Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть 1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Что делать новой географии в новой России: мысли вслух

О патриотизме и политической географии

Недавние события, связанные с изменением в Уставе и руководстве Русского географического общества вселяют определенный оптимизм в оценке роли географической науки в современном обществе. Программные заявления, прозвучавшие из уст Президента РГО и Председателя Попечительского Совета РГО определяют принципиально новые подходы в развитии географии и ответственность географов в решении практических задач, которых так много сегодня в нашей стране.

Возьмем на себя смелость развернуть эти тезисные выступления с позиции современной политической географии и сравнительного страноведения. Как известно, в последние годы В.В.Путин и С.К.Шойгу посетили самые дальние и живописные уголки России. Это и рыбалка в истоках Енисея в Саянах, погружение на дно Байкала в глубоководном обитаемом аппарате «Мир», изучение мест обитания уссурийского тигра и дальневосточной белухи.

Можно предположить, что эти впечатления легли в основу базисного вывода о том, что в российском обществе мало или вообще отсутствует понятие патриотизма, которое можно воспитать только на любви к родной земле, большой и малой Родине. Стоит только посмотреть прилавки киосков печати и книжных магазинов, где рассыпаны сотни коммерческих журналов и газет и нет ни одного квалифицированного краеведческого издания для школьников и простого читателя. Поэтому на наш взгляд одной из важнейших задач «Русского географического общества» является издание популярного географического журнала российского уровня и его региональных аналогов, а также поддержка существующих некоммерческих изданий, таких как научно-популярный журнал «Мир Байкала», издаваемый уже на протяжении семи лет Байкальским институтом природопользования СО РАН. Кроме того самым доступным и влиятельным источником знаний для населения является телевидение и только государство может обеспечить работу масштабных проектов, подобных телеканалу «Культура», посвященных теме родной земли, края.

В условиях глобализации важно знать не только свою родную землю. Современный мир сотрясают военные действия, связанные с экономическими, политическими, национальными и религиозными конфликтами. Даже казалось бы в таких благополучных странах как Канада, Великобритания, Испания, Италия общество во многом разделено по языковым, экономическим и этническим причинам. Так, в надежде смягчить центробежные тенденции на Северном Кавказе, Россия решила этот вопрос объединяя малые этнические автономные образования с соседними регионами. Однако почему-то эта затея коснулась части северных, сибирских и дальневосточных этносов, которые никогда не страдали сепаратистскими настроениями1.

С нашей точки зрения, именно географы должны объяснять социо-природное устройство окружающего мира и причинно-следственные связи, которые движут им, предлагать новые пути совершенствования государственного устройства. Достаточно упомянуть, что монархи и государственные лидеры, такие как Петр I, В.И.Ленин, Н.А.Назарбаев с целью усиления централизации управления меняли географическое положение столицы. Один классик справедливо отметил: «Государство сильно сознательностью масс, когда массы обо всем знают, обо всем могут судить и на все идут сознательно» [2, с.21].

О «новых» соседях

Из географии известно, что Россия богата не только природными ресурсами. Вдоль сухопутных и морских границ она граничит с шестнадцатью государствами, что больше чем у любой другой страны. К сожалению, исторические традиции и географическое положение не позволяет реализовать необходимый выбор в соответствии с известной пословицей: «Прежде чем построить дом надо выбрать хорошего соседа», поэтому для современной России одним из важных направлений в геополитике должна стать разработка дифференцированной стратегии и тактики взаимовыгодных отношений с «новыми» соседями по планете. Мы далеки от мысли выдачи готовых рецептов разработки дипломатических документов, однако с некоторой долей условности среди всех бывших союзных республик необходимо особо выделить взаимоотношения России и Белоруссии. Во-первых, Белоруссия исторически была этнически дружественной русскому народу. Во-вторых, её таможенные границы являются коридором к европейским странам и, в-третьих, в Белоруссии расположены стратегические военные объекты, противостоящие «натовским» структурам. По нашему убеждению, эти аргументы не могут подменяться личными отношениями лидеров государств или иными краткосрочными экономическими интересами.

Во взаимоотношениях с другими странами-соседями, возникшими на постсоветском пространстве более целесообразно определить приоритеты российских геополитических и экономических интересов исходя из принципа «худой мир лучше доброй ссоры», иначе возможно повторение негативного опыта в решении соседских проблем с Украиной, Грузией, прибалтийскими республиками. С Финляндией и Норвегией, которые граничили еще с Советским Союзом, у России нет особых стратегических интересов. Таким образом можно сказать, что за исключением Белоруссии, вдоль западных границ России созданы три барьера из стран, которые относятся к ней с преобладанием негативных эмоций и даже действий.

К первому рубежу мы относим бывшие союзные республики, время от времени предъявляющие те или иные претензии к метрополии, ограничивающие права русскоязычных граждан. Далее расположены страны, некогда входившие в Варшавский договор, а сегодня выполняющие роль восточного форпоста военного блока НАТО. Замыкает этот список традиционные соперники из натовских государств противостоящие России ещё с времён холодной войны.

Такое противодействие должно заставить политиков более интенсивно развивать сотрудничество на восточных рубежах страны, с Монголией и Китаем. К сожалению, в последние десятилетия в отношениях с вековыми соседями у России наблюдается период явных охлаждений. Увлекшись демократическими реформами, российские политики на два десятка лет забыли о Монголии. Отметим, что такое же отношение мы наблюдаем к некогда дружественной Кубе, построившей социализм по нашему образцу в западном полушарии.

Не надо быть крупным стратегом, что бы понимать важность географического положения Кубы и Монголии, находящихся вблизи границ США и Китая, двух государств, в решающей степени определяющих мировую геополитику. Для этого достаточно вспомнить «карибский кризис» или военный конфликт Китая и Вьетнама, источником которых стало защита геополитических интересов Советского Союза. Как бы мы не относились к историческому прошлому нашей страны, на мы не должны забывать тот факт, что именно в те годы её территория и её авторитет в мире был намного больше.

На данный момент стратегические интересы российского государства неразрывно связаны с восстановлением утерянных геополитических позиций, поэтому особое значение приобретают интересы вдоль тысячекилометровых границ с Китаем и Монголией, через которые Россия имеет выход на «азиатских тигров».

За время, когда руководство нашей страны «увлеклеклось» Западом, Монголия вошла в орбиту интересов США, Японии и Южной Кореи. Так, новое поколение монголов практически не говорит по-русски. Ограниченный контингент монгольских военных многократно участвовал в составе американских экспедиционных войск в Ираке. Монголия не входит в Шанхайскую организацию сотрудничества. На её территории происходят совместные американо-монгольские военные учения. Последние выборы президента Монголии и приход власти демократов прошли по сценарию «цветных» революций при явном интересе США.

Между тем, в Монголии разведаны и эксплуатируются крупнейшие месторождения золота, коксующегося угля, меди расположенные вблизи китайских границ. Страна входит в десятку государств, имеющих стратегические запасы урана, в освоении которых заинтересована не только Россия. Отметим, что в Монголии расположена половина бассейна реки Селенги, основного притока озера Байкал, имеющего статус участка мирового природного наследия и через неё проходит кратчайший железнодорожный путь из Европы в Китай.

Вышесказанное позволяет перевести обычные приграничные связи с Монголией в ранг стратегических отношений, которые могли бы частично компенсировать геополитические потери на западных границах страны.

Из опыта китайских реформ: следствия для России

О китайском экономическом чуде, сегодня не говорит только ленивый. Однако эти рассуждения чаще всего абстрактны, либо сводятся к экспансии трудовых мигрантов. Между тем, документы, недавно подписанные лидерами России и Китая об освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока принципиально меняют значение российско-китайских отношений. Таким образом, практически официально российское руководство признало невозможность самостоятельного развития экономического потенциала Сибири и Дальнего Востока без участия китайского капитала. Сегодня уже неоспорим тот факт, что развитие Азиатской России в значительной степени определяется масштабами экономического сотрудничества с Китаем, который планомерно развивает свою промышленную индустрию и агрокомплекс вдоль наших границ.

Следует отметить, что данные соглашения предусматривают строительство предприятий по добыче природных ресурсов на территории России, а перерабатывающих комплексов на территории Китая [3]. Как известно, многие российские производства испытывают дефицит трудовых ресурсов. Отчасти эту проблему решает приток китайских мигрантов. В настоящее время в попытках обеспечить занятостью безработных региональные власти ограничивают лимиты на «гастарбайтеров», что резко снижает эффективность работы предприятий. В возникшей ситуации вполне вероятно, что спрос на традиционные российские трудовые ресурсы будет падать, поскольку собственников предприятий более всего будет интересовать эффективность производства и быстрое извлечение прибыли и в том числе за счет освоения наиболее богатых месторождений полезных ископаемых, леса и земли.

С начала этого столетия руководство Китая разработало и успешно реализует Программу возрождения Северо-Восточного Китая, включая провинции, непосредственно граничащие с Забайкальем и Дальним Востоком [5]. Этим документом предусматривается создание крупнейшего в Китае промышленного и аграрного центра, второго по значению после Восточно-Китайского экономического района. Прежде всего, предусматривается возрождение старопромышленных регионов, построенных с помощью Советского Союза.

Кроме решения экономических задач большое внимание уделяется решению проблемы регионального неравенства, несбалансированного развития города и деревни. Приоритетом развития провозглашено создание новой социалистической деревни, стимулирование безотходных экологически чистых производств. Поражает тщательность и детальность проработки отдельных задач. Так, предусматривается строительство 100 новых населённых пунктов вдоль границ с Россией, поддержка молодых талантов. Показательно, что в одной только провинции Хэйлунцзян, которая относится к зоне рискованного земледелия, производится 34,63 млн. тонн зерна (2007), что составляет 42,2% общего валового сбора зерна Российской Федерации2.

Принципиальным отличием от наших экономических программ, является жёсткий контроль реализации поставленных задач со стороны специального органа при Госсовете КНР. Кроме того, обращает внимание самостоятельность властей Китая на региональном и муниципальном уровнях в принятии экономических решений. Местные власти имеют не только достаточные полномочия для подписания внешнеэкономических контрактов, но и получают при этом значительную долю экспортно-импортных поступлений.

Именно по этой причине резким контрастом является экономический рост приграничных территорий России и Китая. Экономический рост китайских приграничных городов Маньчжурия, Хэйхэ, Муданьцзян, которые создали современную инфраструктуру в основном за счет российского экспорта, наших туристов и «челноков», резко контрастирует с развитием наших пограничных городов (Забайкальск, Благовещенск, Пограничный и др.), которые от своего географического положения не получили никаких преимуществ. Более того, в последние годы наблюдается тенденция инвестирования средств россиян в строительство и приобретение жилья в китайских городах, связанная с более привлекательными условиями жизни в них [4].

Таким образом, мы делаем вывод о принципиально различном подходе к экономическому развитию приграничных территорий России и Китая. С нашей точки зрения, сегодня как никогда актуально известное выражение М.Ломоносова о том, что «могущество российское прирастать будет Сибирью…». В современной геополитической ситуации возникает необходимость выделения российских приоритетов в приграничных регионах. Именно маргинальные территории должны стать объектами новой экономической политики на восточных рубежах страны. В ином варианте у России будет мало шансов отстоять свои интересы на Азиатском континенте.

Литература:

  1. Изотов Д.А.., Кучерявенко В.Е. Северо-Восток Китая в условиях реализации плана возрождения экономики // Пространственная экономика.- 2009. № 2. С. 140-158.

  2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.35.

  3. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы). http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/10/12/216003

  4. Тулохонов А.К., Зомонова Э.М. Асимметрия социально-экономического развития приграничных территорий России и Китая // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. № 2, 2009, с. 7-15.

  5. Plan of Revitalizing Northeast China/ By National Development and Reform Commission, Office of the Leading Group for Revitalizing Northeast China and Other Old Industrial Bases of the State Council, People’s Republic of China. http: // news.xinhuanet.com/English/2007-12/19/content_7279455.htm.

В.Е. Шувалов