Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НАСЕЛЕНИЕ!!.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
421.38 Кб
Скачать

13. Воспроизводство населения в Зарубежной Азии, Африке и Латинской Америке: общие черты и различия.

Зарубежная Азия - самый крупный по населению регион мира. Она до сих пор является ареной демографического взрыва. Однако нельзя не видеть и того, что пик его в большинстве стран уже пройден, и преобладающей тенденцией стало снижении уровня рождаемости и ЕП (13‰). Главные причины этого здесь те же, что и в других регионах мира: социально-экономическое развитие, изменение роли семьи и детей в ней. Немалое значение имеет и демографическая политика, которая в большей или меньшей мере коснулась всех стран региона. Наибольшими показателями воспроизводства населения отличается Юго-Западная Азия (4,2%). Немногим от нее отстает Южная Азия (1,5-2%). Юго-Восточная Азия имеет более низкие показатели (1%). Дальше всех других субрегионов продвинулась по пути демографического перехода Восточная Азия (0-1%).

Доля Африки в мировом населении быстро возрастает, в 2000г. она составила уже 13,5%. Хотя демографический взрыв в 90-е гг. прошел свои показатели, население Африки продолжает находиться во второй фазе демографического перехода, для которой характерно сохранение высокой и очень высокой рождаемости при довольно резком снижении смертности. Отсюда и по-прежнему высокие темпы естественного прироста, обеспечивающие не просто расширенное воспроизводство, а очень быстрое увеличение численности населения (23‰). В ряде стран Африки коэффициент рождаемости нередко приближается к физиологическому максимуму, уровень фертильности женщин остается самым высоким в мире. В отличии от стран Азии демографическая политика не оказывает большого воздействия на процессы воспроизводства. Многие страны приняли программы планирования семьи, но они не получают достаточного финансирования, к тому же они наталкиваются на сопротивление населения.

Для стран Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения, Который характеризуется высокими и очень высокими показателями рождаемости и естественного прироста и относительно низкими показателями смертности. Хотя, за период с 1990 по 1998 г. в большинстве «новых индустриальных стран» (Аргентина, Мексика, Бразилия) сохранялась высокая рождаемость (свыше 20%), наблюдается тенденция к снижению. ЕП = 19‰. Доля детей в странах Латинской Америки обычно превышает 40%. лишь в немногих, наиболее развитых в экономическом отношении странах процент детей ниже 30.

14. Основные черты демографических процессов в России и ссср в 20 столетии (до начала 1990-х гг.).

На протяжении всего 20 в. население России, также, как и большая часть всего населения бывшего СССР, проходило через демографический переход - исторически закономерный процесс взаимосвязанного снижения рождаемости и смертности, который в западных странах развернулся несколько ранее. Наиболее заметным его проявлением было систематическое - от поколения к поколению - снижение рождаемости. Однако, наряду с эволюционными и потому достаточно плавными переходными процессами, в условиях СССР 20 в. огромную роль играли катастрофические события, резко искажавшие эволюционный характер демографического развития.

Демографическая ситуация в Российской империи была вполне благоприятна, хотя средний естественный прирост населения несколько уменьшался (в 1907-1911 гг. - 1,65%), что, впрочем, характерно для всех урбанизирующихся стран. 1913 год называют годом «триумфа» России. И, правда, в этот год у страны были не только высоки экономические показатели, но и демографические: ОКЕП – 47 промилле, а ОКС менее 30. В последующий период, уже после Первой мировой войны и революции показатели рождаемости начали снижаться. И особое влияние на это оказал переход к НЭПу: ОКР=44 промилле, а ОКС=23. Считается, что именно в это время начался демографический переход. Смертность возрастала в связи с такими явлениями, как продразверстка, голода на юге России и Украине. Кроме того был расширен список показаний для абортов. Но после того как стало видно, что рождаемость резко падает (СКР в 1932 г. составил 5,1, а в 1934-36 уже 3,2), этот список снова сократили. Правительство стремилось к рождению все большего количества людей, которых можно использовать, во-первых, как «пушечное мясо» для войн, а, во-вторых, как рабочую силу. В итоге удалось снова повысить уровень рождаемости: до войны он возрос, по сравнению с 1913 г., в 3 раза, а смертность снизилась в 2 раза. Во время войны СКР составлял 1,4-1,7. Падение рождаемости, а также повышение детской смертности в кризисные годы порождают демографическую волну, которая, один раз возникнув, воспроизводится многократно в следующих поколениях, ибо оборачивается позднее дефицитом матерей и, соответственно, очередным дефицитом рождений. Первый спад наметился в 1943 г., выход из него состоялся только в 1957-58 гг. (ОКР 25-27 промилле), а к 1968 г. ОКР снова снизился уже до 17 промилле (рождало поколение 1940-х), затем был очень медленный выход, в том числе и из-за того, что женщины заняты.

Тем самым демографический переход по рождаемости в нашей стране завершился раньше на 3-4 года, чем в развитых странах. Однако, смертность продолжала расти: в 1960г СКС=7,4, в 1970 =8,7, в 1984 11,6, уже тогда был сделан прогноз, что в 2000 г. будет «-» ЕП. Считается, что если бы не потери в период 1930-50-х, численность населения России сегодня составляло бы 300 млн. Небольшой рост рождаемости произошёл и в 1985, но уже через несколько лет начался четвёртый демографический кризис, который продолжается уже около 20 лет, и несмотря на отсутствие войн и репрессий, рождаемость остаётся на крайне низком уровне. Что касается смертности, то уже с 1965 года происходит рост смертности среди взрослых (особенно мужчин в активных возрастах) и медленное снижение смертности в возрастах моложе 15 лет; ожидаемая продолжительность жизни снижается с каждым годом.

В настоящее время, по подсчётам экспертов, для восстановления дореформенного уровня каждая женщина в стране должна иметь как минимум двоих детей, а в 40 % семей должно быть по три ребенка, что на практике невозможно обеспечить, а поэтому при отсутствии адекватной демографической политики с каждым поколением число детей будет лишь уменьшаться, а полное восстановление демографических потерь будет невозможным.