Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая ИСЗИ.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
338.43 Кб
Скачать
      1. Органы милиции.

По Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений, предприятий. В 1925—1926 гг. милиции вменили в обязанность оказание содействия органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам. Милиция считалась вспомогательным органом государства, функции милиции со временем все больше расширялись, на нее возлагались обязанности, не свойственные этому органу. При этом штаты милиции систематически сокращали, урезали и расходы на ее содержание.

Кроме общей, была создана ведомственная милиция для охраны государственных предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка и производства дознания на территории, занимаемой этими учреждениями. Ведомственная милиция разделялась на специальные виды в зависимости от характера охраняемых объектов и содержалась на средства обслуживаемых предприятий и учреждений.

  1. Органы защиты государственных секретов в период нэПа.

    1. Внешняя разведка.

Иностранный отдел – внешняя разведка – вошел в состав созданного в ОГПУ Секретно-оперативного управления и стал называться ИНО СОУ ОГПУ (рис. 1). Его значительно расширили и укрепили кадрами, их численный состав в центральном аппарате достиг 70 человек.

Рис. 1. Структура ИНО СОУ ОГПУ

Основными задачами ИНО СОУ ОГПУ в области внешней разведки являлись:

– выявление на территории иностранных государств контрразведывательных организаций, осуществляющих подрывную деятельность против СССР;

– установление за рубежом правительственных и частных организаций, занимающихся военным, политическим и экономическим шпионажем;

– освещение политической линии каждого государства и его правительства по основным вопросам международной политики, выявление их намерений в отношении СССР, получение сведений об их экономическом положении;

– добывание документальных материалов по всем направлениям работы, в том числе таких материалов, которые могли бы использоваться для компрометации как лидеров контрреволюционных групп, так и целых организаций;

– контрразведывательное обеспечение советских учреждений и граждан СССР за границей.

Для решения этих задач было создано шесть географических секторов, которые занимались агентурной работой за рубежом. Впоследствии они стали называться отделениями, и число их увеличилось по мере роста количества резидентур, расширения географических рамок работы и появления новых направлений деятельности разведки. К 1930 г. общий штат ИНО СОУ ОГПУ возрос до 122 человек, из них 62 человека были сотрудниками резидентур за рубежом.

ИНО СОУ ОГПУ управляли заграничными резидентурами. Резидентуры включали агентов и их группы. Каждая группа агентов имела несколько конспиративных квартир, пунктов связи, одного-двух курьеров или связников. Разведывательный источник, как правило, замыкался на одну из каких-либо квартир или передавал материалы через определенный пункт связи. Курьеры и связники поддерживали контакт только с руководителем группы и других членов резидентуры не знали. Однако правила конспирации иногда нарушались, что впоследствии приводило к провалу агентов.

Центр контролировал деятельность резидентуры и высказывал свои замечания по поводу направляемой ею информации. Материалы, особенно от вновь приобретенных и недостаточно проверенных источников, подвергались серьезному критическому анализу и разбору. Однако недостатком разведывательной информации являлись «корреспондентский характер» и «увлечение экономическими вопросами», которые не являлись главными для обороноспособности СССР.

Работа по приобретению разведывательных источников и помощников в ряде случаев осуществлялась без достаточно глубокого и терпеливого изучения и проверки кандидатов. Кроме того, в этот период руководители групп и отдельные разведчики самостоятельно решали вопрос о приобретении разведывательных источников и лиц вспомогательного состава без участия Центра. Кандидаты на вербовку по картотекам Центра не проверялись. Характеристики на изучаемых лиц направлялись в Центр нерегулярно, санкции на вербовки не запрашивались. Часть агентов вербовалась для выполнения какого-либо одного, разового задания. Вознаграждения, как правило, выдавались в виде ежемесячного денежного содержания, т.е. в не зависимости от конкретного вклада в разведывательную работу. Руководству резидентуры руководители групп докладывали только о результатах работы. Это приводило к бесконтрольности и ошибкам. В результате в действующую рабочую разведывательную сеть попадали люди, которые не отвечали предъявленным к ним требованиям.

В 1928 г. с целью упорядочения работы с агентурой и улучшения качества агентурной сети вербовка агентуры без предварительной санкции Центра была запрещена. Больше внимания разведка стала уделять изучению вербуемых лиц, их проверке, а затем и обучению.

В ноябре 1922 г. после освобождения от белой армии Спасска, Волочаевска и Хабаровска закончилась гражданская война. Разрозненные остатки Белой армии отступили в Корею, Шанхай и в Маньчжурию. Однако на территории Приморья и Дальнего Востока осела американская и японская агентура, продолжали активно действовать диверсионно-террористические формирования. Это в основном повлияло на выход (с целью организации борьбы с пропагандой противника и ведения активной разведки) 11 января 1923 г. решения Политбюро ЦК РКП(б) создать специальное межведомственное Бюро по дезинформации при ОГПУ. В Дезинфбюро кроме ОГПУ вошли представители от ЦК РКП(б), Народного комиссариата иностранных делам, Революционного военного совета республики (РВСР), Разведывательного управления (Разведупра) штаба РККА.

Руководство СССР перед Дезинфбюро поставило следующие задачи в порядке оперативной необходимости:

1) учет поступающих как в ОГПУ, так и Разведупр и другие учреждения сведений о степени осведомленности иностранных разведок о СССР;

2) учет и характеристика сведений, интересующих противника;

3) выявление степени осведомленности противника о СССР;

4) составление и техническое изготовление ряда ложных сведений и документов, дающих неправильное представление противнику о внутреннем положении СССР, об организации и состоянии Красной Армии, о политической работе руководящих партийных и советских органов, о работе НКИД и т.д.;

5) снабжение противника вышеуказанными материалами и документами проводить через соответствующие органы ОГПУ и Разведывательного управления штаба РККА;

6) разработка ряда статей и заметок для периодической прессы; подготовлять «почву» для выпуска в обращение разного рода фиктивных материалов и представление их в каждом отдельном случае на рассмотрение одного из секретарей ЦК РКП(б).

Как следует из приведенного перечня, руководство ставило перед ведомствами, имевшими постоянный служебный выход за границу, две главные задачи: следить за враждебными действиями недружественных спецслужб против СССР и готовить ответные дезинформационные акции, призванные «спутать карты» противника и оградить советских граждан от грозящей им военно-политической опасности.

В 20-е годы появилось еще одно новое направление деятельности внешней разведки – экономическая разведка. Страна нуждалась в информации, которая помогала бы перестраивать экономику, создавать новую материально-техническую базу народного хозяйства. Возросла необходимость установления и развития торговых и экономических отношений с зарубежными государствами.

Руководством ОГПУ в октябре 1925 г. поставило вопрос об организации при ИНО СОУ ОГПУ научно-технической разведки как особого органа по добыванию информации о технических достижениях за границей. Вскоре такая разведка была создана и выделена в самостоятельное направление разведывательной работы – линию Х. Правительство СССР перед ИНО СОУ ОГПУ 5 марта 1926 г. поставило в области научно-технической разведки задание, включающее:

– защиту предприятий оборонной промышленности от средств нападения противника, тонкости производства различных видов военной техники и требования к материалам, идущим на их изготовление;

 –производство различных типов взрывчатых веществ, зажигательных и осветительных составов, новейших отравляющих веществ и средств защиты от их воздействия, сведения о дислокации соответствующих предприятий;

 –информацию об организации, планировании, материальном и кадровом обеспечении работы предприятий оборонной промышленности в предвоенные и военные периоды, а также о мобилизации предприятий гражданских отраслей промышленности на выполнение военных заказов.

Сначала создавались отдельные нелегальные агентурные группы, которые сводились в резидентуры с прибытием разведчиков-нелегалов. Такие группы различной численности существовали в 1927–1930 гг. в США, Великобритании, Германии. Наряду с получением научно-технической информации, они добывали сведения политического характера. Приобретались агенты из числа политических деятелей, информированных инженеров крупных промышленных корпораций, связанных с военным производством.

К середине 20-х гг. внешняя разведка сумела создать неплохие агентурные позиции в таких странах, как Франция, Англия и особенно Германия. Легальные и нелегальные резидентуры в Германии были в те годы самыми сильными.