Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_Po_Mnk.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.85 Mб
Скачать

Тема 18. Культурная жизнь башкирского края в XIX – начале XX века

Содержание

Введение

  1. Культура XIX века.

  2. Культура начала XX века.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В 1798 году в Башкирии была введена кантонная система управления. По этой реформе башкиры и мишаре переводились в военное сословие, а вся территория края подразделялась на административные единицы – кантоны.

1. Культура XIX века.

Изменения в хозяйственно-бытовом укладе. В XIX веке начался новый этап в организации башкирских селений, связанный с перестройкой их по уличным планам. В 1843 году вышел указ оренбургского генерал-губернатора, предписавший перестроить деревни, расположив улицы прямыми и правильными линиями. Бани и кузницы, во избежание пожаров, должны были переноситься за пределы усадьбы – на берег реки или озера. Одновременно правительство избавлялось от мелких поселков и хуторов. По случаю перестройки деревень жителям разрешалось выбирать для поселения более удобные места.

Административные меры способствовали обновлению деревень. В 1846г. в башкирских и мишарских кантонах было выстроено 3622 дома, в 1847— 13950, в 1849—2625. По сведениям П. Небольсина, в начале 50-х гг. в баш­кирских и мишарских селениях насчитывалось около 90 тыс. вновь построенных домов. Жилой фонд обновился почти на 1/3. В результате перестройки аулы приблизились к селениям европейского облика с характерным для него архитектурным устройством.

Жилища у башкир были невысокими. Небольсин, посетивший башкир в отрогах уральских гор, писал, что дома в этих местахскладываются всего в 13 венцов, при этом высота дома составляет 2,1метр.

Образование в крае. К началу 60-х гг. XIX в. в Оренбургской губернии насчитывалось всего 240 начальных школ различных ведомств с 7609 учащимися. Это было значительным шагом в развитии народного образования в крае. Тем не менее, школ не хватало. Одна начальная русская школа приходилась примерно на 8,5 тыс. жителей. Школьники по отношению ко всему населению губернии составляли не более 0,4%.

Постепенно появились средние учебные заведения. 11 октября 1828г. в Уфе открылась мужская гимназия с 18 учениками. Это были преимущественно дети дворян.

Курс обучения в гимназии был сначала четырехгодичный, а с 1835г. семилетний. Гимназия готовила учащихся к поступлению в университет и гражданской службе. В ней преподавались древние и новые языки, русская словесность, математика, физика, география, история и др. С 1853г. изучался также язык тюрки. Царское правительство держало под контролем учебно-воспитательный процесс в гимназиях страны. В 40-е годы в них было отменено преподавание статистики и логики, признанных «науками политическими»; курс математики был сокращен. Одновременно усилилось внимание к древним языкам. Эти перемены были направлены на то, чтобы молодежь «не заразилась вольнодумством».

В 1832г. в Оренбурге открылась начальная женская школа для дочерей военных и гражданских виновников. В 1848 г. она была преобразовала среднее учебное, заведение, а в 1855г. — в закрытый институт благородных девиц.

В 1800г. в Уфе начала работать духовная семинария, из которой в 1818 г. выделилось духовное училище. Это были закрытые сословные учебные заведения, куда принимались почти исключительно дети духовенства. Основное внимание в духовных учебных заведениях уделялось преподаванию богословских дисциплин. Вместе с тем в них изучались математика, физика, история, новые и древние языки. Кругозор выпускников был довольно широким, и некоторые из них выбирали себе светскую карьеру, становились учителями, поступали в университеты и т. д. В 1830г. в Уфимской семинарии в миссионерских целях было введено обучение татарскому, башкирскому, чувашскому разговорным языкам.

Существенное развитие в крае получило специальное образование. 2 января 1825г. в Оренбурге открылось Неплюевское военное училище. Наряду с детьми русских офицеров и чиновников, в училище принимались и дети башкирской, мишарской, татарской и казахской знати. В 1844г. училище было преобразовано в кадетский корпус. В соответствии с учебной программой он делился на два эскадрона. В первом преобладали военные дисциплины, во втором — восточные языки и предметы, связанные с земледелием и лесным хозяйством.

В Оренбурге в 1836г. открылось училище земледелия и лесоводства, а в 1841г. — фельдшерская школа при военном госпитале. В них будущие смотрители общественных запашек, лесничие, фельдшера и оспопрививатели получали начальное образование и некоторые специальные познания.

В соответствии со «Штатами Главного правления Уральских горных заводов» 1847г. в Златоусте с 1848г. начало работать окружное училище, в котором обучались дети мастеровых и чиновников горной службы. Выпускники училища определялись в писцы, чертежники, цеховые ученики, а дети инженерно-технического персонала обычно направлялись для продолжения образования в Екатеринбург, в Уральское горное училище.

В русских учебных заведениях детей нерусских народов обучалось немного. С целью подготовки чиновников для Башкирского войска в 30—50-е годы было выделено для башкир 20 вакансий в Казанской гимназии и университете, 30 — Оренбургском кадетском корпусе, 40 — фельдшерской школе, 32 — батальоне военных кантонистов, 10 — Петербургском повивальном институте. Из русских учебных заведений вышли такие прогрессивные общественные деятели и просветители как М. Уметбаев, С. Кукляшев, М. Бикчурин, оставившие заметный след в культуре и общественной мысли дореволюционной Башкирии. В конце 30-х — начале 40-х гг. около 300 башкирских юношей были отправлены в Петербург, Москву, Казань, Ижевск и Оренбург для обучения различным ремеслам. Условия были тяжелыми. Многие из посланных юношей не выдерживали и бежали, 97 человек умерли от различных болезней.

В конце 50-х гг. башкир стали принимать в городские приходские и уездные училища, а с 1860г. для них были учреждены кантонные школы, работавшие по программе русских приходских училищ. В них обучали чтению, письму, арифметике, а в некоторых и мусульманскому вероучению.

К отмене кантонной системы управления в 9 городских приходских и уездных и 32 кантонных (4 из них женские) училищах училось свыше 600 башкирских детей (из них 30 девочек).

Но основным типом школ для башкирского и татарского населения оставались мектебы и медресе. К началу 60-х гг. XIX века в Оренбургской губернии насчитывалось до 600 мусульманских школ, в которых было более 20 тыс. учащихся.

В конце XVIII - начале XIX в. идея-тельности мусульманских школ произошли перемены. В 1789г. в Уфе было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, в функции которого входил надзор за мектебами и медресе. Чтобы облегчить наблюдение за их работой, школы дозволялось открывать «только при мечатях» и лишь муллам, имеющим официальный указ о назначении на должность. Обучение башкир и татар частными учителями запрещалось. Подчинение мектебов и медресе Духовному собранию усилило в них позиции ислама и идеологии господствующих классов, внесло в школьную жизнь формализм. Содержание и методика обучения были консервативны. Но благодаря усилиям передовых учителей, учебный процесс вносились изменении, ведущие к улучшению результатов обучения.

Важным событием в развитии просвещения башкир и татар стало книгопечатание в Казани на арабском шрифте. С 1801г. началось издание учебников для мусульманских школ, которые распространялись и в Башкирии. Наряду с религиозными книгами, печаталось немало полусветских и светских произведений.

В 1836 г. в Уфе открылась первая в Башкирии публичная библиотека . Она была частной и за пользование книгами взимала плату. В 1850г. в библиотеке насчитывалось 968 книг. Позднее была создана библиотека при канцелярии Оренбургского генерал-губернатора.

В 1831г. в Оренбурге при военном училище открылся первый краеведческий музей. В его организации приняли деятельное участие магистр философии Т. К. Зан из ссыльных поляков и писатель, лексикограф и этнограф В. И. Даль, состоявший чиновником особых поручений при генерал-губернаторе. Музей, включающий в себя разнообразные «предметы естественной истории» края, а также «коллекции одежд и оружия и других предметов домашнего быта и промышленности разных здешних народов и других стран», быстро рос.

Здравоохранение. Организация медицинских учреждений я Башкирии началась в XV111 веке. Первыми были открыты военные госпитали. На горных заводах возникикли лазареты.

С начале XIX в. большое внимание стало уделяться борьбе с оспой. В уездных городах были открыты оспенные комитеты, принимались меры по подготовке кадров оспопрививателей, в том числе из башкир. В 1850г, в крае насчитывалось 476 оспопрививателей. Среди населения велась разъяснительная работе о пользе прививок.

Но несмотря на определенные сдвиги служба здравоохранения была еще не в состоянии оказать населению действен­ную медицинскую помощь. Сеть лечеб­ных учреждений оставалась не развитой. Врачей было мало. К отмене крепост­ного права в крае 1 врач или фельдшер приходился на 14 310 жителей обоего пола. Нехватка больниц и врачей не могла не сказаться на вы­соком уровне заболеваемости, общей в детской смертности. В крае периоди­чески вспыхивали эпидемии.

Духовная культура. В XIX веке башкиры участвовали во многих военных походах русской армии. Все это находило отражение в песнях, легендах и приданиях. Особенно ярко в песнях отразился патриотический подъем, охвативший народные массы башкир в связи с нападением на страну наполеоновских полчищ. Роль народных масс наиболее образно показана в свое­образном произведении под названием «Вторая армия», сочетающем в себе элементы эпических сказаний - кубаиров, песен, легенд и преданий. С исключительным мастерством в нем описывается, как в ответ на призыв русского народа, Родины — России башкиры поднялись на борьбу с иноземными захватчиками: когда донеслась весть о войне, «словно от удара молнии вздрогнул и воспрянул народ на Урале». Изображению общенародного подъема посвящены и предания-песни о военном предводителе башкире Кахым-туре («Кахым-туря»), хотя, судя по названию, эти сюжеты, казалось бы, нацеле­ны на прославление доблести отдельной героической личности.

Фольклорные материалы об участии башкир в. Отечественной войне 1812г. освещают события в их развитии. В них рассказывается о боях с войском Наполеона, о победном вступлении русской армии и находившихся в ее рядах башкирских воинов в Париж и о возвращении их в 1815г. на родину («Кахым-туря», «Башкиры на войне с французами», «Абдрахман Акъегетов», «Янсары-батыр», «Баик»).

Совместная борьба русского и башкирского народов против иноземного врага укрепила дружбу между двумя народами. Башкирская песня «Кутузов» прославляет великого русского полководца, а в песне «Любизар» рассказывается о признательности русского полководца башкирским воинам. Произведения башкирского устно-поэтического творчества об Отечественной войне 1812г. проникнуты возвышенным героическим пафосом.

В рассматриваемый период традиционный репертуар фольклора пополнился новыми сюжетами о социальных противоречиях в башкирском обществе. Деспотизм и самодурство кантонных начальников, назначаемых царскими властями из числа башкирских феодалов и богачей, вызвали к жизни целый ряд исторических песен, гневно осуждающих произвол кантонных чиновников. Среди них — «Кулуй-кантон», «Тухват-кантон» и др.

Широкое развитие получили фольклорные произведения о быте и семейно-брачных отношениях. Весьма познавательны предания и предания-песни, в которых повествуется о старинном бытовом укладе и обычаях башкир. Характеры героев проявляются здесь в драматических обстоятельствах, обусловленных феодально-патриархальными отношениями. Исходной сюжетной ситуацией чаще всего является насильственная выдача девушки замуж (обычно за богатого старика). Классический образец данного сюжетного типа — предание-песня «Таштугай».

В целом ряде преданий-песен опоэтизированы образы героических свободолюбивых женщин, подчеркнута их нравственная чистота, верность в любви, решительность действий, красота не только внешнего, но и внутреннего облика («Гильмияза», «Ауазбика», «Махуба» и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]