Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жерар Швек .doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
374.78 Кб
Скачать

Связь между смертью и эротизмом

Пример с Роки позволяет рассмотреть процесс, ведущий к изменению его само успокоительной процедуры, и способ, при помощи которого осуществляется смена через ментализацию.

Он начинает в своей картотеке клеить фотографии обложек дисков и вписывать названия групп. Так как музыкальное удовольствие у него всегда кажется вторичным, то он, похоже, получает удовольствие от характера провокации образов и названий, которые он афиширует, и, показывая их мне, желает, чтобы и я испытал то же самое.

Названия этих групп тяжелого рока и иллюстрации отображают практически единственно тему смерти. Вот некоторые красноречивые примеры данных названий: Смерть, Могила, Суицидальные Тенденции, Скелет, Разрушение, Семья Жертвы…

Рисунки изображают скелеты, головы мертвецов, покрытые касками, и живых мертвецов. Разлагающиеся трупы выходят из могил с угрожающим видом, и иногда они выходят из ада.

Роки демонстрирует большую искусность в репродукции данных персонажей. Он приносит мне свои рисунки, однако может сказать о них немного. Зато, он все более себя определяет через групповую социальную идентичность. Он называет себя «тяжеловиком», то есть любителем тяжелого рока, и ищет встреч с другими тяжеловиками, узнаваемых по знакам на одежде и, особенно, по надписи на джинсах и куртках названий музыкальных групп. Принимая во внимание, что означают эти названия, Роки становится чем-то вроде человека-рекламы смерти.

Позже связь с аварией сможет быть частично сформулирована. Я ему покажу, как эта связь устанавливается с репрезентациями смерти в фантасмагории тяжелого рока. На данной стадии, интерес, проявленный им, к самым садистским фигурам, является знаком того, что инстинкт смерти смешивается с эротическим влечением. Таким образом, открывается выход для выражения эдиповых желаний.

«Шоу ужасов»

Роки все больше интересуется фильмами ужасов. Его захватил фильм «Шоу ужасов», снятый Стивеном Кингом. Случилось так, что я его тоже видел, и могу констатировать точность его рассказа, когда он мне его пересказывает. Это история одной женщины, которая только что рассталась со своим любовником, и она едет с бешеной скоростью, чтобы вовремя приехать домой и не вызвать подозрения у мужа. Она сбивает мужчину на краю дороги, и, думая все время о последствиях своего опоздания, она бросает тело жертвы на месте аварии. Когда она продолжает свой путь, перед ее машиной снова появляется окровавленный человек, и пытается ее остановить. Тогда она его сознательно раздавливает во второй раз. Но искромсанный мужчина будет вновь появляться, она снова его давит и так далее. В атмосфере травли, которая возрастает, он возникает то на капоте, то внутри самого автомобиля. Женщина проявляет невероятное ожесточение в том, чтобы попытаться прикончить этого человека-привидение, постепенно доведенного до состояния отвратительной кровянистой массы, но который никак не умирает. Он, в конце концов, победит в данном состязании.

«Авария на дороге с мертвецом, который не совсем мертв…» Я здесь устанавливаю связь с той аварией, когда ему было три года. Роки отвечает мне новым пересказом событий, с дополнительными подробностями: у его сестры кровь текла изо рта и из носа, а его мать, осознав всю серьезность этого состояния, очень за нее беспокоилась. И наоборот, она совсем не беспокоилась за него. Реминисценция этих забытых, вытесненных деталей, на сей раз относилась к вытесняющему воспоминанию.

До этого во время сеансов не было проявлено никакой враждебности к членам его семьи. Сейчас речь пойдет о соперничестве, которое его сталкивает со своим братом, о неприкосновенности ребенка заменителя, представляющего его маленькую сестру. Мы также можем говорить о трудности смириться с тем, что он стал старшим после смерти его старшей сестры, и тут разворачиваются различные фигуры эдипова конфликта.

Психотерапия позволяет также обнаружить тот факт, что другие трауры, предшествовавшие аварии, не были обработаны родителями, в частности смерти детей в их соответствующих фратриях. Темы страха перед женским полом и перед угрозой кастрации отделяются от темы смерти в иконографии ужаса. И, как нам подсказывает этот фильм Шоу ужасов, автомобильная авария также может предоставить репрезентацию примитивной сцены, имеющую трагические последствия.

Как это обычно бывает в отрочестве, тема насилия отражает как эхо буйность влечений, усиленную страхом реализации инцестуозных фантазм и желаний смерти. Травмирующее повторение более не принадлежит симптоматике. Оно дало место колдовству ужаса и страха, болезненному интересу к разрушению, но обладающему удовольствием от игры, даже если она садистская, и от «связующей» фикции.

Положение Роки улучшается во всех направлениях, в том числе в школьном и в социальном. Он находит себе работу, которая позволяет ему купить часть ударных инструментов, о которых он мечтает. Он значительно реинвестирует учебную деятельность, оказывается среди первых в своем классе CPPN, реинтегрирует четвертый класс в нормальную схему и вновь оказывается среди первых. Его родители купили ему мопед, который он водит с удовольствием, и у него начинается длительный флирт с одной девочкой.

В психотерапии появилось удовольствие от вербальных обменов вместо пустого и лишенного аффектов разговора, который был ему присущ.

Инвестиция ударных инструментов модифицировалась. Роки более не является одиноким автоматом, и он начинает тренироваться с другими музыкантами. Теперь он старается играть «с оттенками».

В настоящее время ему шестнадцать лет. Более не появляется навязчивая идея быть проецированным через дверцу. Похоже, она больше не лежит в основе жеста и шума ударных инструментов. Его травматическое видение было инкорпорировано в фантасмагорию, совместимую с ним.

Он носит все атрибуты представителей тяжелого рока, но под завесой фольклора, остаются еще причины для беспокойства по поводу его эволюции. Он начинает на самом деле «барабанить» на конкурсах тяжелого рока, то есть подниматься на сцену, чтобы обрушиваться на публику. Гордость, с которой он мне рассказывает о своем подвиге, не может, однако, меня полностью успокоить. Идет ли речь о новом этапе вводного маршрута, который должен позволить ему пройти отрочество? Мне кажется, что да, но это поведение также содержит следы компульсии к повторению, что все же напоминает о предыдущем периоде. Существует еще, как мне кажется, риск тяги к насильственным актам типа Ярости жизни, где заигрывают со смертью. Эволюция к другим успокаивающим процессам типа токсикомании или алкоголизма также остается возможной. Но аутоэротическая само агрессивность, такая сильная у него, дала место более реляционному садомазохизму, проявляющемуся при акте прыжка на публику. Будучи мазохистом, он жертвенно бросается в толпу, и в то же время, будучи садистом, он становится опасным снарядом для тех, кого он может раздавить.