Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методика_Сюжетно-ролевые истории.rtf
Скачиваний:
53
Добавлен:
13.07.2019
Размер:
196.91 Кб
Скачать

Задание испытуемому

После прочтения текста испытуемых просят ответить на вопросы.

• «Кто, по Вашему мнению, больше всех виновен в этой трагедии?»

• «Кто должен стоять на втором месте?» и т. д. до:

• «Кто, по Вашему мнению, меньше всех виновен?»

Интерпретация

Лица, которых испытуемый считает наиболее виновными в разыгравшейся трагедии, отражают подавленные потребности индивида. Они указывают на его основные проблемные зоны и неудовлетворенные желания.

Лица, которых испытуемый, напротив, относит к наименее виновным, отражают реализованные им потребности и мотивы. Они указывают на соответствующие поведенческие особенности личности и доминирующие у субъекта черты характера, на основе которых психолог делает заключение о его профессиональных склонностях.

Люба - потребность в любви, желание встречаться с лицами противоположного пола, быть для них любимым и физически привлекательным. Это находит свое проявление в таких чертах личности, как мягкость, тактичность, а в крайней форме - пассивность, подчиняемость (h-фактор).

Семен – потребность в мужественности, физической силе, активной позиции. Черты личности - решительность, смелость, в крайней форме - стремление к сексуальной или агрессивной разрядке (s-фактор).

Зина - потребность в справедливости, правоте, в резких пароксизмальных поступках. Черты личности: чувствительность, сензитивность, импульсивность. В крайней форме - потребность в накоплении и разрядке грубых аффектов (е-фактор).

Даша - потребность в демонстрации себя, желание быть в центре внимания, нравиться окружающим, производить впечатление на других, умение «вжиться» в любую роль. В крайней форме - эксгибиционизм (hy-фактор).

Эдик - потребность в отстаивании собственной позиции, быть лидером, доминировать над другими принимать решение за других, предписывать, что им делать. Черты личности - прагматизм, рассудительность, целеустремленность, требовательность. В крайней форме - эгоцентризм (k-фактор).

Михаил - потребность в достижении успеха, всемогуществе, стремлении распространить свое влияние на окружающих. Это находит выражение в хорошо развитом воображе­нии, фантазии, стремлении к творчеству. В крайней форме - мания величия (р-фактор).

Аня - потребность в новых впечатлениях, любовь к порядку, заблаговременному планированию своей деятельности, содержанию вещей в чистоте, а также стремление путешествовать и пробовать себя в новом качестве. В крайней форме - «анальная личность», склонность к депрессии (d-фактор).

Олег - потребность в установлении новых связей, в знакомствах с новыми людьми, желание быть независимым в своих поступках, избегать ответственности и обязательств. Черты личности - общительность, жизнерадостность. В крайней форме - гипоманиакальность (m - фактор).

2. Сюжетно-ролевой тест «Криминальная история»

Сначала зачитывается инструкция, аналогичная той, что дается в «Любовной истории». Затем читается текст «Криминальной истории».

Криминальная история

«Жили-были на белом свете восемь братьев: Григорий, Сергей, Евгений, Иван, Константин, Петр, Дмитрий и Максим.

Так случилось, что росли они без родителей. Самым старшим из них был Константин, и все братья его слушались. Самыми младшими в семье были близнецы-братья Григорий и Сергей.

Самым умным, мечтательным и увлеченным среди братьев был Петр. Так красочно он описывал в своих рассказах братьям прелести женской любви и ласки, что загорелось нетерпеливым желанием сердце самого нежного из них - Григория. Еще больше начал страдать от любви Григорий после того, как однажды Дмитрий познакомил его с красивой девушкой. Спешно посылает тогда Григорий к ней свататься самого речистого и веселого из братьев – Максима.

Однако, как ни старался Максим, не смог уговорить красавицу выйти за Григория замуж, отказала она ему. Сильно расстроился сначала Григорий. Тогда другой из братьев - Иван - говорит ему: «Иди лучше к ней сам! Я тебя обещаю так разодеть и причесать, что только она увидит тебя - сразу влюбится!»

Но, видно, плохо выполнил свое обещание Иван: снова девушка отказала.

«Не страдай! - говорит ему Дмитрий, - я тебе другую невесту найду, которая и тебе понравится, и сама от тебя без ума будет». Но тоже не сдержал свое слово Дмитрий.

Тем временем у той девушки свой жених появился, который к тому же ей очень нравился. Первым узнал об этом Евгений, обиделся кровно за брата, затаил злобу и стал тихонько подговаривать Григория отомстить девушке за измену. Григорий и слышать об этом не хотел.

Но однажды весельчак Максим допьяна напоил Григория вином, а Иван стал над ним подшучивать, что больно долго страдает от любви к красавице Григорий, словно не мужчина он, а «девица красная». Заигра­ла тогда кровь у Григория, вновь всплыли перед ним соблазнительные рассказы Петра и злобные уговоры Евгения. Позвал тогда он самого близкого из своих братьев, близнеца Сергея - пойти с ним к девушке.

Самый старший из братьев - Константин - видел, что Григорий словно «не в себе», почувствовал недоброе, но не остановил братьев, хотя мог это сделать.

Поймали близнецы-братья несчастную девушку. Стал ее уговаривать Григорий, чтобы отказалась она от своего любимого. Ничего не ответила ему красавица, только голову от него отвернула. Понял тогда Григорий, что никогда не будет девушка его женой, и ушел домой. Второй же брат - Сергей - остался и, не желая, чтобы красавица досталась другому, изнасиловал ее. Не стерпела такого позора девушка и на следующее утро повесилась. Все братья предстали перед судом. И задумался тогда судья: на ком из братьев больше всех вины?

Если бы Петр не соблазнил своими рассказами - ничего бы не произошло.

Если бы Дмитрий сделал то, что обещал, и привел бы другую девушку - не было бы трагедии.

Если бы Максим не напоил Григория вином, а Иван не стал бы над ним подшучивать - тоже конец у истории был бы другой, радостный.

Если бы Евгений не подговорил брата совершить насилие, все было бы по-другому.

Если бы сам Григорий не взял с собой близнеца-брата Сергея, а наоборот, попытался бы блокировать свою потребность в любви ка­ким-нибудь другим образом, не было бы изнасилования.

Наконец, его не было бы и в том случае, если бы Константин, как самый старший, вовремя остановил братьев».