Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gotovye_bilety_1.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
167.94 Кб
Скачать

Вопрос № 32

Марат и его газета «Друг народа»

Жан Поль Марат (1743 – 1793 гг.) – самый известный журналист эпохи революции. Он родился в городке Будри на границе Швейцарии с Францией. Окончив школу в 16 лет, он ушёл из родительского дома и много лет скитался по Европе, зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков и медицинской практикой. Пытаясь найти себя, Марат добивался известности всеми возможными способами: писал сентиментальный роман, философский трактат, занимался естественными науками, стремился найти !электрическую жидкость» и доказать, что резина проводит электричество.

Однако популярность никак не приходила к Марату. Более того, Вольтер и Дидро, прочитав его трактат, назвали его философским курьёзом, а автора – чудаком и арлекином. При демонстрации опыта о проводимости резиной электричества было замечено, что Марат спрятал в резине металлическую иголку.

Но Марат не сдавался: он анонимно публиковал в прессе хвалебные отзывы о собственных «открытиях», публично пытался развенчать научные авторитеты: Декарта, Ньютона, Лапласа.

От переутомления и нужды Марат заболеет тяжёлой нервной болезнью, и только начавшаяся революция вернула ему надежду и жизнь. Он принялся с неистовой энергией разрушать старый порядок. 12 сентября 1789 года Марат выпустил первый номер газеты «Друг народа». С сентября 1792 года название изменилось: «Газета Французской республики, издаваемая Маратом, другом народа». Слова «друг народа» из названия превратились в псевдоним её автора. Газета стала основным делом жизни Марата. С первых номеров она не имела себе равных в яростных призывах к самым крутым мерам против «врагов свободы». В число этих врагов Марат постепенно включал не только короля и его окружение, но и большинство крупнейших деятелей революции. Газета завоевала популярность в массах как боевой орган революционной демократии. В своих статьях и письмах Марат предлагал целую программу социальных преобразований в интересах простого народа, требовал довести революцию до конца.

Газета стала основным делом жизни, самой жизнью Марата. С самых первых номеров газета яростно нападала на аристократов, двор, королеву, министров, большинство депутатов Учредительного собрания, Лафайета, Мирабо. Марат редко о ком отзывался одобрительно или хотя бы бесстрастно. Всякий, кто привлекал его внимание и попадал на страницы «Друга народа», клеймился как изменник и злейший враг революции. Статьи Марата очень эмоциональны, но по содержанию однообразны и написаны по одной и той же схеме.

Потрясающее впечатление на современников и некоторых историков производило то, что поначалу казавшиеся совершенно невероятными разоблачения Марата иногда имели свойство оказываться правдивыми. Так, он очень рано выявил тайные связи с королевским двором и продажность Мирабо, предсказал попытку бегства королевской семьи, измену Лафайета и Дюмурье. Впрочем, Марат повсюду видел заговоры, всех обвинял и всех изобличал. Нет ничего странного в том, что иногда он угадывал правильно. Были и ошибки, но они в счет не шли.

Сами по себе резкость высказываний, призывы к насилию, звучавшие со страниц «Друга народа», не были в то время чем-то из ряда вон выходящим. Все публицисты, как революционные, так и контрреволюционные, обычно не стеснялись в выражениях. В отличие от некоторых из них, Марат не позволял себе сквернословия и цинизма. Его обвинения носили исключительно политический характер, хотя и звучали подчас просто чудовищно, так как он называл изменниками самых авторитетных политиков революционной Франции.

Свою задачу Марат видел в том, чтобы, подобно часовому, предупреждать народ об опасности и разоблачать его недругов. Он придерживался определенной политической теории, согласно которой для спасения общества необходимо беспощадно расправляться с его врагами, подобно тому как хирург отрезает у пациента зараженную гангреной руку. Действенным средством борьбы против всеобщего контрреволюционного заговора, по Марату, могут быть только репрессии. Таким образом, со страниц «Друга народа» звучало нечто большее, чем резкие политические обвинения: языком газеты был язык террора, и Марат заговорил на нем раньше многих других французских революционеров.

Издание завоевало большую популярность. Постоянные призывы к насилию создали ему немало противников и в то же время множество восторженных поклонников, особенно в народе. Обличения заговорщиков, попытки объяснить все политические и экономические трудности вражескими кознями явно импонировали революционной толпе. Марата в Париже хорошо знали и любили. Его мнение было авторитетным.

ВОПРОС № 33

Марат о свободе печати. Памфлет «Дар Отечеству»

ВОПРОС № 37

Журналистская деятельность Б. Франклина

Бенджамин Франклин (1706 – 1790гг.) был одним из самых разносторонне образованных и одарённых людей своего века. Он родился в эмигрантской семье выходца из Англии, занимавшегося производством свечей и мыла, и был 15 ребёнком у родителей. Из-за бедности родителей мальчик только 2 года посещал школу, а остальные знания приобрёл, занимаясь самообразованием.

Сначала Франклин работал подмастерьем у отца, а с 13 лет – у старшего брата Джеймса учеником в типографии. Когда Джеймс Франклин стал издавать The New England Courant , Бенджамин перешёл к нему в газету и начал пробовать себя в журналистике. Эти опыты, несмотря на явное подражание Аддисону, вызвали ревность Джеймса. Тогда младший брат пошёл на необычный шаг – в апреле 1722 года он под псевдонимом Сайленс Дугуд написал нравоописательный очерк и подбросил его вечером под дверь редакции. Редактор-брат ни о чём не догадался. Опубликованный очерк привлёк всеобщее внимание, и с тех пор Бенджамин стал дважды в месяц писать в The New England Courant – в течение полугода, до тех пор, пока Джеймс не узнал правду.

В 1729 году Франклин купил в Филадельфии собственную типографию и в 1730 году начал издавать еженедельную The Pennsylvanya Gazette. Вскоре она принесла редактору не только большую популярность, но и значительную коммерческую прибыль.

Уже через несколько лет газета стала не только самой читаемой в Америке, но и образцом для новых газет. В первой половине XVIII века любой автор могу получить доступ на газетные страницы за определённую плату. Такая практика у многих вызывала протест. Однако Франклин в памфлете «Апология печатника, опубликованным в The Pennsylvanya Gazette 10 июня 1731 года, отстаивал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам независмо от их взглядов, лишь бы они платили деньги. В то же время отстаивая принципы свободы печати и выступая против предварительной цензуры, Франклин писал, что сам ни при каких условиях не публиковал безнравственные и клеветнические материалы.

Франклин оставался редактором The Pennsylvanya Gazette до 1748 года, но при его преемниках газета продолжала пользоваться успехом. Она выходила вплоть до 1821 года.

В 1741 году Франклин, будучи почтмейстером Пенсильвании, основал первый в Новой Англии журнал – The General Magazine. Но журнал Франклина не разделил успех его газеты: после 6 месяцев выхода в свет он прекратил существование.

Бенджамин Франклин был не только журналистом и публицистом. Его по праву можно назвать одним из отцов-основателей США и первым американским просветителем. В 1731 году он создал первую в Америке публичную библиотеку, в 1743 году – Американское философское общество. В 1751 году – Филадельфийскую академию, на базе которой в том же году открылся Пенсильванский университет. Франклин был одним из авторов конституции США, принятой в 1787 году и существующей и по сей день. Он также известен как5 учёный, изобретатель громоотвода. Знаменитый афоризм «Время – деньги» также принадлежит Франклину. Его портрет украшает стодолларовую купюру США.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]