Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть 1.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Интеграция географических наук в современном регионоведении

Процессы дифференциации и интеграции знания сопровождают развитие любой науки, причем и те и другие проявляются постоянно, но с разной интенсивностью во времени. Периоды преимущественной дифференциации за счет углублений исследований и совершенствования их методики сменяются периодами преимущественной интеграции, когда достижения отдельных отраслей создают основу для решения актуальных теоретических и прикладных проблем с междисциплинарных позиций. Комплексный и проблемный подходы к решению задач рационализации природопользования, пространственной организации общества, сохранения природного разнообразия, управления экологической обстановкой, регионального развития послужили основой очередному оживлению интеграционных процессов в географии и дальнейшему развитию таких междисциплинарных областей знаний как природопользование, геэкология, экологическая география и страноведение.

Традиционное страноведение, представлявшее собой по существу эмпирическое государствоведение, ограничивалось преимущественно информационными функциями, то есть сбором, накоплением и систематизацией эмпирического материала. Накопленный за многие десятилетия огромный разнообразный и пространственно дифференцированный материал требовал аналитического осмысления и вслед за трудами, содержавшими описание отдельных стран, во второй половине прошлого столетия появились работы, в которых осуществлялись попытки вывести страноведение на проблемные аналитические исследования [4;5;6;7;8;11;13;14]. Одновременно, по мере развития процессов глобализации и регионализации, объектами комплексных и проблемных исследований наряду с государствами все чаще становятся их отдельные районы и межгосударственные образования. С расширением объектной структуры страноведческих исследований традиционное страноведение (государствоведение) становится одним из направлений регионоведения. [17;18]).

В XXI веке сложились благоприятные предпосылки для дальнейшего развития аналитического регионоведения. С одной стороны, возрастает количество и значимость межгосударственных экономических и политических региональных объединений как субъектов соответствующих международных отношений; с другой стороны, внутригосударственные регионы все активнее проявляют себя в экономической и политической сферах, в том числе и международных. В связи с этим возрастает актуальность комплексных и проблемных исследований процессов и тенденций районообразования, межрегиональной интеграции и регионального развития.

Структуру регионов составляют сочетания экономических, социальных, демографических, этнических, политических, технологических, биологических, экологических и др. связей, процессов и отношений, которые в совокупности определяют особеноости районообразования и условия регионального развития (табл. 1). При игнорировании полиструктурности не могут быть в достаточно полной мере реализованы ни комплексный, ни проблемный подходы к региональным исследованиям.

Отражение полиструктурности пространства региона (в достаточных для исследования и методически обеспеченных пределах) предполагает необходимость междисциплинарного подхода и поэтому развитие междисциплинарной интеграции в региональных исследованиях становится одной из первостепенных методологических задач, для решения которой наибольшими возможностями располагает регионоведение. Как справедливо отмечает В.Е. Шувалов, «для дальнейшего успешного развития регионоведения необходимо, по крайней мере, поставить такую задачу и по возможности предложить возможные пути ее решения» [19, с. 17].

Интеграционная сущность регионоведения (страноведения) в географии отмечается в работах Н.Н. Баранского [1],, А.Г. Исаченко [9], Я.Г. Машбица [12;13], В.А. Пуляркина [15]. «Если когда-либо будет создана общая, или интегральная география, то в ее состав наряду с общим теоретическим разделом войдет региональный (страноведческий?) раздел, выполняющий идиографическую функцию. Ближайшая задача видится в том, чтобы объективно оценить возможности повышения интеграционного потенциала страноведения и превращения его в научную дисциплину (разумеется, без потери прикладной справочно-информационной функции)» [9, с. 11].

Таблица 1

Полиструктурность географического пространства

Формы движения материи

Процессы

Разновид-ности

простран-

ства

Типы пространственных (территориальных) систем

природные (физические,

химические,

биологичес-кие)

природные

физико-

географи-ческое

экосистемы, ландшафты,

биоценозы, тектонические, геоморфологические и гидрологические системы

социальные

экономии-ческие

экономии-

ческое

государства, экономические районы государств, территориально-экономические образования, экономические межгосударственные объединения

политические

политичес-

кое

государства, их субрегионы и военно-политические объединения

демографи-ческие

этническое

этносы (этнические территории)

экистичес-кое

поселения, системы расселения

Исследования регионоведческого характера осуществляются в контексте различных дисцип­лин и областей знаний — физической и экономической географии, геополитики, этнографии, региональной экономики, истории, социологии, политологии и др. Элементы регионоведения в фундаментальных науках (табл. 2) переросли в его связи с этими науками, а затем и в основные направления региональных исследований. Региональная концепция и региональный метод в наибольшей степени освоен географами. Имеющийся на сегодняшний день в распоряжении географов арсенал концепций, законов, идей о предметах и объектах регионоведения представляет собой обширную базу для развития его методологических основ и методики исследований [2]. В связи с этим несостоятельными представляются попытки со стороны главным образом историков и политологов «приватизировать» регионоведение. «Сравнивая регионоведение с «плавильным котлом», аккумулирующим знания, почерпнутые из разных дисциплин, не следует упускать из виду, что комбинации и соотношения таких знаний могут быть самыми разнообразными, но неотъемлемой частью любых регионоведческих конгломератов» всегда остается география» [3, с.14].

Проявляемый в последние годы настойчивый интерес представителей других наук и областей знаний к регионоведению связан, по видимому, с пониманием возрастающей актуальности регионоведческих исследований, которое, к сожалению, пока еще доступно не всем географам.

Консолидация усилий географов наиболее плодотворна, если она привязана к конкретной географической арене [15] – региону, району, территории. Территория – операционный базис регионоведения – является, как известно, изначально природным образованием и представляет собой совокупность ландшафтов, выполняющих в региональном развитии различные функции - ресур­сные, производственные, селитебные, рекреационные, средообразующие (что соответствует представлениям о полиструктурности пространства) и их объективная оценка не может быть ограничена монодисциплинарным подходом.

Таблица 2

Элементы регионоведения в фундаментальных науках

Фундаментальные науки

Дисциплины, содержащие элементы регионоведения

География

физическая

региональная физическая география, ландшафтоведение,

физико-географическое районирование

социально-

экономическая

экономическое районирование,

региональная социально-экономическая география

Историческая

Экономическая теория

региональная экономика

История

политическая история,

региональные разделы истории

Этнография

этногеография*

Экология

экологическая география*

Военные науки

военная география*

Медицина

медицинская география*

* дисциплины развивающиеся на «стыке» географии с другими науками

Региональное развитие – одно из основных понятий регионоведения - принято отожествлять с социально-экономическим развитием региона. Однако это понятие содержательно не исчерпывается лишь развитием экономики и социальной сферы. Особенности и перспективы регионального развития наряду с экономическими и социальными факторами нередко и не в меньшей степени определяют экологические, институциональные, геополитические и др. факторы. Кроме того, как отмечалось выше, каждый регион в той или иной степени представляет собой полиструктурное образование. Однако проблемы регионального развития рассматриваются и в территориальных исследованиях, и в территориальном планировании (которое, учитывая его объекты и методы, с полным основанием можно рассматривать в структуре регионоведения) обычно без должного учета полиструктурности и многомерности исследуемого пространства.

В документах территориального планирования субъектов РФ особое внимание, как и полагается, уделяется проблемам и перспективам социально-экономического развития регионов. Гораздо менее убедительно обычно выглядят оценки природных условий регионального развития и эколого-экономические обоснования проектных решений. Природно-ресурсное, гидрологическое (нарастает остротой проблем водопользования) и эколого-экономическое районирования еще не заняли своего места в методике территориального проектирования. Не рассматриваются в исследовательских и проектных работах такие лимитирующие региональное развитие категории как потенциал устойчивости и экологический потенциал1 ландшафтов, экологическая емкость территории. Заслуживают большего внимания региональные особенности этно-конфессионального и военно-стратегического характеров.

Основную сложность территориального планирования, как и других комплексных регионоведческих исследований составля­ет необходимость синтеза знаний и методов естественной и общественной географий, экологии, региональной экономики, демографии, статистики. Безусловно, очень трудно, если не невоз­можно, найти специалиста, одинаково

-------------------

1экологический потенциал отражает степень комфортности жизнедеятельности населения в условиях данного ландшафта, по А.Г. Исаченко [10])

хорошо владеющего методами указанных наук. Тем не менее, на «стыках» этих и других наук и областей знания уже формируются научные основы регионоведения с ярко выраженной географической, в том числе физико-географической методологической базой. Речь здесь не идет о какой-то географической наднауке (хотя Н.Н. Баранский и называл страноведение «куполом над географией [1]). Регионоведение не может полностью заменить или поглотить ни одну из отраслей современной географии, его миссия заключается в интеграции географических наук при исследовании и решении региональных проблем. Регионоведение не может претендовать и на предметы исследования других географических дисциплин. Основной объект исследования регионоведения – регион, рассматриваемый как целостная эмеджертная полиструктурная пространственная система. Но при исследовании структуры регионов в регионоведческих исследованиях широко используются достижения и методы практически всей системы географических наук.

Сообразно трем основным видам дифференциации географического пространства – физико-географическому, экономическомув в результате нем выделяется

Выявление и решение узловых региональных проблем также наиболее перспективно с регионоведческих позиций при сотрудничестве физико- и экономико-географов.

Примером сопряженного применения методов физической и экономической географии может быть методика решения задачи пространственной организации региона, в которой последовательно используются физико-географическое и природно-ресурсное районирования, комплексная оценка функционального потенциала ландшафтных выделов и структурно-функциональная модель интегрального ресурсного цикла региона [16].

В последнее время в регионоведческих исследованиях наблюдается заметный крен в сторону зарубежного регионоведения. Очередная стадия развития и расширения международного сотрудничества выдвинула новые объекты регионоведческих исследований. Приграничные межгосударственные многосторонние взаимодействия сформировали ряд трансграничных регионов со своими специфическими особенностями регионального развития. На основе сотрудничества в областях экономики, культуры, образования, охраны окружающей среды, сохранения природного разнообразия, рационализации природопользования, обеспечения безопасности и борьбы с экстремизмом формируются более крупные межгосударственные образования, которые также являются объектами регионоведческих исследований. Само крупное из них - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)  - охватывает 60 % территории Евразии с 25% населения планеты (без стран наблюдателей). Основную часть территории Северной Европы – около 2 млн км2 с населением — 6 млн. человек занимает Баренц-регион (Баренцев Евро-Арктический Регион). Еще большую территорию охватывает международный проект «Северное измерение». Сложились предпосылки для организационного закрепления многостороннего международного сотрудничества в Балтийском регионе. Подобные межгосударственные региональные образования начинают формироваться и на других континентах.

Пространственная сопряженность, общность природных условий и геополитического положения, наличие узловых общерегиональных проблем и необходимость совместных усилий для их эффективного решения придают таким межгосударственным образованиям в какой-то мере свойство эмерджентности, что позволяет их рассматривать в качестве целостных пространственных систем и, безусловно, полноправных объектов регионоведения.

На несколько иной, ландшафтно-экологической основе намечается регионализация международного сотрудничества по сохранению природного разнообразия, природного и культурного наследия. Районообразующие функции в этом случае принадлежат межгосударственным макрорегиональным системам особо охраняемых природных территорий создаваемым на основе критериев ландшафтно-экологической репрезентативности, средообразующей значимости, рекреационной ценности, экономической целесообразности. В качестве регионов такого сотрудничества наиболее вероятны пространственные системы макроуровня – физико-географические страны (например, Фенноскандия) – объекты экологического направления регионоведения.

Экологическое регионоведение – теоретическое обоснование и методическое обеспечение формирования международных региональных систем рационального природопользования, сохранения природного разнообразия и управления экологической обстановкой с позиций эколого-экономического подхода.

При ведущей роли идентификационных критериев физико-географического характера выделяются объекты исследования относительно новых отраслей регионоведения - монтологии (комплексное изучение горных регионов) и береговедения (комплексное изучение побережий). Горы, как известно, занимают 40% поверхности суши, на горных территориях проживает 20% населения Земли. В береговой зоне морей и океанов проживает более половинынаселения Земли.

Сфера регионоведения по мере развития процессов глобализации и регионализации будет и далее расширяться при все более тесном сотрудничестве географических дисциплин в регионоведческих исследованиях. Может быть, это более реальный путь к интеграции, чем попытки формирования единой теоретической географии?

Литература

1. Н.Н. Баранский. Избранные труды: Научные принципы географии. М. Наука. 1981.

2. Бугаев В.К., Разумовский В.М., Файбусович Э.Л. Регионалистика как научное направление и учебная дисциплина// Теория и практика социально-экономической географии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 7-8 февраля 2002 года. Самара, Самарск. гос. экон. акад. 2002

3. Гладкий Ю.Н. Регион, регионализм, регионоведение – мир полисемии и фрагментации//«Современные проблемы регионоведения». Доклады первой всероссийской конференции. СПб.: РГО, 2009. .

4. Голубчик М.М. Мирохозяйственные аспекты комплексной страноведческой характеристики // Проблемное страноведение и мировое развитие. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1998, с. 23.

5. Гохман В.М., Машбиц Я.Г. Проблемный подход в экономико-географическом страноведении зарубежного мира // Изв. РАН. Сер.геогр. 1976. № 2.

6. Гохман В.М. Проблемное страноведение и география мирового хозяйства / Вопросы географии. Сб. 116, 1981.

7. Дмитревский Ю.Д. Ресурсоведение и страноведение / Вопросы географии. Сб. 116, 1981.

8. Дмитревский Ю.Д. Роль проблемного страноведения в изучении и организации современного туризма // Проблемное страноведение и мировое развитие. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1998

9. Исаченко А.Г.Нерешенные вопросы страноведения // Известия РГО 2002. Вып. 4.

10. Исаченко А.Г. Экологический потенциал ландшафта // Известия ВГО. Вып.4.

11. Лилиенберг Д.А. Характер проявления современной геодинамики и регионально-страноведческие аспекты // Проблемное страноведение и мировое развитие. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

12. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., Просвещение, 1999.

13. Машбиц Я.Г. Новые рубежи страноведения // Проблемное страноведение и мировое развитие. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1998, с. 23.

14. Покшишевский В.В. Образ страны и образ жизни / Вопросы географии. Сб. 116, 1981.

15. Пуляркин В.А. Дискуссионные вопросы современного научного страноведения //Проблемное страноведение и мировое развитие. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1998, с. 23.

16. Разумовский В.М. Природопользование. Учебник, СПб. Наука, 2003.

17. Разумовский В.М. Современные проблемы регионоведения/ «Современные проблемы регионоведения». Доклады первой всероссийской конференции СПб.: РГО, 2009.

18. Севастьянов Д.В. Регионоведение и страноведение в структуре географической науки. «Современные проблемы регионоведения». Доклады первой всероссийской конференции СПб.: РГО, 2009.

19. Шувалов В.Е. Регионоведение и социально-экономическая география: проблема самоидентификации и взаимодействия // «Современные проблемы регионоведения». Доклады первой всероссийской конференции. СПб.: РГО, 2009.

А.Ю.Ретеюм