Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по философ.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
106.48 Кб
Скачать

Народность

В основу следующей, более высокой формы общности — народности — легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми.. Народность это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность куль­туры, зачатки экономических связей.

В первобытных общно­стях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может «похвастаться» та­кой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьез­ными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо нату­рального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше вы­ражает эти подвижки.

Нации

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей — нации — совершенно справедливо и в мар­ксистской, и в немарксистской литературе связывается с разви­тием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоя­тельство, что все предшествовавшее капитализму экономиче­ское, политическое и духовное развитие общества явилось подго­товкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вы­зреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народ­ностей в нации как общность территории, общность языка, оп­ределенные черты культурной общности, зачатки хозяйствен­ной целостности можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с про­цессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего вся­кого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

Итак, нация характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравни­тельно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и прожи­вание на одной территории само по себе не консолидирует лю­дей в единую нацию. Восточно-славянские племена, а затем народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние века в связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в послеоктябрьский период.

Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. На­циональный язык — это общенародный разговорный язык, по­нятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллио­нов и десятков миллионов людей. Но этот, как и любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать изо­лированно. Общность языка должна обя­зательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этни­ческой общности как нации. Эти признаки обязательно долж­ны дополняться еще одним.

Таким третьим основным признаком нации является общ­ность экономической жизни, заключающаяся отнюдь не в том, что вся нация производит один и тот же продукт. Мы уже гово­рили, что общность экономической жизни возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и уп­рочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных районов, их усиливающейся хозяй­ственной зависимости друг от друга и был одновременно про­цессом экономической консолидации наций.

На базе исторически длительной общности территории, язы­ка, экономической жизни формируется четвертый признак на­ции — общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Психический склад нации не является чем-то врож­денным, он является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений с другими народами, конкретных географических условий.

Психический склад нации проявляется в особенностях на­ционального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п.

Особо следует остановиться на таком нациообразующем при­знаке, как национальное самосознание, или сознательное отнесе­ние себя к той или иной национальной общности, идентифика­ция с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотрен­ных, является субъективным по своей природе, и именно эта субъективность служит зачастую аргументом против его суще­ственности. В действительности же о нации как реально су­ществующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда признаки объективные дополняются четко выраженным национальным самосознани­ем. В противном случае можно говорить только об этническом происхождении людей, а не об их национальной принадлежно­сти. Имеются индикаторы, позволяющие довольно точно опре­делять уровень и степень национального самосознания. Среди них — знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, праздникам и обыча­ям, отношение к языку своего этноса, чувство национального достоинства и т.д. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, отличение себя от лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.