Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
На Волховском фронте.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
07.11.2019
Размер:
3.36 Mб
Скачать

На новгородском и лужском направлениях

Как и в предыдущие годы, в начале 1944 г. Волховский фронт крупными силами танковых войск не располагал. Имевшиеся танковые соединения и части в большинстве своем находились в подчинении 59-й армии, которой в операции по окончательному снятию блокады Ленинграда отводилась главная роль. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.

Танковые соединения и части использовались как средства поддержки пехоты в тесном взаимодействии с ней. [188]

Таблица 1. Танковые соединения и части армий Волховского фронта по состоянию на 1 января 1944 г.

Армия

Танковые соединения и части

8

33 гв. и 185 отп

54

124 отп, 107 и 501 отб{~1}

59

16, 29 и 122 отбр, 32, 35 и 50 гв. отп, 1433, 1434 сап, 500, 502 и 503 отб

Резерв фронта

7 гв. отбр

ЦАМО, ф. 3091, оп. 1, д. 2, л. 5.

{~1}К 10 января 501-й отб из 54-й армии был передан в 59-ю армию, в нее же вновь был включен 1536 сап.

Как известно, наступление войск Волховского фронта в заключительной операции началось утром 14 января 1944 г. Вместе с пехотой дружно атаковали противника танки непосредственной поддержки пехоты.

16-я танковая бригада, составляя подвижный отряд 6-го стрелкового корпуса (бригаде были приданы стрелковый полк, артиллерийский дивизион и саперная рота), к 15 час. вышла к р. Питьбе, т. е. на тот рубеж, с которого и имелось в виду ввести ее в бой. Здесь бригада встретила ожесточенное сопротивление врага и сплошные минные заграждения. Движение приостановилось. Часть танков застряла в болоте, несколько танков подорвалось на минах{402}.

Не теряя времени, командир корпуса повернул бригаду для действий на правом фланге 239-й стрелковой дивизии с целью развития наметившегося успеха на участке 511-го стрелкового полка. Танковые батальоны с десантами автоматчиков вышли на исходные позиции и в 18 час. начали атаку. Впереди танков первого эшелона находились отряды обеспечения дивизии для наведения переправы через р. Питьбу.

Мотострелковый батальон первым форсировал реку, захватил плацдарм и своими действиями обеспечил переправу танков. Успеху переброски их во многом способствовал саперный взвод старшего лейтенанта А. Е. Баусова, осуществивший разминирование проходов и подготовку переправы.

Прокладывая дорогу танкам, Баусов вывел их на шоссе Новгород — Чудово, и они быстро достигли намеченного рубежа, не потеряв ни одной машины от вражеских мин. 15 января части бригады овладели населенным пунктом Тютицы. Дорога на ст. Подберезье была открыта{403}.

Еще до рассвета 16 января танковые батальоны с десантом обходным путем по лесу и болотам двинулись к ст. Подберезье. Офицеры-танкисты показали высокую выучку в ориентировании [189] в лесу ночью. Особенно отличился начальник танковой разведгруппы командир взвода 2-го танкового батальона коммунист старший лейтенант Н. М. Горохов, проложивший путь танкам до самого объекта атаки. В этот же день танковая бригада, взаимодействуя со стрелковыми частями, достигла железнодорожной линии и стремительной атакой с северо-запада овладела ст. Подберезье — важным опорным пунктом противника{404}.

Первым на станцию ворвался танковый взвод старшего лейтенанта Горохова (механик-водитель Прошев, командир башни Гришин, радист Шишкин). Вражеский гарнизон был застигнут врасплох. Поднялась паника, гитлеровцы пытались удрать, бросая технику, но меткие выстрелы и послушная машина настигали убегающих. Гусеницами танков и губительным огнем Горохов и его экипаж уничтожили до 100 фашистов{405}. Их действия были дерзкими, смелыми и решительными.

Наступление танковой бригады было неожиданным для врага, и он оказался отрезанным в опорных пунктах — Андрюхиново, Подберезье и Малое Водское. Гитлеровское командование было вынуждено начать поспешный отвод своих частей из этих районов через ст. Подберезье, не предполагая, что она уже занята нашими войсками, а шоссейная дорога Подберезье — Некохово перерезана.

Танкисты капитана П. Д. Лобанова, находясь в засадах в районе Подберезья, пропустили колонну противника, состоявшую из автомашин и вездеходов с прицепленными к ним орудиями, и перекрестным огнем с хвоста и головы колонны разгромили ее. Были уничтожены 23 автомашины, из них 12 — с прицепленными 75-мм противотанковыми пушками, до 300 солдат и офицеров. Захвачены 25 исправных автомобилей и тягачей, несколько десятков мотоциклов и много другого военного имущества{406}. С этого дня 28-я немецкая легкопехотная дивизия по сути дела перестала существовать.

Произведя дозаправку танков горючим и боеприпасами и разведку маршрутов, бригада двинулась в направлении платформы Болотная — дер. Вяжищи. По сложной лесисто-болотистой местности еще до наступления темноты по пути она достигла железнодорожной станции Татино, где встретила сопротивление врага. Преодолев его, основные силы бригады продолжали продвижение в направлении платформы Болотной{407}.

В это же время 29-я танковая бригада, действовавшая с 65-й стрелковой дивизией, составлявшей второй эшелон того же 6-го стрелкового корпуса, продвигалась вдоль железнодорожного полотна на Сиверцово с целью атаковать Вяжище с юга. К полуночи совместной атакой 16-й и 29-й танковых бригад и стрелковых частей сильный опорный пункт Вяжище был взят. Противник понес большие потери в живой силе и боевой технике.

В боях за Вяжище особо отличился 16-й мотострелковый батальон 16-й танковой бригады под командованием майора В. Л. Рябикова. Командир разведвзвода этого батальона лейтенант [190] Е. В. Страканов со своим комбатом Рябиковым вывели основные силы бригады в точно намеченный район{408}.

Разбитые части 1-й авиаполевой и 28-й легкопехотной дивизий противника пытались уйти по железной дороге на разъезд Нащи. Дозаправив танки боеприпасами и горючим, 16-я танковая бригада начала рейд по маршруту Вяжищи — разъезд Нащи. Сплошной лес с деревьями толщиной от 30 до 50 см, топкое болото не позволяли танкам двигаться в голове наступающей колонны. Тогда командир бригады полковник К. О. Урванов решил пустить в голове колонны самоходно-артиллерийский полк и мотострелковый батальон, с тем, чтобы перехватить этими силами железную дорогу и держать ее до выхода танков из болот.

16-й мотострелковый батальон в течение ночи отбил восемь яростных контратак противника со стороны Новгорода. Личный состав батальона показал образцы стойкости и упорства, обеспечил 20 января 1944 г. успешный выход танков на железнодорожное полотно.

В боях за овладение разъездом Нащи отличился командир расчета станкового пулемета парторг роты старший сержант Я. А. Леонидов. Из пулемета он буквально косил наседавших гитлеровцев. Кончались патроны — Леонидов отползал и собирал их, где было возможно, у раненых и убитых. Три сильные контратаки отбил Леонидов. Его серьезно ранило дважды, но он не покинул поля боя. Превозмогая боль, стиснув зубы, Леонидов безжалостно мстил врагам за кровь, пролитую его товарищами и им самим. Тогда гитлеровский офицер решил разделаться с отважным пулеметчиком и стал скрытно подползать к нему. Однако Леонидов заметил врага, мгновенно выскочил из окопа и прикладом автомата уничтожил гитлеровца. Вскоре Леонидов был ранен в третий раз и уже в бессознательном состоянии эвакуирован в тыл. За мужество и стойкость, проявленные в бою, Я. А. Леонидов был награжден орденом Красного Знамени{409}.

Комсомольцы мотострелкового батальона старший сержант В. А. Смирнов, рядовые А. В. Воронин, А. М. Мартынов, В. А. Щербаков, В. М. Шестаков и другие, находясь в первых рядах батальона, подпускали гитлеровцев на 15–20 м и расстреливали их в упор. Когда кончались боеприпасы, они собирали трофейное оружие и продолжали им разить врага.

Преодолев 4-километровое болото и сплошной лес, танкисты 16-го мотострелкового батальона вышли на железную дорогу в 2 км восточнее разъезда Нащи, выставили заслоны, подтянули машины, застрявшие в болоте, собрали мотострелков и на максимальных скоростях двинулись по маршруту Дмитриевское общество — Горынево — Мясокомбинат, где соединились с частями, действующими со стороны Новгорода{410}. Так блестяще была выполнена поставленная задача.