Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_po_religii!.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
706.05 Кб
Скачать
  1. Социальные функции "гражданской религии"

Термин «гражданская религия» впервые использовал Жан-Жак Руссо в своем основном труде «Об общественном договоре» (1762).Он считал, что гражданская религия – это эффективное средство для решения проблемы религиозного разнообразия (в то время между католицизмом и протестантизмом), а также гражданской лояльности к обществу и государству. Согласно его концепции, граждане должны рассматривать свое служение обществу как религиозную заповедь в целях укрепления общего благоденствия, общественного спокойствия. Вероисповедные отличия при этом отходят на задний план. Гражданская религия становится «главной волей» верующих людей в общественной жизни, обеспечивая моральные основы государственной политики. Руссо не признавал некой трансцендентной силы над «главной волей». В этом, кстати, заключается существенное отличие концепции Руссо от американской гражданской религии, в которой признание служения государству высшей ответственностью человеческого существования предполагает, тем не менее, подчинение государства высшему закону – Богу.

Согласно Бэлла, Бог американской гражданской религии не является Богом какой-то конкретной религии. Молитвы гражданской религии не являются молитвами какой-то конкретной церкви. Собственно религиозная доктрина, тем более какой-то конкретной церкви, при этом отсутствует. Гражданская религия не имеет своей теологии, картины сотворения мира, эсхатологии, экклезиологии. Р. Бэлла признавал, что многое в гражданской религии заимствовано из христианства, но отрицал ее синонимичность христианству; Бог гражданской религии — Бог закона и порядка более, чем Бог любви и спасения.

Одной из важнейших функций гражданской религии является функция легитимизации политической власти. Белла считает американскую гражданскую религию способом решения "религиозно-политической проблемы"в США. Сущность этой проблемы состоит в том, что политика более прочих областей человеческой деятельности, имеет отношение к "предельным вещам", т.е. вопросам, которые принято называть вопросам жизни и смерти. Религия же, в свою очередь, претендует на то, что ее власть происходит из источника, превосходящего все земные авторитеты. Все это делает пересечение этих двух сил в обществе практически неизбежным. Функция интеграции. Функция аксеологических ориентиров. Функция институционализации. Репрезентативная функция президента как воплощения достоинства и справедливости.

32.Работа б. Малиновского «Магия, наука и религия»

Малиновский

Б. Малиновский руководствовался тем, что базисные потребности и стремления людей должны удовлетворяться таким способом, который позволяет сохранять равновесие в обществе и не влечет за собой со­циальный хаос. Иными словами, определенные инстинктами человечес­кие потребности должны выполняться под контролем общества, кото­рое устанавливает нормы дозволенного и таким образом создает инсти­туты, регулирующие отношения, связанные с удовлетворением челове­ческих потребностей, налагая запрет на образ действий, вызывающий социальные конфликты и хаос. Задача социального исследования — установить, какие потребности (осознанные или неосознанные) позво­ляет удовлетворить тот или иной социальный институт как регулятор поведения.

В работе "Магия, наука и религия" (1-е изд. 1925 г.), которая по праву относится к числу классических в социологии религии, Малинов ский показывает, что по всех обществах религия выполняет прежде всего следующие две функции: 1) в кризисных ситуациях — примером может служить смерть члена группы — она восстанавливает оказав­шееся перед угрозой распада единство группы, указывая каждому ее члену перспективу дальнейшего существования; 2) посредством ритуа­ла инициации делает индивида полноправным членом общества, обязы­вая его соблюдать лежащие в его основе "священные" ценности и нормы.

Не ставя под вопрос сам функциональный метод анализа религии, предложенный Дюркгеймом, Малиновский критически оценивает от­дельные положения дюркгеймовой теории религии. Он обращает вни­мание на то, что в "коллективных представлениях" общество далеко не всегда производит религиозные верования, поскольку эти представле­ния могут быть и действительно часто являются чисто секулярными, светскими, и что обязательные правила поведения и культурные дости­жения в примитивных обществах обеспечиваются не только сакраль­ным, но и вполне профанным принуждением. У Малиновского рассмот­ренный Дюркгеймом вопрос о сохранении стабильности, поддержании институализированных образцов действия, о том — каким образом об­ществу удается сохранять солидарность, так что составляющие его индивиды и культурные образования составляют целое, приобретает новый поворот, ориентированный на индивида — как удается обществу так организовать индивидуальный опыт в ситуациях, когда возникает острое противоречие между ожиданиями и реальностью, что индивид все же оказывается согласен жить в соответствии с принятыми, нормами и обосновывающими их культурными образцами, хотя в своей деятельности, следуя этим образцам, он не достигает цели и. терпит поражение. Иными словами: каким образом может быть обеспечена конформность поведения индивида перед лицом неудачи, крушения надежды на достижение успеха. Ведь в каждом обществе для каждой области деятельности определены легитимные цели и допустимые средства их достижения. Далеко не любые средства хороши и допусти­мы для достижения самых благих целей. Если происходит рассогласо­вание "нормальной" связи средства и цели, если лигитимными средства­ми оказывается невозможным достичь желаемого результата, то возни­кает кризисная ситуация, соблазн добиваться своего "любыми средства­ми" (цель оправдывает средства, например) и тем самым — угроза распада социальных связей, порядка, угроза хаоса.

Малиновский констатирует, что в кризисных ситуациях (смерть, незаслуженное страдание, равно как и незаслуженный успех) простей­ший и но существу беспроигрышный способ решения поставленной задачи — сохранения конформности поведения индивида и стабильности группы — заключается в том, чтобы ввести в структуру действия такой элемент, как магия и колдовство. Она обеспечивает приемлемое объяснение неудачи в каждом отдельном случае либо ссылкой на ошибки в совершении магического ритуала, колдовского заклинания, либо — тем, что магическое действие, заклинание противника оказа­лись сильнее.

Со временем магия и колдовство утратили прежнее значение, но проблемы, которые они позволяли решать, остались. Их решают ины­ми средствами, нежели магия, религия. Малиновский исходил из того, что неудачи, встреча со злом, смерть близкого человека вызывают у нас ощущение собственного бессилия и надежду на то, что в тупиковой казалось бы ситуации все же есть выход. Религия вступает в действие там, где человек исчерпывает собственные возможности: Особенно важна потребность справиться с беспокойством и дезорганизацией, ко­торую вызывает смерть близкого. Различные религии по-разному отно­сятся к смерти, но все они предлагают кроме какого-то объяснения смерти еще и ритуал, функция которого заключается в том, чтобы примирить оставшихся со смертью и обеспечить реинтеграцию группы, когда речь идет о примитивном обществе, преодолеть беспокойство и страх.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]