Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕРЕВЕН_ПРОЗА_60-80_сокр.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
73.22 Кб
Скачать

2. Форма

Форма прямо из такого содержания вытекает. Уже в первых произведения «лирической прозы», таких, как «Владимирские проселки» В.Солоухина, произошло разрушение сюжета производственного, а также резкая аполитизация героев и превращение автора-повествователя из лица ответственного или близкого к ответственному в лицо сугубо частное (путешественника, дачника, наблюдателя и т.п.) и началось формирование новых жанровых структур.

Переживание, его основной тон целиком подчиняет себе и событийную сторону, сюжет, и, конечно, отбор материала, характер его освещения.

Единство переживания как суть и главный закон лирического рода поэзии становится доминантой произведения.

Поэтому форма рассказов и повестей – как правило, бессюжетная. Произведения тяготеют к фрагментарности, композиционная основа выглядит достаточно расплывчатой, неопределенной.

Примеры:

Элегия в прозе – прощание с деревней или встреча-прощание (В.Лихоно­сов «Брянские»; В.Белов «Бобришный угор»; Е.Носов «Шумит луговая овсяница», лирические миниатюры Ф.Абрамова «Деревянные кони»).

Цикл автобиографических рассказов (В.Солоухин «Капля росы», В.Астафьев «Последний поклон», «Затеси»).

3. Эстетические принципы «деревенской прозы»

Исследователи говорят об «архетипе Деревни», в который входят, наряду с пространственно-временными характеристиками (не линейное, а циклическое время, концентрическое построение пространства, с центром в Доме), еще и архетипические образы «мудрого старика / старухи», «дитяти», «матери-земли». Они действительно нашли отражение в типологии героев деревенской прозы конца ХХ века, которую исследователи «мифопоэтики» склонны считать «завершающим воплощением» «сквозной архетипической модели» Деревни»1.

3.1. Типы героев

Одна из самых любопытных особенностей «деревенской прозы» – тот тип героя, который становится в ней основным духовно-нравственным ориентиром. Шукшин назвал один из своих ранних рассказов «Светлые души», – и это обозначение можно было бы отнести к главным героям всей тогдашней «деревенской прозы».

Тип характера: это коренные сельские жители, натуры мягкие и цельные, совестливые, добрые и доверчивые. Причем деревенская проза разрабатывает этот тип в двух его разновидностях, к тому же во многом противоположных: герои-праведники и герои-чудаки. Так сказать, «хранители традиций» («праведники») и «вольные люди».

Одним из первых типов «праведников» стала солженицынская Матрена. Авторское название рассказа – «Не стоит село без праведника». Финал: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша».

Другой тип – «чудаки», начиная с чудаков второй книги «Поднятой целины». Там ведь и Нагульнов с Разметновым стали чудаками. Есть они и у Абрамова, и у Белова. Но особенно ярко представлены у Шукшина. Это «чудики», а лучше сказать, «вольные люди», НАРУШАЮЩИЕ СТЕРЕОТИП поведения.

Вот эти типы героев – прежде всего героя-праведника – и есть тот морально-этический эталон, тот камертон, по которому настраивает свою лиру автор.

«ХРАНИТЕЛИ ДРЕВНОСТЕЙ», «ПРАВЕДНИКИ» – в «деревенской прозе», как правило, старики или, во всяком случае, очень немолодые люди. Это не случайно: с точки зрения авторов, сельская молодежь, не говоря уже о городской, уже тогда утрачивала эти качества.

О другом типе героя – «вольном человеке», человеке «нестереотипного поведения» – еще раз повторяю – поговорим в лекции о Шукшине как самом ярком его выразителе.