Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция_9история_кубани.doc
Скачиваний:
175
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
211.97 Кб
Скачать

3. Кубанская область и Черноморская губерния в начале XX века Российская житница

В начале XX в. Россия переживает бурный экономический подъем. Кубань в этот период становится одним из развитых сельскохозяйственных регионов страны.

Животноводство окончательно уступило ведущие позиции зерновому земледелию. Быстро сокращалось поголовье конских табунов и овечьих отар, для которых важнейшим условием существования являлось наличие дешевых пастбищ и степного приволья. С ростом же посевных площадей выгонной земли становилось все меньше, а цены на землю росли, делая нерентабельным занятие табунным коневодством и овцеводством.

Так, если в 1900 г. в кубанских табунах числилось более 40 тыс. верховых лошадей, то к 1913 г. их осталось лишь 8,6 тыс. В меньшей степени сокращалось табунное коневодство горцев - их исконное и любимое занятие. Как специальная отрасль сельского хозяйства коневодство в начале XX в. уже не играло существенной роли на Кубани. Однако количество лошадей в целом росло, что было связано с развитием подворного коневодства, обслуживавшего главным образом земледельческие хозяйства.

Еще сильнее "наступление" зернового земледелия сказалось на овцеводстве. Так, за указанное время число тонкорунных (мериносовых) овец сократилось в области более чем в три раза - с 1,5 до 0,4 млн голов. На 370 тыс. голов сократились отары грубошерстных овец, насчитывавшие в 1913 г. 1,2 млн голов. Вполне естественно, что на 100 жителей число овец уменьшилось еще более заметно1. Почти вдвое в расчете на 100 душ населения сократилось и количество крупного рогатого скота, хотя в целом его поголовье оставалось стабильным - 1,4 млн голов.

Прогресс наблюдался лишь в одной отрасли животноводства - свиноводстве. Ему не нужны были пастбищные пространства, а развитие земледелия лишь способствовало его росту.

Земледелие. В начале XX в. основную часть общего объема товарооборота края составляли уже продукты не животноводства, а земледелия. Развивающийся капитализм втягивал все новые районы в общероссийскую экономическую систему, способствовал бурному росту посевных площадей в южных и юго-восточных губерниях. К числу таких районов относилась и Кубань. Менее чем за 15 лет (1901 - 1913) ее посевная площадь увеличилась почти на 45 %: с 2,3 до 3,3 млн десятин. Это значительно превосходило темпы прироста посевных площадей в Европейской России.

С ростом общественного разделения труда - основы развития товарно-капиталистического производства - не только происходило дальнейшее увеличение засеваемых площадей, но и, что особенно важно, шел процесс специализации земледелия, выделения приоритетных рыночных культур. На Кубани главными рыночными культурами стали зерновые, и в первую очередь пшеница. Ведущая роль зернового производства в земледелии Кубани четко прослеживается как в быстрых темпах роста посевов, так и в структуре посевных площадей. Если в Европейской России посевы зерновых культур с 1901 по 1915 г. возросли всего лишь на несколько процентов, то в Кубанской области они увеличились почти на одну треть. Своеобразна была и структура посевов. Почти 90 % всей посевной площади на Кубани приходилось на посевы злаковых растений, 60 % этой площади занимала пшеница. Несмотря на существенные почвенно-географические, экономические и другие различия между отдельными районами области, во всех ее отделах к 1913 г. уже преобладали посевы пшеницы.

Расширение рынка, особенно внешнего, обусловило и спрос на такую высокотоварную кормовую культуру, как ячмень. За 1901 - 1913 гг. его посевы в Кубанской области увеличились с 396,2 до 852,7 тыс. десятин, т.е. более чем вдвое. Быстро увеличивалась и площадь под посевами кукурузы, использовавшейся для местного винокуренного производства и стойлового содержания скота. В то же время дальнейшая специализация кубанского земледелия на производстве таких экспортно-торговых культур, как ячмень и пшеница, приводила к сокращению посевов потребительских хлебов: ржи, проса, полбы, гречихи и пр. Уже сам по себе этот факт говорил о росте торгового земледелия на Кубани.

С изменением структуры посевов изменялась динамика и структура валовых сборов зерна. В начале XX в. Кубанская область неуклонно наращивала свой товарно-зерновой потенциал. С 1901 - 1905 по 1909 - 1913 гг. среднегодовые валовые сборы зерна увеличились на Кубани со 144,8 до 211,4 млн пудов. Особенно благоприятным был 1913 г., когда сбор достиг рекордной цифры - 266 млн пудов. По валовому сбору зерна Кубанская область занимала одно из первых мест в стране, а по производству озимой пшеницы (58 - 108 млн пудов в различные годы в зависимости от урожая) она вообще не знала себе равных в России. На ее долю приходилось свыше 16 % всего общероссийского производства этой культуры. Причем доля Кубани в общероссийском сельскохозяйственном производстве с каждым пятилетием увеличивалась. Это происходило не только вследствие увеличения посевной площади, но и по причине повышения урожайности зерновых культур. Не очень значительная по сравнению с показателями развитых европейских стран, она все-таки была выше, чем в большинстве других губерний России.

Важным фактором, показывающим рост торгового земледелия, было увеличение чистых (за вычетом семян) сборов зерна на душу населения. В предвоенные годы (1909 - 1913) Кубанская область по чистому сбору зерна на душу населения вышла на первое место в России. На Кубани приходилось в среднем по 65 пудов чистого сбора зерна на человека, в то время как в степных районах Украины, стоявшей по этому показателю на втором месте, лишь по 49 пудов. Кубанская область в начале XX в. ежегодно поставляла на рынки страны и особенно за границу огромные партии товарного хлеба.

Помимо зерна Кубань выращивала различные виды сельскохозяйственных культур, но под них отводилось не более 10 % посевной площади. С 1901 по 1915 г. посевы незерновых выросли с 264 до 343 тыс. десятин, т. е. почти на 30 %. Особенно быстро расширялись посевы подсолнечника и табака. Рост производства этих культур был вызван не только углублявшимся общественным разделением труда в кубанском земледелии, но и стремлением казаков и крестьян рационально использовать землю, вводить в структуру севооборотов пропашные растения. К 1913 г. Кубанская область по посевам и сбору подсолнечника вышла на первое место в России, обогнав таких крупных производителей подсолнечных семян, как Воронежская, Саратовская и Тамбовская губернии. Перед Первой мировой войной на Кубани под посевами подсолнечника было занято 273,8 тыс. десятин (что составляло третью часть всей площади подсолнечника в России) и собрано 13,5 млн пудов семян, или 32,1 % общероссийского сбора этой культуры.

Табаководство развивалось менее устойчиво. До 1905 г. в целом шел рост табачных посевов в Кубанской области, достигнув рекордной цифры 18,9 тыс. десятин Затем началось их сокращение, вызванное уменьшением числа табачных плантаций. Так, в 1905 г. их было 7,5 тыс., а в 1913 г. только 3,1 тыс. Это объяснялось падением спроса на местный листовой табак в результате роста цен на рабочие руки и аренду земель, конкуренции с более дешевыми табаками Черноморской губернии и Сухумского округа, увеличения акциза на папиросы и табак, отсутствия дешевых кредитов.

Более успешным было табаководство в Черноморской губернии. За 1901 - 1915гг. посевы табака выросли здесь более чем вдвое, занимая в 1911 - 1915 гг. площадь 3,2 тыс. десятин со среднегодовым сбором по 178,5 тыс. пудов. Вместе с валовым сбором табака в Кубанской области это составило более 1 млн пудов. Кубанская область и Черноморская губерния оставались крупнейшими производителями табачного сырья в дореволюционной России.

Из других незерновых культур на Кубани продолжали разводить лен и коноплю. С 1910 г. в виде опытов стали высевать кормовую свеклу, а с 1913 г. - сахарную. Сначала их посевы были незначительными и не превышали 4 тыс. десятин. Первый сбор кубанской свекловицы дал 4,6 млн пудов, что составляло около 1 % всего ее сбора в России.

Продолжало развиваться огородничество. В начале XX в. валовой сбор огородных культур увеличился более чем в два раза, достигнув к 1913 г. более 25 млн пудов. Причем немалая часть этого сбора приходилась на картофель. В это время под огородами находилось более 50 тыс. десятин земли.

В отличие от огородничества, бахчеводство сокращалось. Бахчевые, как культуры полевые, вынуждены были потесниться перед зерновыми.

Успешно развивалось на Кубани садоводство. В целом валовой сбор продуктов садоводства за 15 лет (1901 - 1915) вырос с 384 до 731 тыс. пудов, т. е. почти в два раза. Прогрессировало садоводство и в Черноморской губернии. В 1912 - 1914 гг. там ежегодно собирали более 211 тыс. пудов фруктов и садовых ягод.

Большое значение как отрасль товарного производства приобрело виноградарство. В начале XX в. площадь виноградников увеличилась на Кубани вдвое. В 1913 г. они занимали 8,2 тыс. десятин в области и 1,2 тыс. десятин - в Черноморской губернии. В предвоенное пятилетие ежегодно в Кубанской области собиралось в среднем по 820 тыс. пудов винограда, в Черноморской губернии - по 128 тыс. пудов.

Несмотря на все успехи этих отраслей сельскохозяйственного производства, превалирующим оставалось зерновое земледелие. Его развитие по праву делало Кубань одной из ведущих житниц страны.

В возрастающем объеме поставляла Кубань продукты земледелия в другие губернии и за границу. В 1909 - 1913 гг. Кубанская область ежегодно вывозила в среднем до 77 млн пудов хлеба. Расширилась и география вывоза: хлеб доставлялся в более чем 150 населенных пунктов (не считая зарубежных портов).

Во многие губернии доставлялось подсолнечное семя и растительное масло. По вывозу масла Владикавказская железная дорога в начале XX в. вышла на первое место в России. Перед Первой мировой войной Кубань ежегодно вывозила около 2 млн пудов масличных семян и свыше 4 млн пудов растительного масла.

Особое значение для Кубани, которая по степени специализации земледелия в начале XX в. занимала первое место среди зерновых губерний страны, имела экспортная торговля. В предвоенное пятилетие (1909 - 1913) Кубань ежегодно экспортировала за границу до 60 млн пудов хлеба. По этому показателю Кубанская область вышла на второе место в России, незначительно уступая лишь Херсонской губернии.

Растущий товарообмен с мировым рынком втягивал Кубань в международную систему хозяйства, связывал ее с рыночной конъюнктурой зарубежных стран, способствовал росту ее экономического потенциала.