Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в психоанализ. Учебное пособие.Последн....doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
690.18 Кб
Скачать

3. Установки и функции.

Помимо открытия коллективного бессознательного, К.Г. Юнгу принадлежит еще ряд замечательных научных открытий, каждое из которых само по себе представляет большую ценность для развития психологической науки. Среди таких открытий учение о психических установках и функциях личности.

Опираясь на «энергетический» подход к бессознательному, сформировавшийся в начале ХХ века под влиянием достижений физики, ученый предположил, что если внутри личности порождается некоторая психическая энергия, то она должна иметь и определенный вектор направленности, так же как в физике имеется вектор приложения силы. Наблюдая за пациентами в процессе психотерапевтических сеансов, анализируя биографии выдающихся людей прошлого, К.Г. Юнг приходит к выводу, что отчетливо проявляются два типа людей – у одних психическая энергия реализуется вовне, у других – направляется «вовнутрь» собственной личности. Черты личности и мотивы поведения этих двух типов сильно различаются, а зачастую являются совершенно противоположными.

Обнаруженные способы реализации психической энергии К.Г. Юнг назвал установками (иногда в психологической литературе их именуют базовыми установками). Так в психологии появились знакомые многим понятия «экстраверсия» и «интроверсия».

Экстраверсия – установка личности, предполагающая направленность психической энергии на «овладение внешним объектом» (так определял ее сам Юнг). Под «внешним объектом» при этом понимается не только материальный предмет, но и люди, социальные группы, а также социально значимые достижения личности (например, мотивы поведения связанные с достижением успеха, авторитета, престижа и т.д. являются экстравертными).

В отличие от экстраверсии, интроверсия предполагает направленность психической энергии на внутриличностные процессы, например когнитивные или чувственно-эмоциональные. Интроверты склонны в большей степени воспринимать и осмысливать мир, нежели действовать в нем и изменять его.

Противоположные установки являются основой для формирования системы психологических черт и мотивации поведения человека. Экстраверты активны, деятельны, устремлены к достижениям, в значительной степени зависимы от развития событий во внешнем мире, проявляют высокий интерес к общению, взаимодействию между людьми, социальному статусу и роли. Интроверты же не проявляют высокой поведенческой активности, склонны к созерцательному восприятию внешнего мира, часто равнодушно относятся к происходящему вокруг них, дистанцируются от членства в группе и социального взаимодействия. Социальный статус и признание для них, как правило, второстепенны.

В ряде учебных пособий по психологии встречается, на наш взгляд, упрощенное толкование экстраверсии и интроверсии. Зачастую сущность базовых установок личности отождествляется с общительностью (у экстраверта) и замкнутостью и уединением (у интроверта). Такое упрощение неверно: существуют общительные интроверты и нелюдимые экстраверты – эти качества не являются прямым проявлением преобладающей установки. Представляется, что единственный надежный критерий, позволяющий уверенно различать эти два типа – анализ тех способов, которыми личность реализует большую часть психической энергии.

Вообще, в истории психологии термины и понятия, которые характеризовали меха­низм интроверсии и экстраверсии, всегда были очень различны и всегда при­спосабливались к точке зрения конкретного наблюдателя. Но, не­смотря на различие формулировок, присутствовало нечто общее в толковании этих явлений: направленность интереса к объекту в одном случае (экстраверсия) и движение интереса от объекта к субъек­ту и к его собственным психическим процессам - в другом (интроверсия).

Характеризуя различия экстравертов и интровертов, К.Г. Юнг подчеркивает следующее: «Экстравертный тип находит себя самого в изменчивом, в смене; интровертный же в пребывающем, постоянном. Для человека интровертного типа идея Эго будет несомненно представлять собой непрерывность и доминанту сознания… Для экстравертного же типа, напротив, главное значение имеет непрерывность отношения к объекту, в то время как идея Эго отступает на второй план.» (К.Г. Юнг. Психологические типы. М.: Университетская книга – АСТ.-1996. С. 128).

Итак, интровертную установку можно было бы определить как такую, которая вне зависимости от происходящего старается поставить лич­ность (субъект) выше объекта или явления, «утвердить» личность по отношению к ним. Эта установка придаёт большую цен­ность субъекту, чем объекту. Соответственно, объект всегда имеет второстепен­ное значение, а иногда служит только внешним знаком внутреннего содержания, своеобразным воплощением идеи или эмоционального переживания.

Экстравертная установка, наоборот, ставит объект выше субъекта; объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект (личность) предстает как бы подчиненной объекту, а субъектив­ное психическое явление кажется иногда только мешающим и ненужным по отношению к происходящему во внешнем мире.

Возникают две совершенно разные психологии - одна рассматривает всё происходящее с точки зрения своего понимания, своих мыслей и чувств, а другая — с точки зре­ния объективно происходящих вокруг событий. Каж­дый человек обладает обоими психическими механизмами, и только относительный перевес того или другого определяет тип.

В реальности обе установки присутствуют в личности, при этом одна из них является ведущей (сознательной), а другая – дополнительной (бессознательной). Поэтому на практике вопрос о делении людей на экстравертов и интровертов носит весьма условный и относительный характер. Собственно, правильнее было бы говорить не о разделении на два типа, а о соотношении их в психологическом портрете конкретной личности. Это соотношение всегда определяет силу, степень проявления экстравертной или интровертной установки. Поскольку ведущая установка является сознательной, рациональной, то личное бессознательное имеет установку, противоположную сознательной. Благодаря этому происходит компенсация, уравновешивание направленности психической энергии, что позволяет человеку сохранять относительное психическое здоровье и определенные модели поведения (Юнг отмечал, что компенсация установки проявляется, в частности, в сновидениях – у экстраверта они будут носить интровертный характер и наоборот). Однако в случае очень сильного преобладания сознательной установки личность оказывается подвержена невротическим деформациям. В таких случаях, которые отнюдь не являются редкими исключениями, бессознательная установка оказывается не в силах компенсировать сознательную – наступает невроз. У экстравертов и интровертов этимология невротических расстройств приобретает характерные черты: экстраверт «растворяет» свое Эго во внешних объектах, становится болезненно зависимым от них; интроверт всеми силами избегает каких бы то ни было связей с объектами, буквально «убегает» от внешнего мира, совершенно утрачивая связь с реальностью. К.Г. Юнг подчеркивал, что самый распространенный тип невроза у экстравертов – истерия, поскольку она всегда проявляется в преувеличенном отношении к окружающим людям и стремлении производить впечатление на окружающих. Для интровертного же типа основная форма невроза – психастения (нервное истощение), так как интроверты затрачивают огромное количество психической энергии на борьбу с «угрожающими» внешними объектами, опасаясь попасть под их влияние.

С точки зрения соотношения между ведущей и дополнительной установками идеальным типом должен являться амбиверт, у которого и сознательная, и бессознательная установки имеют равную величину, однако такой тип – скорее теоретическая модель, чем реальный человек.

В чем заключается причина преобладания одной из установок, если в идеальной модели психической деятельности они должны бы быть уравновешены? Однозначного ответа на этот вопрос нет. К.Г. Юнг предполагал, что существует некоторая врожденная предрасположенность к той или иной установке. В своих работах он указывает, что наблюдал экстравертные и интровертные реакции у грудных младенцев. Однако окончательного подтверждения эта гипотеза пока не получила. В то же время, ученый полагал, что особенности внешних условий, в которых развивается человек, могут усиливать одну установку, более целесообразную, и ослаблять другую. Если такие условия сохраняются длительное время, то возникает естественный перевес и привычная установка сохраняется в качестве ведущей. Например, в западном обществе экстравертная направленность культуры и образа жизни закономерно приводит к преобладанию у большинства людей экстраверсии, в то время как интровертов в западных странах намного меньше, и обычно им труднее адаптироваться к условиям чуждой их установке культуры.

Общение и взаимодействие между экстравертами и интровертами часто бывает затруднено. В крайнем случае, они могут смотреть друг на друга как на чудаков, раздражаться и конфликтовать. Возможен и другой вариант, когда возникает взаимное притяжение противоположных типов: люди ищут друг в друге «недостающую» установку. Такое притяжение часто сопутствует любовным отношениям мужчины и женщины. Ни тот, ни другой примеры нельзя рассматривать как закономерности, не следует полагать, что взаимодействие экстраверта с интровертом будет развиваться только так и никак иначе. Реальность, в конечном счете, всегда оказывается многообразнее наших представлений о ней. Поэтому и разделение людей на два группы в зависимости от ведущей установки достаточно условно – в пределах каждой из групп существуют люди с такими контрастами психологических портретов, которые могут оказаться значительно существеннее, чем различие в установках.

Представления об индивидуальных различиях людей в аналитической психологии не исчерпываются понятием об установках, хотя экстраверсия и интроверсия и являются важнейшими характеристиками личности. В своей теории К.Г. Юнг обращается также к психическим функциям человека как одной из основ типологии характера. К психическим функциям ученый относил мышление, чувство, ощущение и интуицию. Благодаря функциям человек отражает окружающий мир, познает его и преобразует в опыт. В зависимости от того, какая функция является ведущей, способы реагирования человека на окружающий мир приобретают характерные особенности. По Юнгу, ведущей функцией является та, на которую направляется большее количество психической энергии (так же как и в случае с ведущей установкой ученый последовательно воплощает энергетический подход к психике). Мышление в качестве ведущей функции побуждает человека понимать окружающий мир, структурировать свой опыт и взаимодействовать с внешним миром посредством логических конструкций, схем, алгоритмов действий. Соответственно информация, поступающая извне, события, происходящие вокруг, также подвергаются рациональному анализу (например, истинно или ложно данное суждение). Если же ведущей функцией является чувство, то субъект фокусирует восприятие окружающего мира на эмоциональном воздействии происходящих событий (приятно – неприятно, радостно-грустно и т.д.). Поэтому «чувствующий» тип, в отличие от мыслительного, сосредотачивается не на понимании происходящего, а на его переживании. Опыт такого человека также будет облачен преимущественно в эмоциональную форму. Чувство как психическая функция порождает субъективные переживания (страх, гнев, удовольствие, любовь и др.). Мышление и чувство К.Г. Юнг называл рациональными функциями, поскольку, по его мнению, эти функции позволяют человеку формировать суждения об окружающем мире: в первом случае – рациональные, во втором – эмоционально-оценочные.

В противоположность мышлению и чувству, ощущение и интуиция являются иррациональными функциями. Они не формируют суждений об опыте, не оценивают его, а обеспечивают лишь мгновенную регистрацию сигналов извне (ощущение) или внутреннего мира человека (интуиция). «Ощущающий» тип постигает окружающий мир на основе отражения реальных явлений и предметов такими, как они есть. Для такого человека важное значение имеют цвет, вкус, запах и другие характеристики объекта.

«Человек, живущий ощущениями» – это выражение для многих несет в себе негативный смысловой оттенок, ассоциируется с ограниченностью и примитивизмом. Однако в реальности потребности человека, в том числе интеллектуальные и духовные, не могут определяться только лишь преобладанием той или иной функции. Среди людей «ощущающего» типа равно распространены как приземленные потребители, так и эстеты, ищущие совершенства формы посредством своих ощущений.

Интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущих событий. Интуитивный тип опирается на предчувствия, озарения, догадки, скрытый смысл происходящих событий. Он особенно восприимчив к символизму и скрытому содержанию объектов внешнего мира. В то же время, в интуитивном типе не следует видеть лишь заумного мистика, вся жизнь которого – бесконечный триллер. Такие люди тонко чувствуют состояние других, мгновенно «схватывают» различные черты собеседника, способны эффективно воздействовать на психологическое состояние других.

Интуитивный тип – наименее изученный в современной психологии, да и само понятие «интуиция» на сегодняшний день не получило однозначного определения. В то же время многие психологи, в том числе и российские, признают, что интуитивный путь познания мира имеет ничуть не меньшее право на существование, чем более знакомый нам путь рационального мышления. С интуицией часто связывают так называемое «эвристическое» мышление (в буквальном смысле слова – неожиданное постижение чего-либо без использования логических операций); в учебной литературе по психологии встречается и такое понятие как «инсайт» (внезапное озарение), которое также связывают с интуитивными механизмами психики. В последнее время появилась тенденция связывать интуицию с парапсихологическими явлениями. Однако сущность интуиции как процесса продолжает оставаться загадкой.

Функции не существуют изолированно: между ними существует взаимосвязь и взаимное влияние. Как правило, одна из функций развита в большей степени. Ее в аналитической психологии принято называть ведущей. Одна из трех других функций является дополнительной; она вступает в действие тогда, когда реализация ведущей функции по каким-либо причинам становится невозможной. Наименее развитая из функций называется низшей. Она является бессознательной и пребывает в вытесненном состоянии. Вместе с тем, низшая функция может проявлять себя в грезах и сновидениях.

Исследуя установки и функции личности, К.Г. Юнг подчеркивал, что между ними возможно не только соперничество, но и гармоничный синтез. Теоретически все четыре функции могут быть одинаково развиты и сбалансированы, однако это возможно лишь при достижении высокого уровня самости (см. С.42 - 43).

Не вполне ясно, каковы были научные основания для выделения Юнгом именно этих функций, а не каких-либо других. Сам же смысл понятия «функция» в аналитической психологии иной, «непривычный» для отечественной психологии. Невозможно, например, сравнивать психические функции в теории личности Юнга с психическими функциями, рассматриваемыми классиками российской психологии: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и другими. Поэтому следует обратить внимание на правильное понимание смысла этого понятия, что важно для усвоения основ аналитической психологии.