Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kultura_kontrolnaya_dopolnennoe.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
126.74 Кб
Скачать

13) Идеология исихазма и ее влияние на развитие духовной и художественной культуры.

«Партия» исихастов во главе со своим вождем Григорием Паламой быстро

«политизировалась» и к середине XIV в. захватила «идеологические высоты» в империи.

Что же касается церковно-монастырских кругов, прежде всего исихастов, то они понимали

красоту как образ Бога, смирения и веры.

Главный теоретик нового исихазма (Палама) обратился специально к эстетике как истинно христианскому учению о подлинной красоте. Страстный религиозный фанатизм, предельно напряженный духовный поиск, грозная неотвратимая опасность православному миру, слабость светской власти, идеологическая оппозиция гуманистов, воспринимаемая как подрыв основ веры, рост иноземного культурного влияния — все это обусловило появление мистической доктрины

Паламы, представлявшей собой в сущности путь спасения духа, а не тела, уход в индивидуальное,

в смирении достигаемое единение с божеством, т. е. путь «внутренней (духовной) эмиграции»,

отречение от реального мира. Такова была идеологическая и политическая сущность паламизма.

Иной была, однако, его функция в искусстве, в том числе и в эстетике1. Высокая духовность, перенесенная а область искусства, обусловила новый крупный шаг в понимании красоты и в развитии средств и приемов ее художественного воплощения.

Влияние исихазма на изобразительное искусство было огромно, но вряд ли исихазму можно приписать такие тенденции в живописи, как усиление светского начала и тяготение к реализму.

С распространением исихазма началось оживление духовной жизни империи.

Исихастов интересует внутренний мир человека, его психология, эмоционально-эстетические аспекты духовной жизни. Но если о красоте Христа, находящейся практически за пределами словесного описания, они не так много пишут, то о красоте и совершенстве матери Иисуса много и восторженно писал, в частности, глава позднего исихазма Григорий Палама. Он сравнивает Богоматерь с солнцем и небом, представляет средоточием и совокупностью всех красот мира. Воспев образ Богоматери, Палама словесно выразил эстетический идеал православия.

14) Искусство палеологовского ренессанса.

Памятники эпохи Палеологов сохранились в Константинополе и Спарте, где их особенно много. В эту эпоху строились небольшие храмы с множеством фресок, так же перестраивались старые. В эти годы приобрел живописный вид древний храм монастыря Хора (ныне мечеть Кархиэ Джами). Возникший еще в ранневизантийскую эпоху монастырь существовал за счет субсидий

императоров. Новый период в его жизни связан в деятельностью Феодора Метохита. Начавшаяся,

очевидно, около 1308 г. на средства Феодора реставрация архитектуры храма и создание мозаич-

ных и фресковых композиций к концу 1320 г. были завершены. Окружив церковь с запада двумя

нартексами, а с юга пареклисием, превратив храм из одноглавого в шестикупольный, Феодор

Метохит значительно увеличил таким образом его размеры. В часть окон, во всяком случае в те,

которые прорезали стены абсиды, были вставлены цветные стекла.

Метохит сообщал в одном из писем, что он декорировал храм во имя не только Христа, но и Богоматери . Иконографическая система живописи подтверждает, что его намерения были осуществлены. Среди мозаик нет тех сцен, которые были столь распространены в монументальной живописи того времени. Здесь отсутствуют темы Акафиста, Ветхого завета, агиографии. На сводах и парусах изображены эпизоды из жизни Богоматери и Христа, относящиеся к идее Воплощения и их миссии на земле, среди людей. Циклы из жизни Христа и Богоматери занимают основное место и на стенах храма. На несохранившейся мозаике абсиды было помещено изображение Богоматери, а рядом с ней, как стало обычным в византийской иконографии с XII в., фигуры архангелов. На западной стене — Успение.

Мозаики и фрески храма принадлежат к числу лучших памятников живописи эпохи Палеологов. Решающую роль в этих живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. В храме Кархиэ Джами рассказана история Марии и Христа. Она представлена длинным циклом, который как, лентой опоясывает неровные поверхности стен и сводов. В фигуре Марии – выражение грусти и томления, когда она выслушивает несправедливые упреки Иосифа. В сцене рождества она нежна, при бегстве в Египет – тревожна, у ног Христа её фигура полна благоговения. Порывистое движение во всех фигурах, они хрупки, изящны. Отдельные лица святых среди фресок этого храма замечательны: нахмуренный Анфим, мудрый и строгий Иоанн Златоуст, юношески прекрасный Прокопий. В эту эпоху плотные и яркие цвета средневизантийской живописи сменяются приглушенными оттенками нежно - розового, голубого, сиреневого. Византийские мастера XIV предпочитали фреску, миниатюру и икону мозаике.

В XIV веке сооружена церковь Апостолов в Солуни, дворец Текфур–серай в Константинополе. Особой наглядностью отличаются храмы Мистры (в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Все многочисленные храмы Мистры были расписаны фресками, отразившими основные этапы развития палеологовского искусства. С точки зрения иконографии живопись Мистры показывает свойственное всему палеологовскому периоду увеличение числа ветхозаветных, апокрифических сюжетов, расширение тематического репертуара. Живопись Мистры постоянно отражает одну из характерных черт палеологовского искусства — поиски древних источников иконографии. Никогда художники Мистры не повторяли многочисленных версий одной и той же темы на стенах. Вместе с тем в расположении фресок, в выборе сюжетов ни один храм Мистры не похож на другой. В Афендико стены заняты портретами святых в рост, помещенных изолированно друг от друга в нишах или медальонах. Многофигурным композициям отведены своды, люнеты, апсиды. Такой системы в расположении фресок нет нигде более в Мистре. Уже в первых памятниках монументальной живописи Мистры проявились новые тенденции, характерные для палеологовского искусства. Фрески митрополичьей церкви св. Димитрия принадлежат двум разным группам художников. К первой относится удлиненная фигура Богоматери Одигитрии в апсиде, неподвижно и несколько беспомощно стоящая перед зрителем. Второй, более передовой артели художников принадлежат многофигурные композиции, в которые их авторы вводят подробное изображение архитектуры с ее сложными, даже фантастическими постройками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]