Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БРУГАДА.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
13.85 Mб
Скачать

Клиника и диагностика

Основное клиническое проявление синдрома Бругада — синкопальные состояния и эпизоды ВС. Около 80% больных, перенесших ВС, в анамнезе имели до этого синкопальные состояния. В тяжелых случаях обмороки могут сопровождаться судорогами. У ряда больных приступы протекают без потери сознания и характеризуются внезапно появляющейся резкой слабостью, бледностью, перебоями в работе сердца или только сердцебиениями. В большинстве случаев клиника синдрома Бругада обусловлена возникновением ЖТ или ФЖ, однако она может быть связана и с наджелудочковыми тахиаритмиями (в частности, с фибрилляцией предсердий).

Эпизоды желудочковых аритмий чаще возникают у взрослых мужчин (средний возраст 38 лет), однако могут наблюдаться и у детей (описаны ЖТ и ФЖ у ребенка в возрасте 6 мес) и пожилых лиц (73,5 года).

ЖТ и ФЖ, как правило, возникают во время отдыха или сна, при брадикардии, однако могут вызываться физической нагрузкой (до 15% случаев). Иногда приступы желудочковых аритмий при синдроме Бругада могут провоцироваться приемом алкоголя и лихорадкой.

При анализе зависимости развития ФЖ от времени суток и активности больных были обнаружены следующие закономерности: ночью (с 18 до 6 ч) ФЖ возникала в 93,3% случаев, днем (с 6 до 18 ч) — в 6,7%, во время сна — в 86,7% (из них 76,9% с полуночи до 6 ч, а 23,1% — в остальное время) и во время бодрствования — в 13,3% случаев. Эти данные согласуются с описанной выше гипотезой о роли повышения тонуса вагуса и снижении тонуса симпатической иннервации в аритмогенезе при синдроме Бругада.

Основным методом диагностики этого синдрома является электрокардиография. Обнаружение признаков БПНПГ (может быть неполной) и подъем сегмента ST в отведениях V1–V3 при соответствующей клинической картине служит подтверждением диагноза синдрома Бругада. В этих же отведениях может отмечаться также инверсия зубца T. Характерные изменения на ЭКГ имеются постоянно или появляются периодически, возможно, до и после эпизодов аритмий, что можно зарегистрировать при холтеровском мониторировании ЭКГ.

Известны три типа подъема сегмента SТ при синдроме Бругада (рис. 6).

Рис. 6. Три типа подъема сегмента SТ при синдроме Бругада. Стрелкой указана J-волна.

Тип 1

Тип 2

Тип 3

Экг-критерии синдрома Бругада:

Тип 1

Тип 2

Тип 3

J волна

≥ 2 мм

≥ 2 мм

≥ 2 мм

Т зубец

отрицательный

положительный, двухфазный

положительный

ST-T форма

«свод»

«седло»

«седло»

ST сегмент

косонисходящий

элевация ≥ 1 мм

элевация < 1 мм

Обнаружена взаимосвязь между типом подъема сегмента SТ и возникновением желудочковых нарушений ритма. Так, подъем типа «свод» достоверно преобладает у пациентов с симптомными формами синдрома Бругада, у которых в анамнезе есть указания на ФЖ или синкопальные приступы, кроме того, у этих пациентов значительно чаще наблюдается ВС в сравнении с лицами, у которых преобладает подъем сегмента SТ типа «седло» и чаще отмечается бессимптомный вариант синдрома Бругада.

Однако преходящий характер изменений на стандартной ЭКГ создает значительные трудности для диагностики, что заставляет искать другие надежные методы верификации данного состояния.

Некоторые авторы для диагностики синдрома Бругада предлагают использовать высокие правые грудные отведения, зарегистрированные на один или два межреберных промежутка выше стандартных. При исследовании пациентов, реанимированных после ВС неясной этиологии, и их родственников, признаки синдрома Бругада на стандартной ЭКГ были зарегистрированы у 69,2% пациентов и 3,4% их родственников. При использовании указанных выше дополнительных отведений эти цифры существенно возрастали (до 92,3 и 10,2% соответственно).

Перспективным направлением диагностики синдрома Бругада считается также регистрация ЭКГ (стандартных отведений и высоких правых грудных) на фоне введения блокаторов натриевых каналов (антиаритмических препаратов класса IА и IС— аймалина, прокаинамида, флекаинида). Так, в описанном выше исследовании после введения прокаинамида частота обнаружения БПНПГ в сочетании с подъемом сегмента ST на стандартной ЭКГ составила 70% среди больных и 14,6% среди их родственников, а при использовании высоких грудных отведений ЭКГ признаки синдрома Бругада регистрировались еще чаще — 90,0 и 47,9% соответственно. Следует помнить, что при выполнении этих проб необходима особая готовность медицинского персонала к проведению реанимационных мероприятий, поскольку вероятность развития пароксизмальной ЖТ и ФЖ во время их проведения резко возрастает.

В то же время имеются наблюдения, свидетельствующие о нормализации сегмента SТ при назначении пациентам с синдромом Бругада антиаритмических препаратов класса IA. Кроме того, описано проявление скрытого синдрома Бругада на фоне приема антиаритмических препаратов класса IC при отсутствии подобного действия препаратов класса IA.

Обнаружению скрытого синдрома Бругада могут способствовать прием некоторых других препаратов, например дименгидрината, а также лихорадка. Введение альфа-адреномиметиков, бета-адреноблокаторов и М-холиномиметиков часто увеличивает подъем сегмента ST y больных с синдромом Бругада.

В процессе проведения эндокардиального ЭФИ у многих больных с указанным синдромом выявляется увеличение продолжительности интервала Н–V во время синусового ритма и легко индуцируется полиморфная ЖТ, аналогичная спонтанной. При этом стимулы должны наноситься в области верхушки и выносящего тракта правого желудочка.

Eckardt L. и соавт. проводя поверхностное многополюсное ЭКГ-картирование сердца выявили, что площадь поверхности тела, с которой регистрировался подъем сегмента ST, у больных с синдромом Бругада была достоверно больше, чем в контроле (154±139 см2 против 9±9 см2 соответственно), и она значительно увеличивалась после введения 1 мг/кг аймалина (до 330±223 см2). В правых грудных отведениях у этих больных обнаруживались более положительные комплексы QRS (-5±8 мВ против -16±8 мВ в контроле) и более крутые отрицательные градиенты сегмента ST (-0,62±0,41 мВ/с против -0,29±0,4 мВ/с в контроле), в то время как в низких левых грудных отведениях наблюдалась обратная закономерность. Эти изменения ЭКГ также усиливались после введения 1 мг/кг аймалина.

При анализе вариабельности ритма сердца у больных с синдромом Бругада разные авторы получали противоречивые данные. Nakamura M. с соавт. (1998) выявили увеличение симпатической активности после эпизода ФЖ и снижение тонуса вагуса, так и повышение тонуса парасимпатической нервной системы [Nomura M. et al., 1998].

Регистрация ЭКГ высокого разрешения позволяет выявить у таких больных поздние потенциалы желудочков, причем их частота значительно возрастает после введения некоторых антиаритмических препаратов, в частности флекаинида.

Выполнение сцинтиграфии с разнофармакологическим препаратом 123I-мета-йодбензилгуанидином позволяет обнаружить в ряде случаев синдрома Бругада нарушение симпатической иннервации миокарда.

При проведении проб с физической нагрузкой у пациентов с этим синдромом возможны нормализация сегмента SТ в момент нагрузки и появление его подъема в восстановительном периоде.

В связи с наследственным характером заболевания необходимо тщательное обследование родственников больного для выявления скрытых и бессимптомных форм синдрома.

Выявление скрытых форм синдрома Бругада затруднено, так как генетические методы диагностики, являющиеся в данном случае решающими, еще недостаточно широко внедрены в клиническую практику, кроме того, как уже упоминалось, мутация в гене SCN5A обнаруживается далеко не у всех больных. Smits J.P. с соавт. считают, что электрокардиографическими предикторами наличия мутации SCN5A являются:

1) более длинный интервал РQ (>21 мс);

2) более длинный интервал Н–V(>60 мс);

3) значительно большее увеличение продолжительности комплекса QRS при введении антиаритмических препаратов I класса, что согласуется с предполагаемым нарушением функции натриевых каналов.

Отсутствие данной мутации, по наблюдениям исследователей, приводило к сочетанию клиники синдрома Бругада с прогрессирующими нарушениями проводимости, низкой чувствительностью к тесту с антиаритмическими препаратами 1-го класса и относительно хорошим прогнозом.

У пациентов с синдромом Бругада патология, как правило, не выявляется при проведении эхокардиографии, коронарной ангиографии, эндомиокардиальной биопсии, неврологического исследования.

Иногда клиника синкопальных состояний с регистрацией на ЭКГ подъема сегмента SТ заставляет заподозрить наличие острого инфаркта миокарда. Для дифференциальной диагностики необходимы исследование кардиальных ферментов, проведение проб с антиаритмическими препаратами 1-го класса и электрокардиографический контроль в динамике.

Сочетание синдрома удлиненного интервала Q–Т и синдрома Бругада кажется парадоксальным, так как генетические мутации, вызывающие эти заболевания, разнонаправленно действуют на функцию натриевых каналов, однако совсем недавно описаны семьи и обнаружена мутация (1795insD), которая может вызывать одновременно оба синдрома. В своем исследовании Priori S.C. с соавт. на фоне введения больным с синдромом удлиненного интервала Q–Т 3-го типа флекаинида произошло укорочение интервала Q–Т, при этом у 6 пациентов на ЭКГ неожиданно появились признаки синдрома Бругада.

Описаны случаи возникновения атриовентрикулярной блокады при наличии мутации SCN5A, а также сочетание электрокардиографических признаков синдрома Бругада и синдрома Вольфа-Паркинсона-Уайта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]