Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕК КУРС ТСЭ.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Раздел 2. Процессуальные и организационные основы назначения и проведения судебной экспертизы

Тема 5. Процессуальные основы назначения судебной экспертизы

Инициатива в назначении экспертизы.

Выбор эксперта.

Формирование предмета и объекта экспертного исследования.

Процессуальный порядок назначения судебной экспертизы.

Структура и содержание постановления следователя и определения суда о назначении экспертизы.

1. Инициатива в назначении судебной экспертизы

Использование судебной экспертизы в доказательственной деятельности возможно постольку, поскольку допускается процессуальным законом. Поэтому естественно, что в первую очередь законодателем регламентируется основание назначения экспертизы. Именно с определения основания начинается вся деятельность, связанная с назначением и затем проведением экспертного исследования.

В юридической литературе более традиционно употребление термина “основания производства” экспертизы (И. Л. Петрухин, Ю. К. Орлов и др.). На наш взгляд, можно говорить об основаниях назначения и производства судебной экспертизы, однако они не являются полностью синонимичными.

В лексическом смысле термин основание означает среди прочего обстоятельство, достаточное для того, чтобы вызвать какое-либо действие. Соответственно установить основание назначения и производства экспертизы означает выявить такие обстоятельства, которые, с одной стороны, свидетельствуют о потребности в применении специального исследования, с другой — имеют нормативное выражение. В определенном смысле само назначение выступает одним из юридических оснований для проведения экспертизы. Кроме того, законодательные формулы определения основания таковы, что терминологически более точно говорить именно об основаниях назначения экспертизы.

Следует различать общеправовое основание назначения (которое по сущности совпадает с общим основанием производства), специальное основание назначения и процессуальное основание производства экспертизы.

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла, суд назначает эксперта.

Вопрос о назначении экспертизы является одним из важнейших, ибо от его правильного решения во многом зависит эффективность использования специальных знаний для целей юридического доказывания. При этом важно уяснить соотношение роли суда и участвующих в деле лиц, порядок назначения эксперта (экспертов).

Первый возникающий вопрос: в какой стадии процесса возможно назначение экспертизы? ГПК допускает две основные возможности: в стадии подготовки дела к судебному разбирательству (п. 7 ч. 1 ст. 142 ГПК) и в стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции (гл. 15).

Поскольку судебная экспертиза чаще всего проводится вне суда (т. е. не в зале судебного заседания), то при ее назначении в стадии судебного разбирательства возникает необходимость предоставить эксперту время на специальное исследование. Поэтому ГПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу в случае назначения экспертизы (п. 5 ст. 215). Определение о приостановлении производства выносится судом по ходатайству заинтересованных лиц либо по своей инициативе.

Порядок назначения судебной экспертизы включает решение вопросов: об инициаторе назначения экспертизы, о выборе эксперта, о порядке формирования предмета экспертизы (круга вопросов эксперту). Тем самым определяются правила вынесения судом определения о назначении экспертизы. Столь же существенным является правильное составление самого определения, соответствие его структуры, содержания закону, ибо определение выступает своего рода программой предстоящего экспертного исследования.

Согласно ст. 74 ГПК экспертизу вправе назначить только суд.

Как отмечалось, по новой редакции ст. 14, 50 ГПК суд утратил инициативу в собирании доказательств; он лишь оказывает содействие участвующим в деле лицам в ходе доказывания. Так, суд может предложить им представить дополнительные доказательства. И только когда представление дополнительных доказательств затруднительно, суд по ходатайству заинтересованных лиц оказывает им содействие в собирании доказательств. Такое содействие выражается либо в непосредственном истребовании письменного или вещественного доказательства судом, либо в выдаче запроса на право получения доказательства для последующего представления в суд (ст. 64, 69 ГПК). Таким образом, по общему правилу суд не собирает, но участвует в обеспечении собирания доказательств заинтересованными лицами в затруднительных случаях и по ходатайству данных лиц.

Не следует путать вопрос о назначении экспертизы с вопросом о направлении на экспертизу лиц (например, при медицинской, психологической экспертизах). Назначение экспертизы судом не зависит от согласия или возражений сторон, тогда как направление лица на экспертизу должно быть обусловлено согласием лица.

2. Выбор эксперта

Эксперта (или экспертов) назначает суд (ч. 1 ст. 74 ГПК). Однако это вовсе не исключает инициативы участвующих в деле лиц: стороны, их представители, иные заинтересованные лица - могут ходатайствовать перед судом о назначении в качестве эксперта конкретного лица по их выбору. В ч. 1 ст. 75 ГПК специально указывается, что “при назначении эксперта суд учитывает мнение лиц, участвующих в деле”. Но окончательное решение о выборе эксперта принадлежит суду.

По ГПК РФ можно выделить два группы обстоятельств, при наличии которых эксперт подлежит отводу.

Первая — общие основания, указанные в ч. 1 ст. 18 ГПК. Данная статья формулирует основания для отвода судьи, но в силу отсылочной нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 20 ГПК, эти основания распространяются также на иных участников процесса, в том числе экспертов (но с учетом положений ч. 3 ст. 20 ГПК). Итак, эксперт подлежит отводу, если: а) при предыдущем рассмотрении дела он участвовал в качестве свидетеля переводчика, представителя, прокурора, секретаря судебного заседания;

б) он является родственником сторон, других лиц, участвующих в деле, или представителей; в) он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Однако участие лица в предыдущем рассмотрении дела в качестве эксперта не является препятствием для его привлечения в процесс в том же качестве (т. е. эксперта).

Вторая группа оснований для отвода эксперта является специальной (формулируется законодателем специально для эксперта); они указаны в ч. 2 ст. 20 ГПК. Эксперт также подлежит отводу, если: а) он находится или находился в служебной или иной зависимости от сторон, других лиц, участвующих в деле, или представителей; б) он производил ревизию, материалы которой послужили основанием к возбуждению данного гражданского дела;

в) в случае, когда обнаружится его некомпетентность. Последнее положение требует некоторых пояснений.

В отличие от уголовно-процессуального законодательства, ГПК не содержит прямого требования о том, что судья до назначения эксперта выясняет необходимые данные о его специальности и компетентности. Хотя, казалось бы, это вполне разумное и даже необходимое правило.

При наличии оснований к отводу эксперт обязан заявить самоотвод или же отвод эксперту заявляется участвующими в деле лицами в мотивированном ходатайстве. При заявлении отвода выслушивается мнение других участвующих в деле лиц, а также объяснения отводимого, если он желает их дать. Вопрос об отводе эксперта разрешается судом, рассматривающим дело, в совещательной комнате (ст. 23 ГПК).

Производство экспертизы может быть поручено не только конкретному лицу, назначаемому судом экспертом, но и экспертному учреждению — это воспринято судебной практикой и доктриной, вошло в учебную литературу и обосновывается правилом ч. 1 ст. 75 ГПК (“экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными судом”). Вместе с тем действующее гражданское процессуальное законодательство не регламентирует особенностей назначения и производства экспертизы в экспертном учреждении, что является существенным пробелом, вызывающим трудности на практике.

3. Формирование предмета и объекта экспертного исследования

Формирование предмета экспертизы предполагает правильную и точную постановку вопросов перед экспертом, а формирование объекта связано с отбором, собиранием и предоставлением эксперту объектов исследования.

При назначении экспертизы каждое лицо, участвующее в деле, вправе представить суду вопросы, которые должны быть разъяснены экспертом (ч. 2 ст. 74 ГПК). Это осуществляется посредством заявления ходатайства суду, которое суд вправе либо удовлетворить (и тогда предложенные вопросы включаются в определение суда), либо мотивированно отклонить. Окончательно круг вопросов, задаваемых эксперту, формулирует суд в своем определении.

Прежде чем сформулировать конкретные вопросы эксперту, следует четко уяснить, какая сфера специальных знаний необходима при рассмотрении данного дела, какой вид экспертизы следует использовать и каков ее частный предмет. Именно частный предмет специального исследования является главным критерием, ориентируясь на который можно грамотно поставить вопросы перед экспертом.

Как определить частный предмет экспертизы? Здесь следует учитывать два критерия: специальный и юридический.

Специальный обусловлен уровнем развития той или иной отрасли знания и практической разработанностью методом установления определенных фактов. Например, частным предметом психологической экспертизы может быть установление способности в полной мере осознавать фактическое содержание совершенных действий и способности в полной мере сознательно руководить ими. Однако неверно было бы определить частный предмет данной экспертизы как выявление конкретного психологического мотива поведения, ибо с позиций современных методик возможно экспертное установление лишь основных мотивационных линий личности и их иерархии. Точно так же при назначении экспертизы крови неверно ориентировать эксперта на установление факта происхождения ребенка от данного лица; большинство применяемых у нас методик позволяют лишь исключить (или не исключить) указанный факт.

Понятно, что не всякий факт, который способна установить современная наука, может быть предметом судебной экспертизы, а только такой, который: а) апробирован экспертной практикой и для установления которого разработаны соответствующие методики; б) может иметь значение для рассматриваемого судом дела. На учет последнего обстоятельства и ориентирует юридический критерий.

Юридический критерий заложен в элементах норм права, применяемых судом. С точки зрения процессуальных категорий данный критерий содержится в обстоятельствах, подлежащих установлению судом (предмет судебного познания). Так, при рассмотрении судом дел об установлении отцовства действующее законодательство (СК РФ) предполагает необходимым выявить факт происхождения ребенка от данного лица. Факт происхождения — это биологический факт; его выявление возможно при помощи особой экспертизы (“генетической дактилоскопии”). Следовательно, чтобы констатировать наличие юридического факта, необходимо установить специальный факт - биологический (как информацию-доказательство).

Одновременный учет специального и юридического критериев позволяет точно определить частный предмет экспертизы и соответственно круг вопросов эксперту. Правильная постановка вопросов эксперту - центральная и наиболее важная часть определения судьи о назначении экспертизы.

Для успешного проведения судебной экспертизы не менее существенным является верное определение ее объекта. Следует подчеркнуть, что эксперт не вправе самостоятельно заниматься отбором объектов и материалов исследования - они должны быть предоставлены ему судом и указаны в судебном определении.

Определяя объект исследования, судья решает вопросы: какие материалы эксперту необходимы, имеются ли они в распоряжении суда, насколько они пригодны для исследования (доброкачественны).

В гражданском процессе активная роль в формировании материалов исследования принадлежит сторонам — в силу обязанности доказывания и в соответствии с правилами распределения обязанностей по доказыванию. В том случае, когда сторона подает ходатайство о назначении экспертизы и суд удовлетворяет его, логично обязать сторону представить те материалы (предметы, документы), которые необходимы для исследования. Но и при назначении экспертизы по инициативе суда суд вправе потребовать представления таких материалов от стороны.

Не всегда судья обладает достаточными знаниями, чтобы верно определить круг материалов, необходимых для специального исследования (например, для производства бухгалтерской или психолингвистической экспертизы). Думается, что в таких ситуациях можно использовать помощь специалиста, что станет реальным с принятием нового ГПК. Более того, иногда такая помощь просто необходима (например, при получении и отборе сравнительных и экспериментальных образцов письма как объектов для почерковедческой экспертизы).

4. Структура и содержание постановления следователя (определения суда) о назначении экспертизы

Согласно Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 195), следователь, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

основания назначения судебной экспертизы;

фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

вопросы, поставленные перед экспертом;

материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

Экспертиза может быть назначена только тогда, когда возбуждено уголовное дело. Назначение экспертизы оформляется письменно постановлением следователя или определением суда. Если постановления или определения суда нет (уголовное дело не возбуждено), а судебно-медицинское исследование необходимо произвести, представителем органов дознания, следователем или прокурором оформляется письменное направление (направительное отношение). Требования к оформлению этих документов, по существу, одинаковые. В постановлении о назначении экспертизы следователь указывает дату и место ее вынесения, кратко излагает фабулу дела, указывает, кому поручается производство экспертизы, какие материалы или объекты предоставляются эксперту для исследования. Руководствуясь УПК, следователь в постановлении ставит на разрешение эксперта соответствующие вопросы.

Согласно ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса РФ, назначение судебной экспертизы является обязательным для установления:

причины смерти;

характера и степени вреда, причиненного здоровью;

психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Определение суда о назначении экспертизы должно отвечать определенным требованиям и имеет собственную структуру. Правда, ГПК, в отличие от УПК (ст. 184), не содержит четких правил на этот счет. Тем не менее, судебной практикой выработаны некоторые общие правила. Учитывая общность природы судебной экспертизы в уголовном и гражданском процессах, можно, думается, опереться и на имеющийся в уголовном процессе законодательный опыт.

Определение о назначении экспертизы задает направленность специальному исследованию, содержит в себе программу, алгоритм его осуществления. Отсюда понятна вся важность грамотного, профессионального составления судебного определения.

Определение о назначении экспертизы должно содержать все реквизиты, свойственные судебному определению.

Структура определения включает:

указание на время и место его вынесения;

наименование суда (его состав и секретарь судебного заседания);

указание лиц, участвующих в деле, и предмета спора (краткая фабула дела);

вопрос, по которому выносится определение (для установления каких обстоятельств — фактических данных — экспертиза назначается);

мотивы суда, по которым он пришел к выводу о потребности в экспертизе, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался при назначении экспертизы;

определение объекта исследования (или в отношении кого оно проводится) и частных предметов исследования, вида экспертизы;

формулирование задачи — вопросы эксперту;

описание сравнительных материалов (если таковые передаются в распоряжение эксперту);

кому поручается производство экспертизы (наименование организации, лаборатории, фамилия, имя, отчество экспертов);

место проведения экспертизы (в суде или вне суда);

предупреждение экспертов об ответственности согласно действующему законодательству за дачу заведомо ложного заключения;

наименование материалов дела, передаваемых в распоряжение эксперта (например, протокола судебного заседания, протоколов допроса свидетелей, собственноручные записи испытуемого — перечисляются, какие именно);

подпись судьи (судей), вынесшего определение.

Обратим внимание на содержание той части определения, в которой эксперт предупреждается об уголовной ответственности.