Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция6_история_Кубани.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
568.32 Кб
Скачать

5.2. Кубанская область и Черноморье

в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

и Первой мировой войны

Надо отметить, что в начале XX в. Кубань считалась относительно спо­койной окраиной Российской империи. Присутствие казачества, в основе своей остающегося верным государству и присяге, создавало известный за­пас прочности и политической лояльности.

Однако революционные идеи распространялись через ссыльных, уча­щуюся молодежь. Самой благоприятной средой для распространения аги­тации стали сезонные рабочие и пролетариат крупных городов. Например, только в 1901 г. в станицах Темрюкского отдела было сосредоточено около 12 тыс сезонных рабочих. Немаловажным фактором распространения ре­волюционных идей и нарастания социальной напряженности стало ухудше­ние положения казаков и крестьян. В начале XX в. арендные и покупные цены на землю выросли в 2,5 раза, неуклонно сокращался душевой надел. Одновременно возросла стоимость снаряжения казака при выходе на службу - «справка». Для обеспечения службы казаки закладывали паи, теряя их полностью или частями. Положение иногороднего населения было особен­но тяжелым, поскольку оно не имело никаких политических прав и было вынуждено платить посаженный сбор - плату за право проживания на каза­чьих землях.

В конце XIX в. народнические и марксистские кружки имели влияние на крайне незначительную часть интеллигенции и рабочих. Экономический кри­зис 1900-1903 гг. и Русско-японская война значительно ухудшили условия жизни большей части населения Кубани, создав предпосылки для расшире­ния революционной пропаганды. В 1902 г. местные марксистке кружки объе­динились в «Группу кубанских рабочих» в Екатеринодаре и в «Новороссийс­кий социал-демократический союз». Активная работа по распространению листовок, пропаганда привели к повышению интереса к революционным воз­званиям. На Кубани распространялась «Искра», листовки с содержанием анализа местного положения, воззваниями к казакам.

Распространение революционных идей идет в первую очередь в среде рабочих, что становится понятно, если обратиться к положению и условиям труда последних, особенностям размещения рабочего класса. Пролетариат концентрировался в крупных городах - Екатеринодаре, Новороссийске, се­зонные рабочие - на крупных железнодорожных станциях. На Кубани насчи­тывалось до 40 тыс. профессиональных рабочих. В более развитой в про­мышленном отношении Черноморской губернии к 1917 г. сосредоточилось почти 15 тыс. рабочих. Из них 12 тыс. работали на предприятиях Новорос­сийска. Следует отметить, что рабочие Черноморья и Кубани жестоко эксплуа­тировались, страдали от изнурительного труда и гражданского бесправия. На каменоломнях рабочий ломал и грузил до 1 200 пудов камня в день. Все операции - добыча, загрузка мергеля и разгрузка печей, перевозка цемента производилась вручную. На нефтяных промыслах положение было не лучше. Скважины бурили вручную, нефть черпали «желонками» (черпаками). Тяжкий труд и бесправие, высокая концентрация рабочей силы создавали благопри­ятную почву для революционной пропаганды.

В первой маевке 1902 г., проведенной в Новороссийске, участвовало всего 18 человек. В 1902 г. маевка состоялась уже в Екатеринодаре в Панс­ком куге, где впервые публично прозвучали призывы к свержению самодер­жавия. Вечером того же дня состоялся митинг в городском парке. Позже в том же, 1902 г. железнодорожные рабочие поддержали забастовку рабочих Ростова-на-Дону, в августе крестьяне аула Ульского выступили против мест­ных сельских богачей. Волнения на Украине сельскохозяйственных рабочих отозвались на Кубани. В ответ на резкое снижение оплаты труда (землевладельцы закупили сенокосные машины), косари стали ломать, сбра­сывать в Кубань машины, избивать хозяев. Движение охватило около 20 ста­ниц и до 10 тыс. сельских рабочих. Это выступление носило стихийный ха­рактер. Первые выступления были стихийными, часто немногочисленными и слабо организованными, однако являлись симптомами зреющих революци­онных потрясений.

Значительную роль в организации антиправительственных выступлений оыграл Донской комитет РСДРП, образованный в 1898 г. и распространив­ший свое влияние'на деятельность социал-демократических групп Новорос-еийска, Екатеринодара, Тихорецкой, Кавказской, Армавира. Социал-демок­раты Кубани присутствовали на II съезде РСДРП, однако местные марксист­ские кружки подчинялись Донскому комитету партии: В начале 1904 г. был аоздан Кубанский комитет РСДРП, координировавший деятельность социал-Цшмократических групп Кубанской области и Черноморской губернии. Наи-1шше известными деятелями этого периода стали М.М. Костолевская, Д и Полуян, B.C. Попов, А.Г. Щербинин.

Значительную роль в консолидации революционных сил сыграло рас­пространение листовок и газеты «Искра». Газета доставлялась в Екатерино-дар, Новороссийск, Армавир, На страницах «Искры» отражались события ре-юшционной борьбы на Кубани, в том числе: стачка в Тихорецкой, столкно-швнин новороссийских цементников и портовиков с солдатами и казаками, •иййпювки батраков, распространение большевистских листовок. События 9 января 1905 г. нашли отклик по всей стране. Социал-демок­ратия Кубани встретила надвигающуюся революцию организационно и чис­ленно окрепшей. В первые дни после 9 января в городах и станицах распро­странялись листовки, прошли митинги и демонстрации протеста. Листовка «Кто не за нас, тот против нас» призывала рабочих, крестьян, казаков при­нять участие в борьбе, заканчивалась изложением задач революции и стра­стным призывом свергнуть царя.

19 января забастовали железнодорожные мастерские и депо станции Тихорецкая, произошла стычка рабочих с казаками, в результате ее были раненые и убитые. 28 января началась стачка рабочих завода Гусника и Пет­рова в Екатеринодаре. В феврале выступали рабочие в Новороссийске и Армавире. Участники демонстрации в Майкопе несли транспаранты: «Смерть палачам!», «Слава павшим!»

В Кубанском комитете партии накануне Ill-го съезда РСДРП приоритет был за меньшевиками. Несмотря на то, что комитет на Кубани не был утвер­жден, по указанию В.И. Ленина делегаты Кубани приняли участие в работе съезда, и на будущее комитет было принято считать полноправным. Такое решение способствовало укреплению позиций большевиков в Кубанском комитете. Они стали бороться за установление самостоятельных (помимо руководства комитета, состоявшего из меньшевиков) связей с ЦК. Больше­вики развернули пропагандисткую работу. В течение лишь месяца на Кубань были посланы книги и брошюры 19 наименований. Только в Новороссийске (в июне-июле 1905 г.) листовки, рассказывающие о решениях съезда, рас­пространены в количестве 13 тысяч экземпляров. В социал-демократии края видными сторонниками Ленина стали П. Вишнякова, П. Гудима, М. Дроздов, Н. Поярко и др.

Развитие революционного движения летом 1905 г. затронуло и Кубань. Первого мая рабочие Новороссийска провели демонстрацию с антиправи­тельственными лозунгами. В Екатеринодаре трудящиеся провели праздник в городском саду, собрав многотысячный митинг, на котором большевики при­зывали свергнуть царя и установить республику. После разгона демонстран­тов началась четырехдневная стачка на чугунолитейном заводе, в железно­дорожных мастерских, паровозном депо, типографии, на маслобойном заво­де. Портовики Новороссийска готовились к встрече мятежного броненосца «Потемкин». Крупным событием явилась забастовка железнодорожников Вла­дикавказской дороги, в дни которой была прекращена работа на станциях Кавказская, Тихорецкая, Екатеринодара и Новороссийска. Июльская стачка, охватившая все промышленные центры края, проходила под руководством большевиков, рабочие действовали организованно. Впервые прозвучали при­зывы к вооруженной борьбе.

Трудящиеся Кубани и Черноморья активно участвовали во Всероссийс­кой октябрьской политической стачке. 13 октября 1905 г. остановились пред­приятия Екатеринодара, затем - Тихорецкой, Ейска, Новороссийска. Стачка стала всеобщей. В Екатеринодаре не работали почтовики, железнодорожники, рабочие всех предприятий, были закрыты лавки и магазины, прекратились занятия в гимназиях. На улицах и площадях проводились митинги, демонст­рации, носившие яркий политический характер. Усилия властей по подавле­нию политической активности населения края, в том числе с применением вооруженной силы, не имели успеха. Например, рота солдат, высланная для разгона демонстрации 4 октября на Соборной площади в Екатеринодаре, отказалась применять оружие. Выпуск кирпича - в 37 раз. Не справлялся с перевозками речной и желез­нодорожный транспорт. Начался упадок сельскохозяйственного производ­ства: посевные площади в 1916 г. сократились почти на одну четверть. На­много уменьшилась урожайность зерновых, стал заметен недостаток в рабо­чей силе, так как мужское население уходило на фронт. Это привело к усиле­нию эксплуатации и росту недовольства, Рабочих заставляли трудиться боль­ше, получил широкое распространение детский труд. Например, в отчете начальника Кубанской области сказано, что только на предприятиях фабрич­ной инспекции в 1915 г, малолетние и подростки (от 12 до 17 лет) составляли треть всех рабочих (из 7266).

Недовольство трудящихся выливалось в открытые выступления. Снова вспыхивали стачки. В 1914 г. их было 3, а в 1915-м - 12, в 1916-м — 26. Наиболее значительное выступление рабочих в 1916 г. произошло на заводе «Кубаноль» под руководством Г.М. Седина. Волна продовольственных бунтов прокатилась по многим станицам и городам. Выступления трудящихся отра­жали народное недовольство войной и социальными порядками в стране. Назревал кризис.