Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IPPU_och.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
387.07 Кб
Скачать

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины.

История политических и правовых учений - наука юридическая, так как объектами ее изучения являются политика, законодательство, государство и право, исследуемые, главным образом, с позиций теории и истории государства и права, а еще правильнее, философии государства и права. Изучение каждого политико-правового учения предполагает знакомство с основными фактами биографии, с общефилософской и политической позицией мыслителя, с его воззрениями на оптимальное устройство и функционирование государства и правовой сферы.

По диалогам Платона студенты должны определить основные понятия его теории «идеального государства» – личности и корпораций (сословий), как основных элементов государства, норм их взаимодействия. Также необходимо определить факторы, позитивно и негативно влияющие на стабильность государства, уровень внутренней и внешней безопасности, провести сравнительный анализ форм государства.

Трактаты Аристотеля позволяют перейти к изучению эмпирических форм государства и права, семьи, сословий рабов и свободных граждан, государства, как базовых уровней политико-правовой жизни. Необходимо определить принципы классификации форм государства, их основные различия, понятие, типы и функции права в концепции Аристотеля.

При изучении теории Цицерона необходимо выявить его расхождения с древнегреческими авторами, творчески проанализировать сущность их полемики, определить основные черты теории «уравновешенного государства» Цицерона, его понимание проблемы государственной стабильности и безопасности. Также интересны взгляды Цицерона на право, как на основной регулятор деятельности государственных органов и общественных отношений.

Изучая теорию государства Конфуция, следует выделить основные категории его этики, как ведущего принципа организации государства и регулятора отношений высших и низших сословий. Этика Конфуция определяет патернализм и патриархальность, как основные характеристики структуры и функций древнекитайского государства.

В изучении индусского канона необходимо обратить особое внимание на специфику ведических религиозных догматов, на оказываемое ими влияние на организацию государственных и социальных институтов. Смысловым ядром индусского государства является понятие девараджи – «царя богов», авторитарного и патриархального правителя, а основной структурой, определяющей взаимодействие государства и общества в Индии – варно-кастовая система.

Для теократической концепции Августина характерно противопоставление государства и церкви, как различных типов организации, ориентированных соответственно на грешный и праведный типы человека, с функциями заботы о его теле и душе. Фома продолжил рационализацию христианской мысли через заимствование положений Аристотеля о человеке, как общественном существе, о государстве, как части божественного миропорядка, организованном для поддержания стабильности и гармонии в отношениях людей.

При рассмотрении специфики византийско-православной традиции политико-правовой мысли следует обратить внимание на особенности развития государства в Византии и их отличия от аналогичных процессов в Западной Европе. Необходимо учитывать различие религиозной догматики и церковной организации: если католическая церковь строилась, как иерархия клира, то православная – как соборное единение всех верующих. Нормы взаимоотношений государства и церкви в византийском цивилизационном ареале были ориентированы не на конфликт, а на сотрудничество, что особенно ярко проявилось в концепции Иллариона.

Политико-правовые учения европейского Возрождения и Реформации являются новым этапом в развитии европейской мысли, качественно улучшают уровень рациональности в изучении правовых и политических процессов, в конструировании юридических и политических норм и институтов.

Студентам предлагаются для изучения концепции, отражающие основные течения политико-правовой мысли Возрождения. Так, Т.Мор впервые создал теорию классового эксплуататорского государства, как «заговора богатых» против бедных, начал критику частной собственности, как первопричины социального неравенства, конфликтов и преступности. Он первым предложил комплексную теорию Утопии – бесклассового гармоничного гуманного государства, как идеала развития.

Н.Макиавелли по праву считается «отцом политологии» и автором теории государства в его современном понимании, как комплекса природно-географических условий, определенного типа экономики, организации публичной политической власти и общества со своими социальными, этническими и психологическими характеристиками. Итальянский мыслитель заложил основу прикладной политологии – конкретных методов захвата, удержания и использования политической власти.

Концепция государственного суверенитета Ж.Бодена стала основой понимания государства, как базовой организации общества, его экономической и культурной сфер. Боден сформулировал комплекс функций государственных учреждений, которые обеспечивали стабильное существование и развитие общества.

В рамках темы: «Учения мыслителей немецкой классической философии» изучаются политико-правовые воззрения двух крупнейших представителей немецкой классической философии – И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Предполагается выявление различий в их методологических подходах: с одной стороны ориентация Канта на индивидуалистические формы сознания, акцентировка субъективных представлений человека о мире, а с другой – ярко выраженный объективизм Гегеля, стремление к познанию закономерностей развития Абсолютного Духа.

Генезис европейского консерватизма в конце XVIII века и его развитие в течение XIX века во многом определялось критикой негативных результатов европейского Просвещения, революционных катаклизмов и антигуманности неограниченного «дикого капитализма».

Так, Э. Берк обоснованно критиковал абстрактную метафизику теорий общественного договора и народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, которые в применении к конкретно-историческим обществам приводили к обратным результатам – террору, несправедливости и анархии. Э. Берк противопоставляет французскому революционному опыту английский эмпиризм, практику государственного управления, основанного на традициях культуры и правовых прецедентах, как воплощении векового опыта и здравого смысла.

Т. Карлейль представил новый этап в развитии консерватизма. В отличие от Э. Берка он не отрицал ценности развития, даже если оно ведет к революционной ломке общественной структуры. Единственным условием и основным критерием результатов развития становилась этика «дела и долга», которая требовала от каждого гражданина приоритета обязанностей над правами, служения интересам общества и отказа от личных своекорыстных интересов.

Консерватизм К.Н. Леонтьева интересен своей полемической заостренностью и точностью прогнозирования результатов развития России и Европы. Мыслитель выделяет основные «болевые точки» западной демократии – усреднение и оглупление индивида в формирующемся массовом обществе, снижение творческого потенциала элиты и эффективности работы государственного аппарата в «нештатных» ситуациях. Он показывает бессмысленность прогресса, ограниченного только материальной стороной жизни, ведущей к потере европейскими нациями духовности и идеалов.

Политико-правовые концепции отечественных мыслителей представляют особый интерес, как содержательная критическая рефлексия на западноевропейский сциентистский либерализм и марксизм XIX века. Этих мыслителей объединяет традиционная русская категория «правды», как синтетического регулятивного принципа, объединяющего правовые, этические и религиозные нормы. Этот принцип становится основой альтернативы западной формальной правовой традиции, восходящей к римскому праву и создающей столь же формализованные и «бездушные» отношения между людьми.

Б.Н. Чичерин творчески переработал учение Гегеля об Абсолютном Духе и преобразовал его в учение об Абсолютной Сущности (Боге), объединяющей все «частные силы» человеческих личностей и природных явлений. Это учение становится философской основой концепции конституционной монархии, объединяющей граждан, политические партии, органы государственного и муниципального управления.

Неокантианство Б.А. Кистяковского стало философской основой его теории «живого права», формирующегося в индивидуальном мышлении и поведении, и противопоставленного «мертвому», не существующему в реальной действительности праву абстрактных законов и предписаний. Именно несоответствие царского законодательства реальным условиям общественной жизни стало причиной появления и развития правового нигилизма – тотального игнорирования правовых норм.

Социологический позитивизм Н.М. Коркунова и Л.И. Петражицкого стал основой их родственной психологической теории права, происходящего из личностных эмоциональных переживаний, из непосредственных социальных отношений, которые и придают праву жизненность и действенность.

Н.А. Бердяев вводит в изучение поведения личности трансцендентное измерение, соотносит индивида и Бога, посюсторонние и потусторонние ценности. Его концепция отличается взвешенностью оценок достоинств и недостатков западноевропейской цивилизации. С одной стороны, он говорит о несомненных достижениях позитивистской науки и техники, о росте уровня свободы человека. Но, с другой стороны, это приводит к росту материалистичности и механистичности общественной жизни, к росту конкуренции и эксплуатации человека человеком.

Изучение теории И.А. Ильина позволяет выявить особенности консервативного (в сравнении с либерализмом Бердяева) направления русской религиозной политико-правовой мысли. В данной теории индивидуальная экзистенция подавляется трансцендентным началом, что в государственно-правовой сфере выражается в доминировании корпоративизма. И.А. Ильин резко и обоснованно критикует попытки механической трансплантации в Россию западной либеральной демократии и настаивает на необходимости создания собственной модели государства – «либеральной воспитывающей диктатуры», умеренной модернизированной автократии, соответствующей как российской монархической традиции, так и реалиям XX века.

Тоталитаризм является одной из наиболее дискуссионных проблем правовой и политической мысли XX века. В данной теме для изучения предлагаются наиболее оригинальные теории основных направлений исследования этого феномена. Неопозитивистская методология К. Поппера позволяет выявить гносеологические истоки тоталитаризма в трудах Платона – Гегеля – Маркса, как самостоятельную линию развития европейской политико-правовой мысли. При этом вводятся базовые категории «открытых» и «закрытых» обществ и обосновываются преимущества первых над вторыми. Для этого автор проводит сравнительный анализ социальной и утопической инженерии, как типов управления демократическим («открытым») и тоталитарным («закрытым») обществом и государством.

Э. Фромм использует неофрейдистские методики для раскрытия социопсихологического механизма генезиса типа «авторитарной личности» и «бегства от свободы». Это позволяет понять причины генезиса и внутренней устойчивости тоталитарных государств, появления эмоциональной привязанности масс к их вождям, механизм воздействия тоталитарной пропаганды на психику человека.

Экономическая неолиберальная методология ван Хайека позволяет определить закономерности возникновения и развития централизованных и идеологизированных плановых экономик в тоталитарных государствах. Необходимо определить достоинства такого типа организации экономики – его повышенный мобилизующий потенциал, способность к выходу из кризисов, к концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития, к подавлению социально-экономических конфликтов. В то же время, ван Хайек обосновывает закономерную ограниченность потенциала развития тоталитарной экономики ее репрессивным характером, подавлением индивидуального творчества и инициативы, приматом идеологических целей над прагматическими.

В рамках данной темы необходимо сравнить эвристический потенциал вышеупомянутых теорий, определить их достоинства и недостатки, сформулировать целостную концепцию тоталитарного государства в его взаимодействии с обществом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]