Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_gosudarstva_i_prava_zarubezhnyh_stran.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
3.37 Mб
Скачать

1) Институции Гая.1.6.; 2) Институции Юстиниана. 1.2.7.

Магистраты, обладая административной властью, для эффективного осуществления своих полномочий издавали указы, устанавливая общие правила поведения. Особый след в истории права оставили городские и перегринские преторы, а также курульные эдилы.

Магистраты не имели права исправлять и отменять законы, т.к. это было полномочием народного собрания. Однако городские преторы выполняли обязанности блюстителей порядка и могли в отдельных случаях по соображениям целесообразности или справедливости (aequitas) вносить изменения или исправления в закон в процессе его применения: для данного случая такое применение закона считалось изъятием из него. Но потом такие изъятия делались чаще и становились постоянными, а закон уже оказывался «голым правом». Из этих эдиктов выросла новая ветвь права — право преторское (ius praetorium) или гонорарное т.к. они занимали почетные должности магистратов (Институции Юстиниана 1.2.7). Юрист Папиниан, учитывая его назначение определил новую ветвь права так: «Преторское право – это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы» (Д.1.1.7).

Цивильное и преторское право первоначально распространялось только на римских граждан. Но с расширением пределов Рима и развитием имущественного оборота на его территории оказываются массы иностранцев - перегринов, не пользующихся правами римского гражданства. Для них была создана особая магистратура, которой ведал претор по делам перегринов. При вступлении в должность он также издавал эдикт, в котором определял нормы своей правозащитной деятельности. Эти правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота, слагавшихся в процессе общения Рима с различными странами и народами. Поэтому римляне называли эти нормы правом народов ( ius gentium).

Так, в предклассический период развития римского частного права в Риме имел место плюрализм правовых систем.

Эдикты имели силу в течение года, т. е. срока, на который избирался магистрат. Но каждый новый претор воспроизводил в своем эдикте положения эдикта предшественника, которые как бы передавались из года в год, составляя основу постоянного текста. Так в его структуре можно было увидеть две части.

Особое значение эдикты магистратов приобрели, когда закон Абутия во второй половине П в. до н.э. утвердил наряду с процедурой посредством иска новый вид процесса - посредством формул. Отныне претор мог защищать отношения, не предусмотренные цивильным правом, не только административными методами, но и обычными гражданско-правовыми средствами. Процедура посредством формул распространилась и на защиту отношений, в случаях, предусмотренных законом, и в преторских эдиктах. Так появились наряду с цивильными иски преторские.

Отмена легисакционного процесса в 17 г. до н.э. поставила эдикты магистратов с монопольное положение в плане создания гражданско-процессуальных средств.

Во II в сенатусконсульты получили силу закона и заметно активизировалась императорская канцелярия, развитие частного права сосредоточилось здесь, и эдикт в значительной степени законсервировался. Учреждаются префекты претория - императорские чиновники, сосредоточившие в своих руках экстраординарное судопроизводство. Все это приводит к умалению роли магистратов в сфере защиты прав.

В связи с усилением императорской власти, принцепсы обнаруживают желание продемонстрировать всю значительность и в области, которая ранее была связана со свободным творчеством преторов. Император Адриан (117 – 138) в 131 г. поручил своим квесторам - Сальвию Юлиану и Сервию Корнелию провести общую редакцию (по существу – систематизацию эдикта). В результате была составлена одна краткая книга, объединившая эдикты обоих преторов и эдикт курульных эдилов, что однако не означало их слияния.

Эдикты в редакции Юлиана стали восприниматься как “вечный эдикт”. Магистраты отныне, сохранив право на издание эдикта, по-прежнему его объявляли, но в кодифицированный могли вносить лишь необходимые дополнения, но не исправления. Так, некоторый простор для развития еще сохранялся.

В 212 г. конституцией императора Каракаллы были предоставлены права римских граждан всему свободному населению Римской империи, произошло фактическое слияние квиритского права и права народов.

  1. Деятельность юристов. В III веке до н. э. после допущения плебеев в коллегию понтификов первый понтифик из плебеев — Тиберий Корунканий стал давать открытые и доступные для всех консультации по правовым вопросам. Юриспруденция после этого становится светским делом. Если ранее понтифики считали себя проводниками воли богов и не заботились о мотивировке своих консультаций, то светские юристы мотивировали свои консультаций. Они выводили общие принципы права. Изучение греческой философии помогает римским юристам привести право в логическую систему. В классический период римская юридическая наука достигла высшего уровня своего развития.

Следует заметить, что в древнем Риме юристы пользовались большим почетом и уважением многие из них занимали высокие публичные должности. Преподавание основ правоведения имело место в школах, где ученики заучивали наизусть законы XII таблиц.

При императоре Августе некоторые виднейшие юристы были наделены особой привилегией - их консультации стали обязательны для судей по делам, к которым они относились Большое влияние на практику имели не только официально данные консультации, но и мнения этих юристов, высказанные иным способом (sententiae, opiniones). Мнения юристов, не получивших этой привилегии, для судей не были обязательными, но с ними считались. Это следует иметь в виду, читая пояснения рассматриваемого источника права, данные Гаем и составителями Институций Юстиниана.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]