Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gotovye_bilety_1.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
167.94 Кб
Скачать

Вопрос №7

Прообразы газет в Древнем Риме

В Риме появляется прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выходить Acta diurna senatus et populi («Ежедневные протоколы сената и римского народа»), которые, как предполагают исследователи, со временем разделись на две протогазеты. Впрочем, все сведения, имеющиеся о римских протогазетах, носят дискуссионный характер. До наших дней не дошли не только сами протогазеты, но и точные сведения о них.

В Acta senatus, которая вывешивалась в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. Acta diurna выставлялась на площадях, базарах. В ней сообщались городские новости, как правило, в нескольких предложениях, например: «Вчера над городом разразилась гроза. Недалеко от Вели молнией зажгло дуб», «В винном погребе произошла драка. Хозяин лавки опасно ранен». С газеты снимали копии – значит, можно говорить о её тираже. Acta diurna отличались лаконичностью и доступностью и явились прообразом современной массовой газеты.

Люди, которые собирали материалы для Acta diurnal, предшественники современных репортеров, назывались диурналистами. Отсюда идет этимология слова «журналист».В римских источниках упоминается диурналист Хрест. Некоторые заметки для Acta diurna писал Плиний Младший.

Обе газеты не имели собственного названия, на глиняных дощечках был только текст. И Acta senatus, и Acta diurna были ля римлян не имена собственные, а характеристики.

Уже в Древнем Риме заинтересованные лица стремились использовать протогазеты в своих целях. Так, например, в официальную хронику включались предсказания, прогноз погоды, описания уже имевших место атмосферных явлений. Это делалось из политических соображений: языческая религия запрещала начинать важные государственные дела, принимать серьезные политические и военные решения в дни неблагоприятного состояния атмосферы.

Власть внимательно следила за публикациями в протогазетах. Император Тиберий сам назначал секретаря из числа особо доверенных лиц, в обязанности которого водило редактирование Acta senatus.

Интересна судьба римских протогазет. В 16 году до Р.Х. Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил Acta senatus.Это было первое в истории мировой журналистики запрещение периодического издания и одно из первых в мире проявлений цензуры. И хотя последние упоминания о протогазете относятся к первой половине III века, Acta diurna, по некоторым сведениям, просуществовала еще достаточно долгое время, едва ли не до падения Рима в 476 году.

Вопрос № 8

Особенности развития публицистики в Средние Века

Когда бурный период переселения народов прекратился, когда европейская жизнь снова вошла в свою колею, в главных торговых центрах обнаружилась большая потребность знать важнейшие события европейской жизни. Стали появляться лица, занимающиеся собиранием известий, которые получались по почте и с заходивших кораблей. Эти известия записывались на осо­бых листках, которые затем раздавались на ярмарке или рассылались в форме писем по почте.

Главным торговым центром в средние века и поэтому главным сборным пунктом для всех новостей была Венеция, вскоре получившая значение первого и самого важного источника политических известий: известий с Востока, о турецких войнах, о происшествиях при папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене. Богатство и разнообразие сведений, которые стекались сюда со всех концов света, потребовало учреждения особого бюро, взяв­шего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике. Бюро было основано в самом центре города, где издаваемые им писанные листки (notizie scritte) продавались за мелкую разменную монету — gazetta. Это название впоследствии было перенесено на самые листки, благодаря чему все возникав­шие в Италии и потом в Германии ведомости назывались gazetta'ми. В Германии, впрочем, существовали и другие названия: «Novo», «Aviso», «Pagell», «Zeddell», но наиболее употребительным и жи­вучим оказалось слово «Zeitung», от Zeit (время). Этот термин связывался с понятием о новом известии политического характера. Главнейшими центрами для политических известий в Германии были Нюрнберг, названный Лютером «око и ухо Германии, которое видит и слышит все, что никогда не проникает в провинцию», затем Аугсбург, Франкфурт-на-Майне, Страсбург, Лейпциг и Вит-тенберг. В Западной Европе такое значение получили города Антверпен, Бреславль**, Париж и Лондон. Большою известностью пользовались писанные ведомости Фуггеров, отличавшиеся богатством содержания и большой добросовестностью в передаче сообщений. Знаменитая фирма Фуггеров в Лейпциге поддерживала сно­шения со всеми культурными государствами и вступала в денежные сделки с владетельными князьями и торговыми корпорациями всех стран, нередко также с германским императором и римской курией. Легко понять, что при таких условиях ей была необходима полная осведомленность в событиях внутренней и внешней политики. Все получаемые ею сообщения подвергались систематической обработке в писцовых комнатах торгового дома, списывались на отдельные листки и рассылались подписчикам, вносившим определенную годовую плату. Многие из нашумевших в то время событий, как, например, покушение Жана Шателя на жизнь французского короля Генриха IV и связанные с ним интересные разоб­лачения деятельности иезуитского ордена, сделались известными в Германии благодаря газете Фуггеров. В Hofbibliothek'e***  в Вене хранятся годовые комплекты этой газеты за промежуток 1568— 1604 гг.

В эпоху реформации виттенбергские известия находились в центре общественного внимания. Над собиранием и сводкой их особенно потрудился здесь Меланхтон, распространявший их в фор­ме писем-ведомостей («Zeitungsbriefe») по всей стране. О популяр­ности этих ведомостей у современников свидетельствует одно место в письме прусского герцога Альбрехта к Меланхтону, в котором он просит последнего «писать по возможности чаще», так как он «находится у себя, в Пруссии, на краю света» и часто остается в полной неизвестности о том, «что творится вокруг него».

Содержание этих писем-ведомостей составляли, конечно, прежде всего, политические сообщения церковные распри и пр. Но известия об эпидемиях, о «чудесах природы», о кровавых дождях, о чудодейственных реликвиях, описание «картины неба» и прочее также находили себе в них место. Личное мнение составителя об изображаемых происшествиях оставалось неизвестным; настроение автора просвечивает редко и неотчетливо сквозь самую фабулу рассказа. Что касается языка, на котором писались ведомости, то это был преимущественно латинский язык, в то время доступный всякому образованному человеку; наряду с ним появляется впоследствии французский и немецкий языки.

Составители этих ведомостей имели иногда уже столь значительный заработок, что деятельность их утрачивала характер подсобного любительского занятия, приближаясь все более к типу самостоятельной профессии. Известно, что высокопоставленные лица, торговые фирмы и города, которым регулярно доставлялись эти письма, охотно платили большой гонорар своим корреспондентам. Император Рудольф II выплачивал «осведомленному» лицу в Кельне, сообщавшему ему известия о событиях во Франции и Нидерландах, 200 золотых гульденов в год.

Когда еще печатанных газет не было и в помине, отдельные письма-ведомости, представлявшие крупный общественный ин­терес, нередко отпечатывались получателем на частные средства и в таком виде быстро расходились по всей стране. Лютер и Меланхтон в своей переписке с друзьями неоднократно извещали последних, что доставленные ими интересные сообщения были отпечатаны в виде «летучих листков». Кроме того, и владельцы книгопечатен не упускали случая нажиться на важных сообщениях из частной переписки знаменитых современников: они приобретали их и размножали путем печатания. Обыкновенно, этим листкам, появлявшимся in quarto****, придавалось весьма обстоятельное оглавление, рассчитанное на то, чтобы произвести сенсацию среди публики. Одно из них имеет следующее заглавие:

 

«Достоверная новейшая ведомость из Маастрихта и т.д. (следует перечисление городов) содержит в себе подробнейшее описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штур­мов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11-го июня текущего 1579 года. Получено из города Ахена 12 июля от хорошего приятеля. Отпечатано в Кельне в 1579 г.».

Заглавие другого «летучего листка» гласит:

«Потрясающая ведомость о небывалом наводнении, случив­шемся в городе Берне. Вести из Франции и т.д. Напечатано в Нюрнберге Никласом Кнорром».

Впрочем, встречаются и лаконические надписи, например:

«Новейшая ведомость об анабаптистах в Мюнстере. Виттенберг. Иосиф Клуг. 1535 г.». 

Древнейший листок под заглавием «Новая ведомость», при­надлежащий Мюнхенской Hofbibliothek'e, помечен 1502 г. и со­держит сообщение о взятии Мителены турками.

Но эти чисто случайные, не находившиеся в преемственной связи друг с другом, печатные известия не имеют прямого отно­шения к газете в современном смысле; это не более, как побочные явления в развитии периодической печати. Действительным про­тотипом оной служат письма, доставлявшиеся подписчикам в заранее определенные сроки.

Эти письма рассылались верховными вестниками, содержавшимися на счет крупных сановников, ганзейских городов, университетов, монастырей, купеческих гильдий и пр. Впоследствии последними были учреждены особые институты, соединившие в себе функции собирания и распространения известий, с многочисленными филиальными отделениями, служащие которых, так называемые вестники-ординарцы, или просто ординарцы, избороздили всю Европу вдоль и поперек. Уже в XV столетии Сэн-Галленское купечество установило правильное почтовое сообщение между Линдау, Равенсбургом и Ульмом, с одной стороны, и Нюрнбергом — с другой; вскоре сюда примкнул и Лион; другие разветвления почтовой линии шли в Нидерланды, во Францию и Италию. Путь от Мехелена до Инсбрука совершался ординарцами в среднем в 51/2 дней, от Венеции до Нюрнберга — в 20 дней. С основанием таксистской почты в конце XVI столетия институты ординарцев утратили в Германии свое значение. Имперский гене­рал-почтмейстер Леонард фон Таксис установил почтовое сообщение на государственный счет до Неаполя и Мадрида, с которым не могли конкурировать институты ординарцев. Сверх того, им приходилось сталкиваться со всевозможными трудностями и стеснениями, чинимыми имперскими властями; они поэтому все более оттеснялись таксистской почтой и вскоре совершенно должны были прекратить свое существование. Нюрнберг окончательно рассчитал своих ординарцев 2 апреля 1685 г.

Тем временем писанные ведомости пережили самих себя; кро­ме того, они подвергались систематическому гонению со стороны правительств, которые не могли контролировать содержавшихся в них известий, благодаря чему издание писанных ведомостей во многих местах было запрещено законом; так, между прочим, в Австрии в 1672 г. их место заняли печатные газеты, появившиеся в начале XVII столетия. Это время можно считать началом истории германской прессы.

В 1445 году немец Иоганн Гутенберг (1399—1468) изобрел в городе Майнце литеру, в 1450 году — печатный станок, на котором в 1452 году выпустил первую в мире печатную книгу — 42-строчную Библию. При наборе этой Библии в типографии Гутенберга наборщику для набора одной страницы требовался целый день.

Изобретение книгопечатания оказало огромное влияние на процесс раз­вития европейской цивилизации. Развитие книгоиздания находилось в тесной взаимосвязи с распространением грамотности и образования в государствах и землях Европы, что, в свою очередь, способствовало устойчивому интересу к печатному слову и в конечном итоге востребовало публицистику, а затем и периодическую печать. Книгопечатание быстро распространилось по Европе, вслед за ним усилилась и цензура. Цензура делилась на светскую и церков­ную, а также на предварительную и последующую (карающую).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]