Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
контольная по истэкучу(2).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
601.6 Кб
Скачать

16. Давид Рикардо о стоимости

Стоимость товара, или количество всякого другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд.

Существуют некоторые товары, стоимость которых определяется исключительно их редкостью. Никаким трудом нельзя увеличить их количество, и потому стоимость их не может быть понижена вследствие роста предложения. К такого рода товарам принадлежат некоторые редкие статуи и картины, редкие книги и монеты, вина особого вкуса, выделываемые только из винограда, растущего на редко встречающейся почве со специфическими свойствами. Стоимость их совершенно не зависит от количества труда, первоначально затраченного на их производство, и изменяется в зависимости от богатства и вкусов лиц, которые желают приобрести их.

Но в массе товаров, ежедневно обращающихся на рынке, такие товары составляют лишь незначительную долю. Подавляющее большинство всех благ, являющихся предметом желания, доставляется трудом. Количество их может быть увеличиваемо почти до бесконечности не только в одной стране, но и во многих вместе, если только мы расположены затратить необходимый для этого труд.

Вот почему, говоря о товарах, их меновой стоимости и законах, управляющих их относительными ценами, мы всегда имеем в виду только такие товары, количество которых может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых соперничество не подвергается никаким ограничениям.

На стоимость товаров влияет не только труд, затраченный непосредственно на их производство, но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, участвующие в процессе производства.

Даже в том первобытном состоянии общества, на которое указывает Адам Смит, охотнику нужен для своего промысла некоторый капитал, хотя бы созданный и накопленный им самим. Без какого-либо оружия нельзя убить ни бобра, ни оленя, и потому стоимость этих животных регулируется не только временем и трудом, необходимым, чтобы убить их, но и временем и трудом, необходимым для снабжения охотника капиталом, оружием, которое служит для охоты на них.

Предположим, что изготовление оружия, необходимого для охоты на бобра, требует гораздо большей затраты труда, чем оружие, необходимое для охоты на оленя, так как близко подойти к первому животному труднее, и потому оружие должно быть более метким; один бобр будет, естественно, стоить больше двух оленей, и именно на том основании, что в целом требуется больше труда, чтобы убить его. Или, предположим, что на изготовление того и другого оружия идет одинаковое количество труда, но долговечность их весьма неодинакова; из стоимости оружия, которое служит долго, на товар будет переноситься лишь небольшая доля, из стоимости же недолговечного оружия будет овеществляться в товаре, для добывания которого оно служило, гораздо большая доля.

Если мы предположим, что количество отдельных занятий в обществе увеличилось, что одни доставляют лодки и снасти, необходимые для рыбной ловли, другие ― семена и грубые орудия, применяющиеся в первобытном земледелии, то остается в силе принцип, что меновая стоимость произведенных товаров пропорциональна труду, затраченному на их производство, не только на непосредственное производство, но и на орудия и машины, требующиеся, чтобы привести в действие труд, который к ним применяется.

Если мы представим себе состояние общества, в котором достигнуты большие успехи, в котором промышленность и торговля процветают, то мы по-прежнему найдем, что стоимость товаров регулируется тем же принципом. Определяя, например, меновую стоимость чулок, мы увидим, что их стоимость сравнительно с другими вещами зависит от всего количества труда, которое необходимо для изготовления их и доставления на рынок. Сюда войдет, во-первых, труд обработки земли, на которой разводят хлопок; во-вторых, труд доставки хлопка в страну, где будут изготовлены из него чулки, ― сюда же включается также часть труда, затраченного на постройку судна, на котором он перевозится и который оплачивается в фрахте товаров; в-третьих, труд прядильщика и ткача; в-четвертых, часть труда машиностроителя, кузнеца и плотника, которые строили здание и машины, с помощью которых изготовляются чулки; в-пятых, труд мелочного торговца и многих других лиц, которых мы не будем перечислять. Общая сумма этих различных видов труда определяет, на какое количество других предметов будут обменены чулки, а чтобы определить, какое количество каждого из этих предметов будет дано в обмен за чулки, опять-таки надо сосчитать общую сумму различных видов труда, затраченного на них.

Чтобы убедиться, что именно это является действительным основанием меновой стоимости, предположим, что сделано какое-нибудь усовершенствование, сберегающее труд в каком-либо из различных процессов, через которые должен пройти хлопок-сырец, прежде чем чулки будут готовы и поступят на рынок, и посмотрим, каковы будут последствия этого. Если для возделывания хлопка-сырца требовалось меньше рабочих, или меньше матросов было занято перевозкой его, или меньше корабельных плотников работало при сооружении судна, на котором он был доставлен к нам, если меньше рук работало над сооружением здания и машин или последние сделались более производительными, то стоимость чулок неизбежно понизится, а потому в обмен за них будет получено меньше других предметов. Стоимость их понизилась, потому что количество труда, необходимое на их производство, уменьшилось. Вследствие этого они будут обмениваться на меньшее количество предметов, на производство которых требуется то же самое количество труда.

Экономия в труде всегда понизит относительную стоимость товара, все равно, касается ли она труда, необходимого для изготовления самого товара, или же необходимого для образования капитала, с помощью которого товар производится. Цена чулок упадет во всех случаях, будет ли меньше занято белилыциков, прядильщиков и ткачей ― лиц, непосредственно занятых их изготовлением, или же матросов, перевозчиков, машиностроителей и кузнецов ― лиц, занятых в этом производстве более косвенным образом. В первом случае все сбережение труда придется на чулки, потому что эта доля труда всецело уходила на производство чулок; во втором ― только часть придется на чулки, а остальная часть придется на все другие товары, производству которых служили строения, машины и средства перевозки.