Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История цивилизаций Древнего Востока.doc
Скачиваний:
119
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
2.71 Mб
Скачать

§ 6. Эпоха строителей пирамид

1. Предназначение пирамид. В эпоху Древнего царства – период вызревания уникальных особенностей Египетской цивилизации, время формирования представлений египтян о мироздании и предназначении человека – на «Чёрной земле» начали воздвигать гигантские каменные колóссы – пирамиды. Пирамиды – это настолько характерный признак эпохи Древнего царства, что её иначе ещё называют «эпохой строителей пирамид». Справедливости ради отметим, что пирамиды продолжали создавать и правители Среднего царства, но, не располагая могуществом своих предшественников, они строили свои усыпальницы из необожжённого кирпича, поэтому время их не пощадило: погребальные сооружения фараонов Среднего царства исчезли с лица земли, а пирамиды Древнего царства существуют до сих пор, вызывая восхищение всех тех, кто когда-либо видел или читал о них.

Пирамиды – это «дома вечности», предназначенные для «живущих вечно» – фараонов, это гигантские усыпальницы, обеспечивающие воскресение и существование в потустороннем мире отождествлявшихся с Осирисом умерших египетских царей.

Первую пирамиду построил фараон III династии Джóсер. Она имела непривычную для нас форму: пирамида была ступенчатой, состояла из нескольких этажей, или уступов, суживавшихся к вершине. Ступени напоминали прямоугольные плоские гробницы вельмож (по арабски они назывались «мастáба»), которые теснились возле пирамиды. Вельможи и после смерти старались быть ближе к своему могущественному повелителю. Руководил строительством пирамиды великий зодчий Имхотéп, причисленный за свои знания и мастерство к сонму египетских богов.

При фараонах IV династии уступы пирамид стали закладывать каменными блоками, поэтому сооружение приобрело строгую геометрическую форму. До сих пор исследователи теряются в догадках относительно формы «домов вечности»: почему фараоны для своих усыпальниц выбрали именно пирамиды?

Первые исследователи пирамид, жившие в XIX в., полагали, что пирамиды – это памятники животворящим солнечным лучам. С безоблачного египетского небосклона в районе Абидоса – «страны смерти» – солнечные лучи, по их мнению, будто бы скользят на землю под теми же углами, какие задавались пирамидам при их возведении. Следовательно, пирамиды были связаны с солярным культом и его центральной фигурой – фараоном, при жизни отождествлявшимся с одним из главных солнечных персонажей, Хором. На связь с солярным культом указывают и Тексты Пирамид, называющие лучи солнца лестницей, используемой царём для восхождения на небо.

Существовало мнение и о том, что вершина пирамиды, упиравшаяся в небо, обеспечивала беспрепятственное вознесение души фараона в царство небожителей. Поэтому, чем выше пик пирамиды, тем легче осуществлялся, по мнению египтян, контакт с потусторонним миром. Кроме того, пирамида, соединявшая землю и небеса, а значит, – хтоническую и солярную стихии, могла служить неподвластным времени символом вечности прославленного фараона, воспринимавшегося египтянами божественным преемником создателя Вселенной.

В отечественной литературе тридцатилетней давности настойчиво проводилась мысль о том, что пирамиды – это бесполезная для утилитарных целей демонстрация истинного величия, непоколебимой мощи, абсолютной власти фараонов-деспотов. Не случайно поэтому самые впечатляющие по размерам погребальные строения – пирамиды Хуфу (гр. Хеóпса), Хафрá (гр. Хефрéна), Менкуарá (гр. Микерина) – были созданы фараонами IV династии, при которых Египет превратился в сильную централизованную монархию деспотического типа.

По мнению современных исследователей пирамид, только такая геометрическая форма погребального сооружения могла сохранить от тления мумию фараона, то есть предоставить ему возможность существовать вечно. Дело в том, что гигантская масса пирамид вызывает искажение гравитационного поля планеты, что, в частности, приводит к замедлению течения времени. Внутри пирамиды движение как признак жизни, если не прекращается, то заметно замедляется: так, процессы окисления, диффузии начинают происходить «заторможенно». Поэтому, если мумию положить на высоту, соответствующую фокусу пересечения волн, отражающихся от противоположных стен пирамиды, то она будет избавлена от опасности гниения, – в этом и заключается эффект замедления времени, наблюдаемый внутри пирамид.

Итак, единого мнения о форме «домов вечности» не существует, и отсутствие письменных свидетельств, оставленных на этот счёт самими египтянами, делает все предположения учёных гипотетическими, что, тем не менее, не снижает интереса к данным культовым постройкам, которые являются уникальным памятником египетского инженерного, архитектурного, строительного искусства.

2. Количество пирамид. В наше время обнаружено более ста пирамид, построенных на западном берегу Нила, вблизи Мемфиса, в районе г. Гизы (ныне пригород Каира), южнее Гизы, в Абусире, в Саккара (между Гизэ и Дахшуром), в Медуме, недалеко от Фаюмского оазиса. Такое количество пирамид кажется невероятно большим по сравнению с числом известных науке фараонов Древнего царства и предполагает следующие объяснения.

1. Многие фараоны строили ложные гробницы, с тем чтобы сбить со следа грабителей, которых во все времена египетской истории было немало. Несметные сокровища, помещённые в гробницах для обеспечения вечной жизни фараонов, привлекали воров и святотатцев, которые, не боясь проклятий фараонов, высеченных на стенах пирамид и адресованных всем нарушителям покоя «живущего вечно», проникали в погребальные залы и тайники, похищая царские богатства. Их не пугали нарочно сделанные ловушки, ложные коридоры, тупики, обвалы каменных пород – с упорством и фанатизмом расхитители царских покоев продолжали опустошать пирамиды. В распоряжении исследователей почти нет неразграбленных пирамид, однако фараоны, надеясь обмануть грабителей, пустить их по ложному следу, без устали возводили ложные гробницы.

2. Немало пирамид появилось для обеспечения сценария праздника хеб-сед – ритуальной смерти и воскресения фараонов, которые своим физическим и психическим здоровьем гарантировали процветание Египетской цивилизации. Желая скрыть процессы старения, фараоны при помощи магических обрядов избавлялись от своего возраста, дряхления, немощи, болезней. Статую стареющего фараона во время праздника хеб-сед погребали в специально построенную для этих целей пирамиду, и вместе с ней избавляли правителя от недугов, неизбежно появлявшихся с утратой молодости. Как будто заново родившись, фараон, освободившийся от хворей и напастей, мог снова властно и твёрдо управлять страной и подданными, вновь становясь залогом надёжного, безбедного существования «Чёрной земли».

Первый раз праздник хеб-сед организовывали после тридцатилетнего правления фараонов, а затем – каждые три года, поэтому у фараонов-долгожителей могло быть несколько пирамид.

3. Ослабление Египетского государства, начавшееся при фараонах V династии, наряду с демократизацией заупокойного культа привели к появлению пирамид вельможной знати, которая ни в чём не желала уступать царям. Усыпальницы номархов вскоре стали ничем не отличаться от «домов вечности» фараонов, а порой даже и превосходили их размерами и богатствами. Не в силах справиться с сепаратизмом знати, фараоны вынуждены были уступить поползновениям влиятельной аристократии, направленным на обретение вечной жизни в царстве Осириса.

3. Технологии сооружения пирамид. Египетские пирамиды имеют не только поражающую воображение высоту (к примеру, пирамида Хеопса равна пятидесятиэтажному дому) – они характеризуются совершенством пропорций, необычайной точностью ориентации по сторонам света, имеют сложное внутреннее строение, соответствующее предназначению и, кроме того, рассчитанное на рациональное распределение миллионов тонн пород строительного материала.

Восхищаясь техническим и художественным совершенством пирамид, исследователи испытывают растерянность, когда пытаются объяснить способы сооружения этих гигантских по размерам погребальных памятников. Строительные пометы на каменных блоках и сообщение Геродота о возведении пирамид ограничивают круг письменных источников, которые можно привлечь для изучения данного вопроса; обнаруженные во время раскопок каменные и медные орудия труда, а также изображения транспортиров и прямоугольных треугольников на рельефах – ставят предел в рассмотрении строительных технологий египтян. Не в силах избавиться от ощущения несоответствия грандиозности пирамидных конструкций несовершенству технических средств их исполнения немало учёных и в наши дни приписывает процесс возведения пирамид инопланетянам или жителям безвременно погибшей Атлантиды.

Собранная по крупицам информация (она систематизирована в сочинениях Х. А. Кинк) позволяет нам лишь отчасти пролить свет на строительные технологии египтян, привлечённые ими при сооружении пирамид.

Пирамиды создавались на Ливийском плато, состоявшем из крупнозернистых известняков светло-жёлтого и серого цвета, сравнительно легко поддающихся обработке каменными и медными орудиями. Из этого известняка и строились пирамиды вместе с пирамидными комплексами (поминальными храмами, гробницами родственников усопшего царя, мощными укреплениями). Лишь на облицовку пирамид шли более ценные сорта камня, к примеру белый известняк, добывавшийся на противоположном берегу Нила, для транспортировки которого использовали плоты. Когда во время естественных разливов Нила воды доходили до места возведения «дома вечности», на плотах доставляли отделочный материал, сгружая его прямо у подножия пирамид.

Пирамиды создавались из крупных монолитных блоков весом от двух до десяти тонн. При добыче блоков большого размера резко сокращались затраты рабочей силы, а также износ медных орудий (пил, резцов и свёрл), с помощью которых главным образом добывали и обрабатывали известняк. Кроме того, каждый из больших блоков обладал предельно большой прочностью, в связи с чем камень мог держаться собственной тяжестью.

Внутреннее убранство пирамид создавалось из блоков ещё более значительной массы. Так, гранитные блоки перекрытия склепа гробницы Хеопса весили около пятисот тонн. Сама постройка (высотой 146,6 метра, площадью основания – 5,4 гектара, длиной каждой стороны квадратного основания – 233 метра) состояла более чем из двух миллионов каменных глыб.

Каменщики, вырубавшие известняковые блоки, имели строго установленную норму выработки в день – их ежедневный «урок» составлял около двух кубических метров пород.

К месту строительства гигантские каменные блоки доставляли волоком, используя пологие насыпи, деревянные сани, глиняные полозья, для лучшего скольжения смоченные водой, каменные катки-цилиндры. Опытные каменотёсы придавали блокам правильную геометрическую форму и отшлифовывали до зеркального блеска, применяя в качестве шлифовального инструмента булыжник, периодически поливавшийся водой.

Готовые блоки так близко подгоняли к поверхности друг друга, что между ними невозможно было просунуть даже лезвие ножа: зазор составлял не более 0,5 миллиметра.

Выложив первый ряд кладки, строители засыпали его песком для того, чтобы создать фундамент для возведения второго ряда. Затем и к нему подводилась насыпь для облегчения третьего ряда кладки и т. п. Таким образом, готовая пирамида напоминала сначала гигантский песчаный холм, его постепенно разбрасывали, разравнивали, проводя облицовочные работы, которые начинались от вершины пирамиды и шли к её основанию.

При установке массивных каменных балок потолка, а также при спуске тяжёлых предметов (саркофагов, дверей) в подземные части пирамид использовали строительные леса, распорки, брёвна, доски, верёвки.

Труд по возведению пирамид был каторжным, адски тяжёлым. К нему привлекались все свободнорождённые египтяне низкого социального статуса, все «слуги царя», обязанные выполнять трудовые повинности в сезон «половодья». Будучи неквалифицированной рабочей силой, они создавали насыпи, занимались волочением строительного материала, выгребали скальные породы из внутренних частей пирамид. На разметке, обтёсывании, подгонке камней были заняты отряды профессиональных строителей, принадлежавших царскому хозяйству.

Ежедневно на строительстве пирамид было занято около двух десятков тысяч работников, разбитых на мелкие или крупные отряды во главе с начальниками. Отряды находились на государственном обеспечении. Строители пирамид жили в специально возводимых для них посёлках вместе с семьями, имея возможность после десятичасового рабочего дня отдохнуть в пивной или в кругу друзей и близких.

Изнурительный, монотонный труд строителей пирамид облегчался лишь их надеждами на то, что прикосновение к святыне, а именно так воспринимался «дом вечности» фараона-бога, обережёт от болезней, напастей, невзгод, даст уверенность в завтрашнем дне.

Пирамиды начинали возводить сразу же после восшествия очередного фараона на престол, чтобы успеть завершить её к моменту его кончины. Однако известны случаи, когда пирамида оставалась недостроенной из-за того, что фараон неожиданно умирал, а его наследник, думая о собственной усыпальнице, не имел времени и материальных возможностей завершать строительство своего предшественника.

4. Судьба пирамид. Неразграбленных пирамид практически не существует. Если первый виток опустошения их богатств начался ещё в древнюю эпоху, то второй пришёлся на Средневековье. Невежественные обитатели средневековой Европы, ошибочно отождествив мумии с панацеей от всех болезней, природной смолой – мумиё, стали проникать в пирамиды для того, чтобы счистить толстый слой бальзамов и благовоний, которыми умащивали тела умерших фараонов. Вместе со смолами, мазями и ароматическими веществами в «лекарствах» целителей оказывались частички кожи и костных тканей, соскобленные с мумий. Стоит ли удивляться размаху эпидемий, уносивших тысячи жизней европейцев, зная теперь об «эффективных» способах их лечения?

В XX в. в США мумии были признаны ценным органическим удобрением, поэтому процесс разграбления погребальных сооружений и кладбищ египтян принял очередной, не виданный прежде размах. Не осознавая кощунственности своих действий, американцы пустились в погоню за мумиями, удобряя их размолотыми в порошок телами свои поля.

Таким образом, человечество на каждом витке своего исторического развития, игнорируя проклятия фараонов, нарушало их покой, развенчивало представления о вечной, благой жизни, девальвировало религиозную философию египтян.

По злой случайности судьбы проклятия фараонов обрушились на учёных, изучавших тайны пирамид. Почти никто из тех, кто первыми побывали в погребальных камерах фараонов, не остался в живых. Исследователи умирали от отёка лёгких, заразившись болезнетворными бактериями от обитавших внутри пирамид летучих мышей. Только после Второй мировой войны с изобретением антибиотиков страх перед посещением пирамид был преодолён, и они вновь и вновь привлекают к себе путешественников, являясь первым и единственно сохранившимся в наши дни «чудом», созданным человеком Древнего мира1.