Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shah.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
164.3 Кб
Скачать

40. Факторы, тормозящие интеграцию на постсоветском пространстве

Что тормозит развитие СНГ:

1. Серьезные опасения СНГ, что оно нужно России для усиления своего влияния

2. Нежелание создавать наднациональные органы управления, т.к. для этого надо пожертвовать частью своего суверенитета.

3. Отсутствие реальных экономических достижений

4. Неверие в возможность реально помочь в защите национальных интересов.

5. Неспособность России стать донором этой организации

6. Стремление России акцентировать сотрудничество на политических аспектах, а не на экономических

7. России интереснее мировой рынок, чем пространство СНГ.

8. Различие в общемеждународных взглядах на СНГ (у РФ на СНГ – политический, у СНГ на РФ – экономический)

9. Противопоставление понятий государственный суверенитет, нац. интерес и международная интеграция. (В.И.Ленин «Прежде чем соединиться, нужно окончательно размежеваться»)

10. Члены СНГ ориентируются на дальнее зарубежье («поиск большого брата»)

11. Страны ориентируются разные отрасли (добывающая, обрабатывающая), = интересы расходятся.

12. Нарастание противоречий между странами СНГ из-за различия глубины реформ, обеспеченности ресурсами, из-за тарифных ограничений.

13. Давление внешнего окружения на страны СНГ (Китай, Иран, Индия, Ю.Корея, США, Зап. Европа, Япония). Корее, например, выгодно, чтобы Узбекистан приобретал автозапчасти у нее, а не у России.

Плюс к тому интеграция РФ со странами постсоветского пространства не выгодна США, т.к. у РФ тогда будут все возможности реализовать концепцию транспортного коридора. Кроме того, США не хочет отступать от стратегии анаконды (стремление завладеть хартлендом). Поэтому сейчас идет борьба за влияние на территории стран СНГ (кроме РФ), и РФ эту борьбу проигрывает.

41. Союз Белоруссии с Россией

У Белоруссии существует 2 вектора движения – Западный и Восточный.

Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства.

С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза.

«Произносятся торжественные речи, устраивается церемония заседания Высшего совета Союзного государства России и Белоруссии. Как будто бы механизм функционирует. Хотя все собравшиеся в Кремле знают никакого союзного государства на самом деле нет, но предпочитают, как персонажи знаменитой сказки Андерсена о голом короле, делать вид, что представление продолжается, что одежды роскошны и король великолепен как никогда.

Забыто уже время, когда Александр Лукашенко бил бокалы в Кремле, рассчитывая, вероятно, стать не просто одним из участников нового интеграционного проекта, но – подумать только! – наследником тогдашнего российского президента Бориса Ельцина. Забыто, что рассчитывали на создание некой новой структуры, призванной стать зародышем бывшего Советского Союза, но уже на совершенно иных мотивациях – экономических, политических и, вероятно, связанных с доминированием Российской Федерации на постсоветском пространстве. Проект не вышел. Как не состоялась идея перевоплощения Содружества независимых государств в некий прообраз нового Советского Союза, как не состоялись другие интеграционные проекты, которые всегда имели своей сутью российское доминирование. Даже тогда, когда в Кремле подписывали соглашение о создании Союзного государства России и Белоруссии, руководители в самой России не могли понять в Белоруссии на такое доминирование никогда не согласятся. И уж тем более не согласятся на исчезновение Республики Беларусь с политической карты мира.

Самым важным моментом в существовании Союзного государства России и Белоруссии стало, пожалуй, не то, что оно так и не возникло, а то, как в Минске отреагировали на вежливое предложение тогдашнего российского президента Владимира Путина, чтобы Белоруссия просто присоединилась к России областями. Казалось бы, вполне логично, если не иметь в виду, что речь идет об интеграции двух государств, которые должны иметь в составе союзного объединения равноправные, паритетные отношения. Именно это нежелание считаться с равноправием партнера и приводит к краху любых интеграционных проектов. Именно это нежелание считаться с равноправием партнера приводит к тому, что российские ресурсы просто обмениваются на пышные речи, а когда обмен оказывается затруднительным, российскому руководству сразу же говорят, что о нем думают на самом деле, как это последнее время происходит между руководителями двух частей Союзного государства».

Белоруссия отказалась принять суверенитет Абхазии и Ю.Осетии, РФ отказала в выдаче кредитов Белоруссии и Украине. Россия потеряла стабильность в отношениях с Белоруссией. «Молочная война».

А.Г.Лукашенко «Я надеюсь, что тот кризисный период в наших отношениях миновал. Он был коротким, но очень интенсивным и, надо сказать, очень опасным. И на сегодняшний день я пока не вижу никаких проблем по тем вопросам, по которым были серьезные недоразумения. Я имею в виду, прежде всего, по поставкам в Беларусь и Европу природного газа, а также по поставкам в Беларусь и транзиту через республику нефти в Европу.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что этот нефтяной кризис был спровоцирован не нами. Мы пошли на крайне невыгодные соглашения по поставкам природного газа, рассчитывая на то, что, как нам обещало Правительство России, нефтяные проблемы будут решены в очень выгодном для Беларуси ключе. Чтобы мы могли как-то нивелировать неудачный и невыгодный контракт по поставкам природного газа. Когда этого не произошло, и нам ввели неизвестно какую пошлину (сравните было $180, сейчас «скатились» на $53, наверное же этот факт подтверждает, что мы были правы), мы, конечно, с этим согласиться не могли. Но тогда, как обычно, схватились за вентиль (российская сторона). Мы никого не толкали закручивать гайки, вентили на трубах. Мы очень добросовестно выполняли свои функции. Вопросы здесь не к нам. Мы не имеем абсолютно никакого отношения к эскалации напряженности вокруг нефтяной трубы».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]