Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕРЕВЕН_ПРОЗА_60-80_сокр.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
73.22 Кб
Скачать

3.2. Герой и автор

Здесь нужно различать авторское отношение к герою и авторскую позицию в художественном мире.

Авторское отношение: безоговорочное приятие, поэтизация героя. В своих героях-праведниках авторы видят точку опоры в современной жизни, то, что нужно спасти и сохранить. И благодаря этому – спастись самим. Учиться у деревенских праведников.

3.3. Главные элементы архетипа деревни и идеала «деревенской прозы»

1). ДОМ. «Дом» – центральное понятие в эстетике «деревенской прозы». Вспомните «Привычное дело» В.Белова: мир ценностей Ивана Африкановича и его жены Катерины. Все в их жизни сконцентрировано вокруг дома, а это понятие включает и собственно дом, избу, и семью, и корову Рогулю, и коня Пармена. Рушится дом – рушится все. Вспомните горе Ивана Африкановича после смерти Катерины.

«Дом» этот неказист: простая небогатая изба с самоваром, печью, с баней, коровой-кормилицей, и – дальше – с округой, во всем родной и понятной. Обобщенный символический уровень: дом – это родина, Россия.

2). «ЛАД». Это еще одна фундаментальная категория этического и эстетического идеала «деревенской прозы».

«Лад» – значит «гармония»; гармония природно-нравственной, неосознанно-религиозной жизни.

Это очень емкое понятие-образ цельного, гармонического мира («миропорядка», включающее в себя:

  • уклад жизни общественной: в дружбе, соседстве, взаимопомощи;

  • уклад семейной жизни: супружество, любовь; отношения между родными людьми;

  • уклад трудовой жизни: «ладить» – значит, «делать хорошо».

Самый общий смысл «лада» – согласие, гармония. Это вам не прежний «демократический централизм» и не нынешний «консенсус», это нечто гораздо более привлекательное и прочное.

Очень важный элемент и «дома», и «лада» – труд. Поэтому эстетику «деревенской прозы» нельзя представить вне эстетики труда.

3). Труд.

Общие очертания этического и эстетического идеала «деревенской прозы 60-80-х гг. можно было бы передать словами поэта «серебряного века» Михаила Кузмина: «Твердая вера, неизменный обряд, стройность быта и посреди этого живое земное дело – вот осязаемый идеал жизни и счастья». Все эти элементы крестьянской жизни, традиционно укорененных ее устоев, описаны в книге В.Белова «Лад»

Идеал «деревенской прозы» 60-80 гг. – это развитие и воплощение того типа идеала, который в 50-х гг. нашел выражение в «Русском лесе» Леонова и «Судьбе человека» Шолохова.

Эволюция «деревенской прозы» в 50-80-е годы хх в.

За десятилетия «деревенская проза» прошла большой путь, несколько этапов развития, на каждом из которых в ней происходили внутренние перестройки, изменения, перемены в тоне и пафосе.

  • 50-е ГОДЫ – «овечкинский» этап – МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ после «лакировочно-бесконфликтного» наваждения 40-х годов. На этом этапе деревенскую прозу характеризуют конструктивность, оптимизм, не утраченная надежда и вера в социалистический идеал, а в связи с этим и некоторый утопизм, сочетающийся с глубоким аналитизмом, острой критичностью и зоркостью реалистического способа изображения.

  • 60-е ГОДЫ в развитии «деревенской прозы», особенно в «лирическом» ее варианте, – это МОМЕНТ НАДЕЖДЫ на СОХРАНЕНИЕ непреходящих нравственно-этических ценностей крестьянского мира. Литература занимается поэтизацией и воспеванием праведников и страстотерпцев, «вольных людей», правдоискателей и лелеет надежду на удержание, сохранение остатков ценнейшего наследия русской деревни, в том числе и ее патриархальных обычаев и норм.

  • 70-е ГОДЫ можно назвать МОМЕНТОМ ОТРЕЗВЛЕНИЯ И ПРОЩАНИЯ. Это уже не воспевание, а отпевание русской деревни. У писателей нарастает глубокая тревога, особенно у самых чутких и талантливых. Приходит в 70-е годы отрезвление и понимание того, что обличением и критикой начальства, системы, так же как и поклонами «праведникам» дело уже не поправишь. Что произошло гораздо худшее, чем просто угнетение деревни и ее жителей – произошли необратимые изменения в самой крестьянской душе.

В повестях Распутина и в последнем романе абрамовского цикла о Пряслиных – «Дом» – картина катастрофы русской деревни. Разрушены главные опоры – и дом, и лад. Разорваны связи между родителями и детьми (старуха Анна и ее дети в «Последнем сроке»), братьями и сестрами (Михаил и Лиза в «Доме»), гибнет – горит, опускается на дно – и сам крестьянский дом в «Прощании с Матерой». Порушен «лад»: крестьянин превратился в поденщика, пьяницу, труд ему опостылел, «пожогщики» в «Матере» и «архаровцы» в «Пожаре» приходят вместо «праведников».

  • 80-е ГОДЫ – МОМЕНТ ОТЧАЯНИЯ.

Его причина – утрата иллюзий. Отказавшись от одной утопии – социалистической – писатели-деревенщики впали в другую, поверив в возможность возвращения ценностей, безвозвратно ушедших в прошлое. Эта утопия тоже обрушилась, и деревенская проза в начале 80-х годов приобретает тон АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ. «Пожар» Распутина, «Печальный детектив» и «Людочка» Астафьева, роман Белова «Все впереди», повесть В.Крупина «Прощай, Россия, встретимся в раю» – это уже крик отчаяния, удар в набат, полная потеря надежды не просто на светлое будущее, но даже на какую бы то ни было возможность сохранения ОСТАТКОВ прошлого

1 См. об этом: Большакова А. Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына. – М., 1988; Большакова А. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. 1999. № 3. С. 16.