Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гендерная экспертиза закона.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
69.63 Кб
Скачать

Проверка системности иерархической структуры законодательства по вопросам гендерного равенства

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция страны занимает в иерархической структуре законодательства наиболее высокое место. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все прочие законы и иные правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, будь то на федеральном или региональном уровне, не должны противоречить Конституции РФ.

Отсюда следует, что проверка системности иерархической структуры законодательства прежде всего должна начинаться с анализа соотношения норм подвергающегося экспертизе закона или иного нормативного акта положениям Конституции Российской Федерации. При этом специфика гендерной экспертизы состоит в том, что тот или иной закон либо подзаконный акт должен одновременно подвергаться проверке в свете не одной, а двух статей Конституции России. Второй статьей, во взаимодействии с которой должна проводиться гендерная экспертиза, всегда должна выступать ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, согласно которой "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Именно в этом и состоит главный практический смысл отнесения проектом Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", принятым Государственной Думой в первом чтении, к основным направлениям государственной гендерной политики: "проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти" (ст. 3).

В определенном плане лицо (организация), осуществляющее гендерную (равно как и любую иную) экспертизу законодательства, идет по пути проверки конституционности законодательных актов, не обладая при этом, однако, полномочиями, принадлежащими в этом вопросе Конституционному Суду РФ.

Прямое расхождение норм того или иного закона с конституционными положениями - явление довольно редкое. Однако привлечение к их анализу одновременно и ч. 3 ст. 19 Конституции РФ нередко существенно меняет оценку их правомерности и конституционности рассматриваемых норм.

Весьма показательна в этом плане судебная тяжба татарских мусульманок, оспаривающих положение инструкции МВД РФ, статья 14.3 которой запрещает фотографическую съемку для выдачи паспорта в любом головном уборе, в том числе в традиционном для мусульманок платке.

В центре спора оказался вопрос о том, имеют ли право сторонники тех или иных конфессий в светском государстве, каким Российская Федерация объявлена ст. 14 Конституции РФ, игнорировать требования компетентных государственных органов о соблюдении всеми гражданами страны определенных стандартов в одежде и внешнем облике при посещении официальных государственных учреждений и оформлении подтверждающих личность документов.

Признавая право мусульманок фотографироваться на паспорт в платке, Верховный Суд РФ не учел, на наш взгляд, два конституционных положения. Во-первых, особый порядок пересмотра в соответствии со ст. 135 Конституции РФ не только находящейся в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" ст. 25, гарантирующей каждому свободу совести и вероисповедания, но и особое место ст. 14 Конституции РФ, провозглашающей Россию светским государством. Последняя помещена в гл. 1 Основного закона страны, нормы которой, подобно нормам гл. 2, также не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

И, во-вторых, ст. 25 Конституции РФ должна была толковаться судом во взаимосвязи с ч. 3 ст. 19 Конституции, гарантирующей мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Тот факт, что истцами по данному спору выступают женщины, ни в коей мере не умаляет общеизвестного факта, что согласно нормам шариата ношение традиционного платка-хиджаба есть признание подчиненного места женщины в обществе и в семье. А это уже прямое нарушение не только ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, но и входящих в правовую систему нашей страны международных стандартов о правах женщин, в частности Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин".

Как известно, отдельные нормы мусульманского права приобретают силу юридических норм лишь в том случае, если они санкционированы государством, что имеет место в ряде стран, например в Иране, и чего нет в Российской Федерации2.

Подобного рода проявления радикального исламизма создают проблемы для государственных органов не только в России, но и в ряде других стран, в частности во Франции. Там этот вопрос разрешен законодательно. Законом запрещено появление во всех государственных и частных учреждениях, а также в школах в платках и иных атрибутах, свидетельствующих о принадлежности к определенной религии. Недопустимо также фотографироваться в платке на паспорт и другие официальные документы3.

Представляется, что и в нашей стране пришло время законодательно подтвердить ее светский характер.