектным отношениям, ха- рактерным для рационализма, иррационализм выдвига- ет субъектно-субъектные отношения. Человек рассматри- вается, главным образом, как субъект общения (коммуни- кации).

В философской теории иррационализм противопостав- ляет гносеологическому подходу рационализма аксиоло- гический. Поскольку активность субъекта, с точки зрения иррационализма, проявляется не в познавательной и не в реально-преобразовательной, а в нравственно-оценочной деятельности, постольку снимается проблема объективно- сти познания и заменяется проблемой оценивания мира, с точки зрения условий бытия в нем личности. Понять же ис- тинную ценность того или иного явления, рассуждают ир- рационалисты, может только человек. Человека отличает от животного не разум, не способность к понятийному мыш- лению, а, прежде всего, способность к нравственной оцен- ке. Человек это не бесстрастно-теоретическое существо, а субъективно-заинтересованное в целях и задачах своей де- ятельности, поэтому наиболее важными для него являют- ся ответы на вопросы не «что это такое?», а «что означает эта вещь?», «какой цели она служит?». Таким образом, человек становится мерилом всего бытия, а гносеологический под- ход уступает место аксиологическому, в основе которого ле- жат установки антропологизма.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) немецкий философ-

идеалист, представитель иррационализма.

Воля для Шопенгауэра абсолютное начало, корень все- го сущего. Сохраняя кантовское противопоставление «ве- щей в себе» и явлений, Шопенгауэр вопреки Канту утверж- дал познаваемость «вещи в себе». Истинная философия, по

216

Глава 6. Немецкая философия второй половины XVIII-XIX вв.

Шопенгауэру, исходит не из объекта, как материализм, и не из субъекта, как субъективный идеализм, а из представле- ния, в котором Шопенгауэр видел первый факт соотноси- тельные объект и субъект. Форма объекта – «закон достаточ- ного основания», выступающий в четверояком виде: как за- кон бытия (для пространства и времени), закон причинно- сти (для материального мира), закон логического основа- ния (для познания) и закон мотивации (для действия). За- кон основания не касается субъекта и служит формой лишь для объектов. Закон основания (как форма всякого объекта) имеет силу только в пределах мира явлений. Интуитивное познание первый и важнейший вид знания; весь мир реф- лексии покоится на мире интуиции. По Шопенгауэру, нау- ка не столько деятельность познания, сколько функция, на- правленная на служение воле. Интеллект познает не сами вещи, а только их отношения, от которых зависит удовлет- ворение практических интересов воли. Истинно совершен- ным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли. Это недоступное науке созерцательное познание доступно худо- жественному воззрению, опирающемуся не на интеллект, а на интуицию. Научное мышление всегда сознательно, отда- ет себе отчет в своих принципах и действиях, деятельность художника бессознательна, иррациональна. Для человека возможен выбор решений, и эта возможность делает челове- ка ареной борьбы мотивов, на которые в соответствии со сво- им характером каждая личность реагирует.

Шопенгауэр утверждает, что в основе всего, что нас окру- жает, лежит некое беспредельное и вездесущее начало воля. Она многолика. Огромна ее роль, например, в расти- тельном царстве. Здесь она воплощает стремление, жела- ние, бессознательное вожделение. Верхушка дерева тянет- ся к свету, стремится постоянно расти только вертикально. Корень требует влаги. Семя, брошенное в землю, пустит сте-

217

История философии

бель вверх, а корень вниз. Гриб пробивается через стену, цветок сквозь асфальт. Все это проявление воли.

Воля это сила, благодаря которой появляются существа, индивидуумы, живущие в пространстве и времени. Воля есть то, что стремится к существованию, становится быти- ем, объективируется во множестве различных воплощений. Сама она не подчинена законам пространства и времени и не может быть познана. Но ее реальные обнаружения интел- лект способен воспринимать. Они обнаруживают себя зако- номерно, в постоянных формах, в соответствии с теми неиз- меняющимися формами, которые Платон назвал идеями.

Воля это неизменное вожделение бытия. Пока она су- ществует, сохраняется и Вселенная. Волю можно опреде- лить как метафизическое, то есть извечное глубинное нача- ло. Сознание только проявление ее. Воля это сущность, сознание лишь обнаруживает ее.

По мнению Шопенгауэра, которое вполне совпадает с кантовским, мир есть не что иное, как мое представление. Важно различать мир в себе, независимый от моих чувств, и мир, каким я его вижу и познаю, то есть мир феноменаль- ный. Шопенгауэр различает два мира. Один как явление, как представление. Другой отделен от него целой пропастью. Это мир реальностей, мир воля. В первом царит причин- ность, как и во всем, что находится во времени и простран- стве. Второй не соотнесен со временем и пространством. Он свободен от всяких пределов и ничем не сформирован, не стеснен. Провести различие между этими двумя мирами задачафилософии, поШопенгауэру. Мирфеноменальный, по Шопенгауэру, – это моя идея, продукт моей умственной орга- низации. Предположим, я был бы организован как-то ина- че. Что это означало бы? Мир преобразился бы, представил- ся бы мне совершенно иным, сотканным из других феноме- нов. Стало быть, все зависит от субъекта, который воспри- нимает мир.

218

Глава 6. Немецкая философия второй половины XVIII-XIX вв.

Он рассматривал музыку как высшее из искусств, по- скольку она имеет своей целью не воспроизведение идеи, а непосредственное отношение самой «мировой воли». «...Всю- ду музыка выражает только квинтэссенцию жизнь и ее со- бытий, никак ни их самих... именно эта исключительно ей свойственная общность, при точнейшей определенности, со- общает ей то высокое достоинство, которым она владеет как панацея от всех наших страдании. Если таким образом му- зыка слишком старается приладиться к словам и событи- ям, то она силится говорить языком, который не есть ее соб- ственный».

Внимание к человеку, к его богатейшей и неисчерпаемой субъективности определяется у Шопенгауэра в индивидуу- ме категорией «воля». «Человек становится той осью, вокруг которой вращается макро- и микрокосмос, причем ценност- ные характеристики последнего опять-таки определяются путем соотнесения с человеком, а именно: добро это для че- ловека или зло».

Шопенгауэр едва ли не первый в европейской филосо- фии усомнился в том, что существуют обязательные нормы, без которых человеческое поведение невозможно оценивать как нравственное. Он создал новую традицию, которая на- шла своих последователей в лице Ф. Ницше, С. Кьеркегора и других мыслителей, отвергнувших нормативность в мора- ли. Немецкий философ полагал, что в этике нет и не может быть каких-то заведомых установлений, законов, предписа- ний. Нравственный опыт каждого человека настолько уни- кален, самобытен, что его никак невозможно подвести под некую общую скрижаль.

Такое представление закономерно вытекает из шопен- гауэровской критики разума. Ведь интеллект навязывает личности директивы и нормы. Воля же свободна от таких стеснений. «Волю человек дал себе сам, – писал Шопенгау- эр, – ибо воля это он сам. Разум же благо, дарованное ему

219

История философии

небом, вечностью, таинственною судьбою, необходимостью, в руках которой человек игрушка».

Разум в человеке, согласно Шопенгауэру, – это продукт воли. Он погибает вместе с индивидуумом, но воля при этом не утрачивается, не разрушается. Она вообще не подверже- на никаким изменениям, поскольку тождествена сама себе, то есть в равной степени обнаруживается и у клеща, и у че- ловека. Различие лишь в несущественном в объекте жела- ния, в мотиве желания и осознании, осмыслении этого по- буждения. То, что в природе царит порядок, зависит вовсе не от разума. Последний подвижен и изменчив, он-то и вселя- ет в мире безмерное многообразие. Мерилом же жизни оста- ется всегда воля.

Шопенгауэр считал, что истинная добродетель и чистое благородство вытекают не из отвлеченного познания, а из познания непосредственного и интуитивного, которое ни- какими размышлениями не приобрести. Познание играет огромную роль в жизни людей. Но человек далеко не всегда соотносит свое поведение с мерками добытого знания. На- дежда и страх, любовь и ненависть искажают рожденные интеллектом представления.

В человеке заложено несколько программ, и было бы наивно полагать, будто они соотнесены, гармонизированы в некой сфере ума или воли. Напротив, уникальность чело- века проявляется именно в этой изначальной «рассогласо- ванности». Мир, в котором живет человек, размышляет Шо- пенгауэр, зависит прежде всего от того, как его данный че- ловек понимает. Проще говоря, человек так же может вылез- ти из своего сознания, как из шкуры, и непосредственно жи- вет только в нем.

Этика Шопенгауэра пессимистична. Страдание, по Шо- пенгауэру, неотвратимо и присуще жизни. Счастье имеет всегда отрицательный характер и сводится лишь к времен- ному освобождению от страданий, за которым последует но-

220