Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция4_история_Кубани_сокр.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
194.05 Кб
Скачать

2. Итальянская колонизация северного и восточного побережья Черного моря в XIII-XV вв.

Утверждение итальянцев в регионе сопровождалась на протяжении де­сятилетий острой борьбой между различными силами, претендовавшими здесь на влияние: Византией, Крымским ханством, Генуей, Венецией, Пи­зой, Амальфи. В результате ожесточенного соперничества с Венецианской республикой, основавшей в начале XII в. колонии в виде торговых факторий на южном побережье Крымского полуострова, Генуя стала монопольным хозя­ином морских торговых путей, проходящих вдоль крымского побережья. Инте­рес итальянских купцов к Черному морю был вызван прежде всего тем, что традиционные торговые пути между Востоком и Европой (проходившие глав­ным образом через Средиземноморье) в результате монголо-татарского за­воевания мира оказались нарушенными. Главное значение приобрели се­верные транзитные пути, проходившие через Центральную и Среднюю Азию к Черному морю, чем и объяснялось оживление черноморской торговли.

Однако необходимо было договариваться и с Золотой Ордой, хозяйни­чавшей в Крыму. В середине 1260-х гг. генуэзцы основали в Кафе (Феодо­сии), маленьком тогда греко-аланском поселке, свою торговую факторию, приобретя также по согласованию с улусным эмиром Мангу-ханом в свою собственность близлежащие земли. Итак, в 1260-1270-х гг. начинается ак­тивная генуэзская колонизация черноморских берегов. Вначале колонизи­руется южный берег Крыма. Торговые фактории появляются в Боспоро (Кер­чи), Чембало (Балаклаве). Несколько колоний было основано в Северо-Вос­точном Причерноморье - Копа (Славянск-на-Кубани), Матрега (ст-ца Тамань), Мала (Анапа), Себастополис (Сухуми), Калолимен (р-н совр. Новороссийска), Мавролако (Геленджик). Важнейшее значение для сохранения позиций гену­эзцев в Приазовье имела Тана (Азов), обладавшая богатейшим рыбным рын­ком, имевшая стратегическое значение в системе торговых пунктов, лежа­щих между Европой и Азией. Из Таны массово вывозился хлеб, соленая рыба и икра - главным образом в Константинополь и Геную. Тана имела огромное экономическое значение - через нее пролегал транзитный путь в Среднюю Азию и на Дальний Восток.

Политическим, экономическим центром всех генуэзских колоний, средо­точием всей черноморской (транзитной) торговли стала Кафа. Генуэзцы вели себя на Черном море как дома, полностью изгнав оттуда греческих купцов. Титулатура кафского консула - «глава Кафы и всего Черного моря» - несла в себе вполне реальное содержание. Другими колониями Кафа управляла че­рез своих представителей - комендантов и консулов. Следует отметить, что все колонии итальянцев в Крыму и Северном Причерноморье являлись мно­гонациональными по своему составу. Даже в Кафе генуэзцы составляли нич­тожное меньшинство. В Солдайе, Чембало, Матреге, Копе преобладало гре­ческое и местное (черкесское) население. Следует также отметить славянс­кий, армянский, еврейский элемент населения колоний. Со временем про­исходит дифференциация генуэзских колоний, в числе которых можно выде­лить следующие: 1) сохранявшие торговое значение (Кафа, Тана); 2) имев­шие значение крепостей и центров сельскохозяйственных округов (Солдайя, Чембало); 3) колонии, власть в которых осуществляли на деле местные (чер­кесские или генуэзские) князья, несмотря на присутствие чиновников из Кафы (Мала, Барир, Матрега, Копа). Учитывая местные условия, значение и явную отдаленность колоний, Кафа была вынуждена вести гибкую политику в отно­шении признания в некоторых ;1з них большой степени независимости. Од­ной из особенностей некоторых итальянских колоний являлась их зависи­мость не только от Кафы, но и местных владетелей - как итальянского, так и местного (черкесского) происхождения. Например, Матрегой с 1419 г. вла­дели знатные генуэзцы Гизольфи. Один из них - В. Гизольфи, породнившись с дочерью и наследницей князя из местного (черкесского) рода Биберди -Биха-Ханум, превратил эту чрезвычайно важную для Кафы колонию в полуне­зависимое феодальное владение своей семьи. Кафа, осознававшая опасные для себя последствия сепаратизма местного князя, шла, однако, на поддер­жку Гизольфи. Матрега имела для итальянцев стратегическое значение. Рас­полагаясь на берегу Керченского пролива, она обеспечивала бесперебойное сообщение колонизаторов с Боспоро, находившейся в Крыму, а оттуда - с другими крымскими владениями Генуи. Батой (Бариром) владел во второй половине XV в. знатный генуэзец И. де-Марини, а ее жители платили дань Кафе. Копа находилась под властью местного черкесского князя. Когда один из ее правителей возвел в своих владениях крепость, то консулу Кафы при­казом из Генуи повелевалось принять срочные меры к ее уничтожению. О непрочности позиций Кафы в Копе говорит и тот факт что согласно Уставу генуэзских колоний в Черном море 1449 г. консул Копы должен был по при­бытии туда «поднести подарки владетельным особам из Зихии», т.е. знатным черкесам. Население колонии занималось засолкой рыбы и приготовлением икры, а также продажей рабов. В Копе процветала ярмарочная торговля (с конца апреля до середины мая). До установления консулом Копы цены на рыбу никто из купцов не имел права покупать ее - под угрозой конфискации товара.

Создаваемый генуэзцами административный аппарат постепенно услож­нялся и разрастался - по мере того, как разрасталась вся их колониальная система на Черном море. Уже в 1290 г. Кафа имела свой устав, определяв­ший по существу всю внутреннюю организацию и устройство черноморских колоний, для которых Кафа являлась административным центром.

Положение итальянцев в регионе никогда не являлось прочным. Сама Кафа несколько раз подвергалась разрушению со стороны татар - в 1298 г., 1308 г., и генуэзцы были вынуждены спасаться бегством. В правление хана Узбека (1312-1342 гг.) генуэзцы вновь появились на берегах Феодосийско­го залива. В 1313 г. в Орду было направлено посольство из Генуи, догово­рившееся с ханом об условиях возвращения генуэзцев на развалины Кафы, а в 1316 г. возрождающийся город получил новый Устав. К середине XIV в. Кафа стала мощной крепостью, а в 1380-х гг. была возведена внешняя ли­ния обороны города. Несмотря на осложнение отношений с татарами (с 1434 г. генуэзцы стали уплачивать постоянную дань крымскому хану Хаджи Гирею, своему злейшему врагу), Генуя идет на громадные затраты по восстановлению своего присутствия в Крыму. Ведь несомненно большие доходы она получала от торговли с местным населением, вывоза в Европу колониальных товаров, рабов. Генуэзцы предприняли попытки разработки серебряных рудников в горах Кавказа. Исследуя местные земли, они тща­тельно наносили их на карты.

Середина XV в. - переломный этап в истории генуэзских колоний. В 1453 г: турки-османы завладели Константинополем. Византийская импе­рия перестала существовать, и морской путь, связывающий генуэзские колонии на Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы потери всех своих черноморских владений и она поторопилась продать в том же году колонии банку Сан-Джорджио с центром в Генуе. Это могущественное финансовое учреждение уже обладало к тому времени правом чеканки мо­неты, сбора большинства налогов во владениях Генуи, контроля за генуэз­скими таможнями, монополией на эксплуатацию соляных копей. Получив право на управление и неотъемлемое владение черноморскими колониями за низкую цену (5500 ливров), банк всего лишь завершил этим актом про­цесс постепенного поглощения генуэзских владений. Уже в июне 1454 г. на рейде Кафы появились военные корабли турок-османов. Они ушли лишь после того, как турки, ограбив несколько населенных пунктов крымского и кавказского побережья, добились от Кафы обещания выплачивать им еже­годную дань. Было ясно, что дни итальянского владычества на черноморских берегах сочтены. Но смертельный удар по колониям был нанесен лишь после того, как турки-османы заключили перемирие с Венецией (1474 г.). 31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. Кафа, имевшая мощные укреп­ления, сдалась через несколько дней. Во второй половине 1475 г. турки совершили поход в сторону Дона и Приазовья, захватив Матрегу, Копу, Тану и др. Центром османских владений в Причерноморье стала Кафа, где раз­местился султанский наместник.

Так бесславно закончилось владычество Генуи в Крыму и Северном При­черноморье. Стремясь к быстрейшему обогащению, нещадно эксплуатируя население колоний, генуэзцы не сумели создать прочной основы своего при­сутствия в регионе. Довольно часто в донесениях консулов говорилось о стол­кновениях, раздорах с местными племенами. «Мирные» или «дружествен­ные» договоры, к которым черкесов принуждали насильно, почти тотчас же нарушались ими. Коварством отличалась политика черкесской знати в отно­шении кафской администрации. Имеются отдельные положительные послед­ствия многолетнего присутствия итальянцев на Кавказе - об адыгах стано­вится известно в Европе, так как их земли наносятся генуэзцами на карты; местное население колоний, в том числе адыгское, знакомится с достижени­ями европейской культуры; развитие торговли способствовало повышению благосостояния определенной части адыгского общества. В целом, однако, итальянская колонизация имела негативные последствия для народов Се­верного Кавказа. Попытки обратить местное население в католичество не­редко носили насильственный характер. Работорговля обескровливала ады­гов, угнетающе действуя на их генофонд. Поощряя этот «промысел», генуэз­цы разжигали тем самым новые столкновения между адыгами (поскольку знать была заинтересована в захвате пленников). Грабительский же характер тор­говли задерживал рост производительных сил аборигенного населения, ба­зируясь на беззастенчивом обмане, монополии и отсутствии у адыгов альтернативного выбора.