Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анализ пьесы жан батист.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
76.29 Кб
Скачать

4. Композиция

В первом действии пять явлений.

Во втором – четыре.

В третьем действии – семь.

В четвёртом – восемь.

И, наконец, в пятом действии тоже восемь явлений.

Личное знакомство с Тартюфом, главным героем пьесы, происходит только во время второго действия, до этого нас лишь подготавливают к его появлению.

Жан Батист Мольер объединяет явления между собой причинно следственным образом. Композиционное решение впрямую следует за фабулой

5. Описание процесса драматических перемен

Завязка пьесы начинается с того, что мы являемся свидетелями разговора между Эльмирой, Марианой, Дориной, Клеантом и матери Оргона госпожой Пернель. Они спорят на тему личности некоего Тартюфа, святоши, влияющего на мнение Оргона. Домочадцы Оргона выражают своё недовольство по поводу его персоны, однако г-жа Пернель вместе со своим сыном Оргоном абсолютно не разделяет их мнение. Они оба находятся под влиянием Тартюфа.

Собственно с самого начала мы видим конфликтную ситуацию. В данной пьесе она происходит по принципу человек-человек.

Семья Оргона, за исключением его матери хотят избавиться от Тартюфа, они видят в нём злодея, лицемера и лгуна, а Оргон и его мать восхищаются им и полностью доверяют ему во всём.

Вся эта ситуация со временем становится с одной стороны очень комичной и очевидной для зрителей со стороны и ужасно невыносимой для домочадцев. Кульминация происходит тогда, когда Эльмира, жена Оргона

, берется разоблачить Тартюфа перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Он (Тартюф) поддаётся на провокацию и его, наконец, разоблачают.

Далее происходит то, что в литературном языке называется узнаванием - Оргон понимает, что Тартюф далеко не тот кем себя выдаёт. Глава семейства, наконец, осознает, что молодой, учёный, скромный, благородный, набожный, бескорыстный Тартюф, коим он его считал, на самом деле является злым, лицемерным, неблагодарным и развратным человеком.

Казалось бы, злодей разоблачен и изгнан, счастливая развязка и финал уже близятся, но тут оказывается, что имущество уже переписано на «святошу» и семья вот-вот окажется в нищите, а далее в тюрьме, так как денег на расплату с долгами у них нет.

Но к счастью, восстанавливающий справедливость финал нам обеспечит монарх, который давно уже следит за Тартюфом и ждёт лишь только удобного случая и подтверждения своих соображений.

6. Заключение

Значение Жана-Батиста Мольера в мировой литературе преувеличить очень трудно. Он объединил в своем творчестве лучшие традиции французского народного театра и передовые идеи гуманизма и создал новый вид драмы — высокую комедию, тем самым открыв новую страницу в истории не только французского, но и мирового театра. Мольер обозначил пути для всего последующего развития драматургии. Его творчество послужило своеобразным мостом между двумя великими культурными эпохами —

Возрождением и Просвещением. Домольеровские комедии первой половины XVII века носили весьма поверхностный, развлекательный характер, лишенный какой-либо социально-моральной проблематики. Мольер выдвигает на первый план не развлекательные, а воспитательные и сатирические задачи. Его комедиям присущи острая, бичующая сатира, непримиримость с социальным злом и, вместе с тем, искрометный здоровый юмор и жизнерадостность. О значении «Тартюфа» для самого драматурга можно судить уже по тому, как долго и упорно он отстаивал пьесу, сколько душевных и физических сил потратил на противостояние тем, кто на нее ополчился. Не раз он становился объектом клеветы и грязных сплетен врагов, которых задевало его творчество. В предисловии к комедии Мольер эмоционально восклицает: «…Разве …извращение нравственности не навязло у нас в зубах?» «Мы видим злодеев, которые, повседневно прикрываясь благочестием, кощунственно заставляют его быть пособником страшных преступлений» «Тартюф» послужил Мольеру литературным оружием, мишень которого — ненавистный ему порок, ставший настоящим общественным бедствием в условиях абсолютизма и контрреформации.