Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семейное право андопольская.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
1.75 Mб
Скачать

Раздел VI. Правоотношения родителей и детей

Глава 20. Установление происхождения детей

177

подобных обстоятельств родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать совместное заявление об установ­лении отцовства в органы загса в период беременности матери (ч. 2 п. 3 ст. 48 СК, п. 3 ст. 50 Закона «Об актах гражданского состояния»). Запись о родителях на основании такого заявления производится только после рождения ребенка, поэтому до этого момента любой из родителей вправе отозвать сделанное заявление.

Значение предварительного заявления заключается в том, что, если оно не было отозвано, запись об отце ребенка будет произведена незави­симо от того, находится отец в живых или нет. Подтверждения согласия на добровольное признание отцовства после рождения ребенка от него не требуется. В случае если заявление было отозвано отцом ребенка, сам факт его подачи также имеет важное доказательственное значение в процессе об установлении отцовства в судебном порядке.

§ 2. Установление отцовства в судебном порядке

Добровольное установление отцовства не всегда имеет место. Не­редки случаи, когда отец ребенка, рожденного вне брака, отказывается подать заявление о регистрации отцовства. В такой ситуации с целью защиты интересов ребенка возможно установление отцовства в судеб­ном порядке.

В соответствии со ст. 49 СК предъявить иск об установлении от­цовства вправе один из родителей ребенка. Чаще всего это делает мать, но при определенных обстоятельствах иск может быть предъявлен и отцом ребенка, например если мать препятствует подаче совместного заявления об установлении отцовства.

Требовать установления отцовства может также опекун или попе­читель ребенка, лицо, на иждивении которого находится ребенок, а также сам ребенок после достижения им совершеннолетия. Несовер­шеннолетняя мать, ребенка вправе самостоятельно предъявить иск об установлении отцовства в судебном порядке с четырнадцатилетнего возраста (п. 3 ст. 62 СК).

Как справедливо отмечал В.А. Рясенцев, на момент предъявления иска об установлении отцовства между ребенком и предполагаемым отцом еще нет никаких правоотношений, следовательно, основанием для предъявления иска в этом случае является не субъективное право, а охраняемый законом интерес ребенка. Этот интерес состоит в том, чтобы знать своего отца и состоять в правовой связи с ним1.

1 См. Советское семейное право /Под род. В А. Ряссицсва М , 1982. С. 141.

Следует обратить внимание на то, что не требуется согласия ребен­ка, не достигшего совершеннолетия, на установление отцовства как в добровольном, так и в судебном порядке. Это объясняется тем, что установление отцовства по-прежнему рассматривается как констата­ция биологического факта, что в настоящее время не совсем справед­ливо. Социальная сторона этого акта отодвигается на второй план, поэтому ни согласие самого ребенка, ни соображения защиты его ин­тересов не принимаются во внимание.

В то же время в законодательстве существует определенное проти­воречие. Так, в п. 4 ст. 48 СК сказано, что установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста 18 лет, допускается только с его согласия, а если оно недееспособно — с согласия его опекуна или орга­на опеки и попечительства.

Такое ограничение предусмотрено потому, что в соответствии с существующей в нашей стране концепцией родительских прав и обя­занностей большинство из них прекращается после достижения ребен­ком совершеннолетия. Из этого факта вытекает вывод о том, что до достижения совершеннолетия установление отцовства отвечает инте­ресам ребенка, поскольку это дает ему право на получение содержания, воспитания и защиты со стороны родителей. После достижения ребен­ком совершеннолетия картина меняется, поскольку совершеннолетнее лицо более не нуждается в этом, а родитель, напротив, может быть заинтересован в получении алиментов от ребенка.

Однако эти соображения нельзя признать обоснованными. Уста­новление отцовства в отношении несовершеннолетних детей далеко не всегда отвечает их интересам. Поэтому нет никаких оснований не учи­тывать мнение ребенка до 18 лет и не позволить суду руководствовать­ся принципом защиты его интересов при вынесении решения.

Соображения биологического происхождения не должны столь сильно преобладать над социальной стороной установления отцовст­ва. Суд, по нашему мнению, должен быть наделен правом отказать в иске об установлении отцовства, если ребенок старше 10 лет, его вто­рой родитель или опекун возражает против этого и у суда сложится мнение, что установление отцовства противоречит интересам ребенка.

Ответчиком по данным делам чаще всего является предполагае­мый отец ребенка. Иск об установлении отцовства может быть предъ­явлен и к несовершеннолетнему или недееспособному лицу. В случае недееспособности ответчика его интересы защищает опекун. Учиты­вая тот факт, что несовершеннолетний отец наделен правом самостоя­тельно признавать свое отцовство, можно предположить, что он может самостоятельно отвечать по иску об установлении отцовства в судеб-

12-1148

178