Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ляхов В.Н..docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
75.03 Кб
Скачать

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Реферат на тему:

«Ляхов В.Н.»

Специальность:

Издательское дело и редактирование

Выполнила: студентка 2-го курса

Германова Ксения

Тверь

2011

Воля Николаевич Ляхов

Биография

Родился в семье офицера. Учился два года в Московском высшем техническом училище имени Баумана, затем ушёл оттуда и окончил Московский полиграфический институт(1951). Затем преподавал в этом же институте, с 1969 г. заведовал кафедрой. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию, а за 6 дней до смерти — докторскую. Составитель альбома-монографии «Советский рекламный плакат 1917—1932» (М.: Советский художник, 1972), автор ряда художественно-критических статей о советских художниках книги.

Теоретические взгляды Ляхова на книжный дизайн выражены в его книгах:

  • «Оформление советской книги: Суперобложка, переплёт, обложка, форзац». — М.: Книга, 1966.

  • «Очерки теории искусства книги». — М.: Книга, 1971.

  • Искусство книги: Избранные историко-теоретические и критические работы. — М.: Советский художник, 1978.

В представлении Ляхова оформление книги подчинено не художественной, а функциональной задаче: «Генеральной задачей книжного искусства… является не традиционное художественное оформление книги, а интенсивная комплексная разработка ее как организации, как функциональной формы» («Очерки теории искусства книги»). Развивая эту же мысль в статье «Структурная модель книги и перспективы ее применения» (1970), Ляхов писал:

Никто не сомневается, что текст — важнейшая часть книги. Но вряд ли можно сегодня, на фоне острейших противоречий, грозящих гибелью книге, именно книге, а не текстовому её содержанию, которое без больших потерь может передаваться и в некнижных формах, упускать из поля зрения её как комплексный объект. Речь должна идти о построении модели книги. Книга должна рассматриваться в первую очередь под углом её основной, коммуникативной функции. Практический смысл предполагаемой модели ясен: она должна помочь обнаружить в природе книги те качества, которые выгодно отличают её от других средств массовых коммуникаций.

Человек, о котором пойдет речь в этом очерке, закончил отделение художественного оформления печатной продукции Московского полиграфического института, но как художник­оформитель почти никогда не работал. Мы включили рассказ о нем в нашу серию статей о художниках книги ХХ века по той причине, что его вклад в становление оформительского искусства книги прошлого столетия был исключительно велик.

Воля Николаевич Ляхов1 родился 17 июля 1925 года в г.Уссурийске Приморского края. Его отец, кадровый военнослужащий, был начальником погранзаставы, а перемены — неизбывный удел офицера (заметим в скобках, что слово это в 20­х годах минувшего века ассоциировалось с ненавистной белогвардейщиной и в советском речевом обиходе принято не было, уступив место безличному «комсостав»). Семья часто переезжала, приходилось менять и школы и друзей.

После окончания школы Ляхов поступил в Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана. Москва, развеселая студенческая жизнь, радужные послевоенные надежды — все было прекрасно. Но МВТУ он не закончил. «Убедившись в отсутствии нужных пристрастий и способностей после двух лет учебы ушел», — так он написал в автобиографии, сохранившейся в домашнем архиве.

Неосознанные им самим в полной мере способности привели Ляхова в Московский полиграфический институт на отделение художественного оформления печатной продукции редакционно­издательского факультета, где он учился с 1946­го по 1951 год. Здесь мы и познакомились. Я штудировал науки примерно в те же годы на механико­машиностроительном факультете и заочно на редакторском отделении редакционно­издательского факультета.

 Народ на художественно­оформительском отделении подобрался талантливый — и среди преподавателей, и среди студентов. У нас читал лекции член­корреспондент Академии наук СССР Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978), а душой отделения был Андрей Дмитриевич Гончаров (1903—1979), ученик Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), в ту пору опального. Андрей Дмитриевич приносил в аудитории дух невидимой глазу фронды. Это впоследствии, уже в старости, он «поправел» и стал корить молодежь за оформительские выкрутасы.

Жизнь у Воли Ляхова складывалась счастливо, институт он закончил с отличием. Несколько месяцев прослужил в Издательстве литературы на иностранных языках, а затем стал аспирантом — под крылышком А.Д.Гончарова, который Волю Ляхова любил за талант и врожденную порядочность. В аспирантуре тоже все складывалось успешно. В назначенный срок, в 1955 году, Ляхов защитил кандидатскую диссертацию с отвлеченным названием «Некоторые вопросы оформления советской книги». Отлично шла и его преподавательская карьера. В 1955 году он стал старшим преподавателем, в 1960­м — доцент, а в 1969­м — заведующим кафедрой. Воля Николаевич был преподавателем милостью божией: блестяще владел даром импровизации, ораторским искусством. Для писательницы Инны Гофф он послужил прототипом профессора Бочарова из повести «Юноша с перчаткой», о котором студенты говорили: «Это личность. Да, именно личность! Мы любим его лекции. Когда он говорил о чем­нибудь, впечатление всегда такое, что рассказывает об этом впервые и что это только что пришло ему в голову. В общем, его лекции больше похожи на беседу, после которой хочется работать по­новому и сделать что­то свое, прекрасное...»

Биография у В.Н.Ляхова была чистая, как стеклышко. За границу его в самые трудные годы охотно пускали, и ездил он много. В 1958 году дважды побывал в Румынии, в 1960­м поехал в Англию, а в 1961 году состоялась длительная командировка в США. Формально он сопровождал выставки советской книги, но фактически смотрел, думал, учился...

В.Н. Ляхов. Оформление советской книги. М., 1966. Переплет

 

С 1956 года В.Н.Ляхов начал выступать как художественный критик — звание неофициальное, но ко многому обязывающее. Он писал статьи о художниках книги В.В.Лебедеве, Е.М.Рачеве, Я.Д.Егорове, В.В.Пахомове, и, конечно же, о В.А.Фаворском. К тому, о чем писал и говорил молодой ученый, стали прислушиваться; его избирали на престижные должности в Союзе художников, вводили в редакционные коллегии и советы. В 1959 году он стал самым молодым членом редколлегии только что основанного сборника «Книга. Исследования и материалы». Первый том этого издания, сыгравшего колоссальную роль в возрождении отечественного книговедения, открывает по­своему итоговая статья В.Н.Ляхова «Пути оформления советской книги за минувшие 40 лет».

В.Н.Ляхов был одним из инициаторов создания нового продолжающегося издания «Искусство книги», составителем, редактором и автором макета первых его томов, но этот сборник (увы!) не выдержал экономических трудностей послеперестроечного времени.

В 1966 году увидела свет первая монография В.Н.Ляхова «Оформление советской книги». Это была лишь часть большого задуманного Волей Николаевичем труда, и здесь рассматривался сравнительно узкий круг вопросов — методика работы художника и редактора с элементами внешнего оформления книги (с суперобложкой, переплетом, обложкой и форзацем). Даже внешне этот труд выглядел новаторским: изданный в непривычном удлиненном по горизонтали альбомном формате и хорошо иллюстрированный, он радовал глаз.

Два года спустя в 5­м томе сборника «Искусство книги» увидела свет статья «Учебник и искусство книги», принципиально важная для генезиса научных построений В.Н.Ляхова. Ознакомившись с великим множеством учебных изданий, выпущенных как в нашей стране, так и за рубежом, Воля Николаевич констатировал, что в лучших образцах учебной литературы художественное начало вытекает из функционального. Иллюстрации, шрифт, приемы набора и верстки — все это должно помогать школьникам и студентам лучше и глубже усваивать учебный материал. Если это так, то архитектоника издания должна быть не результатом внезапно пришедшего вдохновения, а следствием математически точного расчета. Тогда­то и было впервые сказано о «конструкции книги», которую Ляхов понимал как основу, «на которой располагается весь материал — и текстовой, и иллюстративный, все внешнее и внутреннее оформление книги».

 

В.Н. Ляхов. Очерки теории искусства книги. М., 1971. Переплет

 

Будучи верным учеником и последователем Фаворского, В.Н.Ляхов видел в книге целостный организм, в рамках которого содержание и форма выступают в тесной и нерушимой связи. Значимость отдельных составляющих книжного организма можно представить, лишь сконструировав мысленный образ книги, ее модель. Так появилась принципиально важная и определяющая ход мыслей В.Н.Ляхова статья «Структурная модель книги и перспективы ее применения», опубликованная в 1970 году в сборнике «Книга. Исследования и материалы». Построенная В.Н.Ляховым графическая модель книги по сей день кочует по страницам трудов по общей теории книговедения. С ней соглашаются, ее критикуют, дополняют, с ней спорят... Мысль В.Н.Ляхова живет, и это — самое главное.

Для А.А.Сидорова, В.А.Фаворского, Л.М.Лисицкого и других теоретиков искусства книги эстетические категории сосуществовали с функциональным предназначением произведения печати. И все же в их теоретических построениях красота явно господствовала над целесообразностью. Воля Николаевич, напротив, категорически утверждал, что искусство книги — это не что­то дополнительное, облагораживающее, украшающее, а оптимальный путь выявления функциональной предназначенности книги.

Эта мысль положена в основу монографии В.Н.Ляхова «Очерки теории искусства книги», вышедшей в 1971 году в издательстве «Книга». Труды об оформительском мастерстве вроде бы должны быть образцом такого мастерства, но монография, о которой идет речь, издана на удивление плохо — на газетной бумаге и почти без иллюстраций.