Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Воскресенский.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
350.72 Кб
Скачать

Расстройства сознания

Сознание - это интегративная функция, посредством которой че­ловек переживает /то есть понимает, чувствует, действует - осознает в едином, целостном психическом акте/ своё существование, здесь, в данном месте, сейчас, в данный момент)

Это переживание включает в себя все остальные, более простые психические функции, но, понятно, представляет собой нечто гораздо большее и качественно иное, чем их сумма.

Больных с расстройствами сознания может встретить врач любого профиля. Эти нарушения обычно возникают на высоте тяжести соматичес­кого состояния: при инфекциях, сосудистых церебральных кризах, череп­но-мозговых травмах, при выходе из состояния клинической смерти, по­сле эпилептического припадка. Инфаркт миокарда, язвенная болезнь же­лудка и двенадцатиперстной кишки, злокачественные опухоли, многие другие внутренние заболевания при неблагоприятном течении, развитии соматических осложнений могут сопровождаться эпизодами нарушения со­знания. То же относится к постоперационному, послеродовому периоду. Отравление лекарственными препаратами /передозировка или умышленное/ воздействие немедикаментозных токсических веществ, метаболические сдвиги при эндокринных заболеваниях также нередко вызывают нарушения сознания. Естественно, эта патология не редкость и при собственно пси­хических болезнях. Когда непрофессионально говорят о том, что больной "бредит", обычно имеют в виду состояния помрачённого сознания.

Возникновение нарушений сознания на инициальном этапе соматичес­кого заболевания предсказывает тяжёлое течение последнего.

Наиболее простым по структуре синдромом нарушения сознания явля­ется оглушение. Его правомерно будет определить как "количественное" нарушение, как снижение уровня сознания. Больной вял, пассивен, мед­лителен /иногда возможна лёгкая эйфория/. Ориентировка в окружающем приблизительна, ответы на вопросы кратки и следуют лишь после настой­чивых вопросов, повторенных громким голосом. Больной в состоянии оглушения - это как бы человек в затемнённых очках /Е.А.Попов/.

Продуктивной симптоматики - бреда, галлюцинаций, резкого возбужде­ния - при оглушении не бывает, поэтому имеющаяся патология сознания может остаться незамеченной. Это крайне опасно для больного, так как при утяжелении состояния оглушение переходит в сопор и кому. Прогностически неблагоприятны появление головной боли, рвоты, замедление пульса, ухудшение зрения.

Оглушение всегда свидетельствует об органическом поражении го­ловного мозга.

Внешне походить на оглушённых могут депрессивные и ступорозные больные. В первом случае дифференциальной диагностике помогают выяв­ление тоски /мимика, поза, отдельные жалобы/, идей самообвинения, различия в анамнезе и соматическом статусе.

Выраженные ступорозные состояния чаще встречаются при шизофре­нии и в зависимости от клинической формы /люцидная или онейроидная кататония/ характеризуются повышенным мышечным тонусом, "восковой гибкостью", негативизмом, импульсивностью, отрывочными проявлениями галлюцинаторно-бредовых переживаний /зачарованное выражение лица, разговоры с "голосами", упоминания о "катастрофах", "инопланетя­нах" и т.п./.

Синдромы помрачения сознания - это "качественные" его наруше­ния. Основой для диагностики этих расстройств служат критерии Яспер­са: дезориентировка, отрешённость /включая невозможность восприни­мать, анализировать реальную ситуацию, утрату синтетических функций мышления/ и нарушения памяти, охватывающие период помрачённого сознания. При отдельных синдромах помрачения сознания выраженность этих компонентов может быть различной, но признаётся необходимым на­личие их всех одновременно.

Так изолированная дезориентировка в месте и времени может быть следствием расстройства памяти /фиксационной, прогрессирующей амне­зии/. Дезориентировка в собственной личности бывает обусловлена бре­дом - больной считает себя небожителем, богом, но в ситуации ориен­тирован правильно и верно указывает сегодняшнюю дату.

С дезориентировкой тесно связана отрешённость. Больной "нахо­дится" в обстановке, созданной его галлюцинаторно-бредовыми пережи­ваниями. Реальная ситуация для него не существует, не воспринимает­ся, не переживается. Период помрачённого сознания не всегда отчётливо сохраняется в памяти больного. Чем глубже нарушения самосознания в этот период, тем выраженное последующая амнезия.

Расстройства мышления при помрачённом сознании могут затрагивать как его форму, организацию /ускорение, бессвязность, символизм и др./, так и содержание - бредовые идеи, идеаторные автоматизмы. Иногда на начальных этапах формирования этих состояний больной частично осознаёт непродуктивность своего мышления. так пациент с острым аффективно-бредовым приступом, перерастающим в онейроид, в ответ на просьбу написать "лечиться согласен" выводит: "лечику буру зигалору" тут же восклицает: "Господи, что я пишу".

Помрачения сознания - острая психическая патология. Болезненность состояния пациента здесь очевидна. Столь же непреложной должна быть экстренная активная помощь больному, направленная как на купирование психических расстройств, так и на лечение соматической патологии.

Дезориентированный, направляемый в своих поступках галлюцинаторно-бредовыми и аффективными нарушениями, импульсивностью больной может представлять серьёзную опасность для себя и окружающих. С ним практически невозможно установить контакт, привлечь его внимание. Иногда всё же удаётся выяснить /тут же или ретроспективно/, что он считает себя кем-то иным, чем в действительности, где он "находится Выявление содержания переживаний больных имеет важное диагностическое значение.