Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реалистическая оценка воздействия аварии на Чер....doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
09.07.2019
Размер:
102.4 Кб
Скачать

Средняя доза облучения тела человека за счет выпадений аварийного реактора и естественных источников радиации

Население

Доза, мЗв

Продолжительность облучения

Аварийный выброс

Жители наиболее загрязненных областей Советского Союза

50—60

1986—1995 гг.

Жители других загрязненных областей Советского Союза

6—20

1986—1995гг.

Участники ликвидации последствий аварии

 

170

130

30

15

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

135 тыс. людей, эвакуированных из 30-км зоны вокруг Чернобыля

15

1986 г.

Жители Европы

Азии

Северной Америки

Польши

0,1—1,1

0,006-0,12

~ 0,003

0,3

0.9

Вся жизнь (70 лет)

Вся жизнь (70 лет)

Вся жизнь (70 лет)

1986 г.

Вся жизнь (70 лет)

Естественный фон

В мире

168

Вся жизнь (70 лет)

В регионах с высоким уровнем естественного облучения (типичная доза)

1200

Вся жизнь (70 лет)

В некоторых регионах Земли, например, в Индии, население на протяжении 30 поколений получает дозу за счет естественного радиационного фона, которая более чем в 20 раз превышает дозу, воздействию которой подверглось население наиболее загрязненных областей Украины, Белоруссии и России и откуда люди были эвакуированы. В Индии не было обнаружено никаких вредных последствий такого повышенного облучения, как и в других областях с увеличенным естественным радиационным фоном. Наоборот, некоторая часть жителей этих районов прожила дольше, и у них была выявлена меньшая частота рака, чем у населения страны в целом.

Научный комитет по действию атомной радиации ООН оценил дозу облучения всего тела за счет выброса аварийного реактора для жителей Северного полушария: в предположении средней длительности жизни 70 лет она составляет от 0,004 мЗв в Канаде до 2,3 мЗв в Болгарии. Для населения Центральной Европы эта доза равна примерно 1 мЗв, или 0,6% средней дозы за счет естественного радиационного фона (180 мЗв за жизнь)

Не обнаружено роста раковых заболеваний. Доза облучения населения запределами Советского Союза была настолько мала, что не ожидалось роста раковых или генетических заболеваний. Действительно, эпидемиологические исследования в 19 европейских странах не выявили увеличения частоты синдрома Дауна после мая 1986 г. [9]. В советских республиках с наивысшей плотностью выпадений также не установлено изменений частоты врожденных аномалий, которые могли быть связаны с облучением. Эти результаты согласуются с ранними наблюдениями в Хиросиме и Нагасаки, где не обнаружено роста генетических изменений у людей, переживших атомные бомбардировки [11].

В результате исследования, проведенного в течение первых 4 лет после аварии группой из 200 международных экспертов [12], и в более поздних работах [13 ] сделан вывод, что в сильно загрязненных регионах Советского Союза не наблюдается увеличенной частоты лейкозов или рака, кроме рака щитовидной железы. Частота раковых заболеваний в загрязненных районах Украины систематически увеличивается (рис. 1), но это наблюдается также и в большинстве других стран, преимущественно из-за старения населения [14]. В загрязненных районах Украины эта частота ниже средней по стране. В загрязненных районах Белоруссии частота лейкозов не изменялась в 1982—1994 гг. (рис. 2).

Большинство людей, проживающих в загрязненных районах, получило дозу облучения 5—100 мЗв. Эпидемиологические исследования жертв атомных бомбардировок показали, что при такой дозе может ожидаться снижение частоты лейкозов, а не рост. Это показано также для случаев лейкозов и рака многочисленными исследованиями людей, работающих в ядерной промышленности США, Великобритании и Канады, пациентов, облучаемых при рентгеновской диагностике, людей, проживающих в деревнях Восточного Урала после радиационной аварии на радиохимическом заводе [8].

Участники ликвидации последствий аварии. Наблюдение за состоянием их здоровья в Белоруссии, на Украине и в России является значительно более интенсивным, чем для населения этих стран в целом. Это может существенно влиять на частоту выявляемых заболеваний. Однако их общая заболеваемость (980 случаев в год на 1000 мужчин работоспособного возраста) примерно на 25% ниже средней заболеваемости населения России (1300 на 1000) и не наблюдается повышенной частоты лейкозов [15]. У украинских участников ликвидации последствий аварии количество новообразований не увеличилось в течение первых 7 лет, у белорусских частота случаев рака была на 22% у мужчин и на 9% у женщин меньше, чем у всего населения. Хорошо организованные исследования, базирующиеся на использовании соответствующих контрольных групп, показали идентичность статистики смертности участников ликвидации последствий аварии и других групп населения [16].

Рак щитовидной железы у детей. Оценки последствий выброса радиоактивного йода и его поступления внутрь организма человека в загрязненных регионах намного сложнее оценки последствий внешнего облучения. Одна из причин этого — большая неопределенность в оценке дозы облучения щитовидной железы. Кроме того, эпиде­миологические исследования пациентов, получавших I-131 в диагностических и терапевтических целях, зарегистрировали меньшую частоту возникновения рака щитовидной железы при дозе, значительно превосходящей ту, которую получили жители загрязненных регионов. Результаты нескольких сот измерений содержания радиойода в щитовидной железе детей в Белоруссии, 150 тыс. на Украине и 60 тыс. в России отличаются низкой достоверностью вследствие неадекватной градуировки и условий измерений [17]. По этой причине дозу облучения щитовидной железы обычно реконструируют по результатам измерений других радионуклидов, в основном, Cs-137 в окружающей среде, продуктах питания и организме человека. Такая реконструкция приводит к большой неопределенности результата.

Известно, что рак щитовидной железы проявляется через 6—9 лет после внешнего рентгеновского или гамма-облучения. Ни в одном из исследований детей даже после терапевтического воздействия большой дозой радиации не обнаружено повышенной частоты возникновения рака через 5 лет после облучения [18]. Однако в Советском Союзе рост частоты рака щитовидной железы был зарегистрирован уже через 4 года после аварии [19] и даже через один год после нее [20].

В результате изучения 34 тыс. шведских пациентов, которым было введено большое количество I-131 (максимальная доза облучения щитовидной железы до 40 Зв, средняя — 1,1 Зв), не выявлено статистически значимого увеличения частоты рака этого органа у взрослых или детей [21]. Фактически наблюдался противоположный эффект — снижение частоты возникновения рака щитовидной железы на 38% по сравнению с необлученными взрослыми людьми. Аналогичные результаты характерны для детей, которые получали даже большую терапевтическую дозу I-131 [18]. Максимальная доза облучения щитовидной железы детей в Советском Союзе не выше, чем у шведских пациентов: в Белоруссии эта доза достигла 10 Зв только у 300 детей, в различных загрязненных областях она составляла от 10 до 3300 мЗв (табл. 2).

Если эти оценки дозы внутреннего облучения корректны, то согласно шведским исследованиям применения I-131 не следует ожидать какого-либо увеличения частоты рака щитовидной железы в Белоруссии, на Украине и в России. Но почему тогда на протяжении последних 10 лет количество зарегистрированных случаев рака щитовидной железы у детей возросло в 45 раз в Белоруссии и в 4 раза на Украине и в России (см. табл. 2). В загрязненных областях этих трех стран к 1995 г. рак щитовидной железы выявлен у 650 детей, к настоящему времени трое из них умерли [17]. Рак этого органа излечивается более чем в 90% случаев [22].

Таблица 2