Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чистовая.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
59.69 Кб
Скачать

Состояние сельского хозяйства Витебской губернии накануне реформы

Сельское хозяйство Витебской губернии накануне Столыпинской аграрной реформы было втянуто в товарный оборот. Развитию производства сельскохозяйственной продукции на рынок особенно способствовала прокладка железных дорог. По густоте железных дорог Витебская губерния почти вдвое превосходила Европейскую Россию. На каждую тысячу квадратных вёрст Витебской губернии в 1903 году приходилось 19.8 вёрст железных дорог.

Сравнительно густая сеть путей сообщения позволяла ввозить и вывозить в больших количествах сельскохозяйственную продукцию.

Ввозились в основном зерновые продукты, за 1898-1902 годы было ввезено 4.381 тыс. пудов, в то время как вывоз составил 553 тыс. пудов зерна [14]. Хлеба явно не хватало. Были и другие объяснения данного факта: концентрация войск, для которых требовалась закупка хлеба, дифференциальный тариф, делавший невыгодным вывоз хлеба. Только вывоз овса превышал ввоз. В некоторой мере овёс можно было считать товарной культурой, однако в условиях Витебской губернии ей в основном являлся лён. Из года в год сбор льна растёт, что говорит о росте спроса на него. Поскольку лён требовал больших затрат и давал сравнительно низкий доход, занимались льноводством в большей мере крестьяне; помещики также отводили некоторую часть своих земель под лён.

Крестьяне, не имея капитала и знаний, не могли заводить новые отрасли торгового земледелия, поэтому выращивание льна могло служить им важным источником дохода. В отличие от крестьян помещики предпочитали заниматься выращиванием картофеля для винокурения, некоторые заводили высокопродуктивный молочный и мясной скот. Конечно, картофель высаживали и продавали и крестьяне, занимая в процентном соотношении даже больше земли, чем помещики, но урожайность на помещичьих землях была на порядок выше. В работе Липинского Л.П. «Столыпинская аграрная реформа в Белоруссии» приводятся следующие факты: в 1899 году урожайность картофеля Витебской губернии на крестьянских землях составляла 293.6 пуда с десятины, а на владельческих землях 327.6 пуда соответственно [11]. При этом следует учесть, что крестьяне продавали лишь небольшую часть картофеля, оставляя себе на пропитание большую часть урожая. Промышленным скотоводством крестьяне почти не занимались, и содержали скот в основном для получения необходимого удобрения. Отметим, что зажиточные крестьяне накануне Столыпинской реформы переходят на молочное скотоводство, а для Городокского уезда в 1906 году характерно развитие маслоделия среди крестьян. На фоне остальных губерний территории современной Беларуси, Витебская отличалась отставанием развития торгового скотоводства. Развитию животноводства в немалой степени способствовало винокурение, которое активно развивалось. Согласно сведениям, приведенным в книге Липинского Л.П. «Развитие капитализма в сельском хозяйстве в Белоруссии»,1899 году в Витебской губернии было 33 винокуренных предприятия, а в 1906 году их стало 40 [14].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в Витебской губернии накануне столыпинской реформы усилилась специализация сельского хозяйства, что характерно для капиталистического способа производства. В свою очередь специализация сельского хозяйства оказывала влияние на развитие промышленности, привязывая предприятия к определённым сельскохозяйственным районам. Важный показатель развития капитализма как рост крестьянского отходничества на различные промыслы описывается в «Развитии промышленности и формирование пролетариата» Абезгауза З.Е. Если в 1899 году отходников было 22903 человека, то в 1906 году их стало 37099 [1]. Рост передвижения населения усиливал процесс общественного разделения труда, способствовал увеличению спроса и предложения на промышленные товары и продукты питания, создавал новые стимулы для развития промышленного и торгового земледелия.

В условиях развития капитализма возрастала роль науки и техники в сельском хозяйстве. Особенно это коснулось помещичьих хозяйств. В них вводились новые методы производства, механизация труда, привлекались специалисты, преимущественно из заграницы. Старались не отставать от них и зажиточные крестьяне. «Переход от трёхполья к многополью с травосеянием замечается у большинства землевладельцев, а также у латышей- колонистов и старообрядцев, имеющих хуторные хозяйства» [16], а в другом источнике находим: «В последнее время у латышей-колонистов и у зажиточных крестьян появились веялки и молотилки, давшие возможность обмолачивать хлеб без предварительной сушки в овинах» [18].

Но основная масса крестьянства использовать усовершенствованное орудие труда не могла. Липинский Л.П. приводит следующие данные: на более чем 170 тысяч хозяйств Витебской губернии приходилось около 29 тысяч железных плугов, а 12336 частновладельческих хозяйств более 9 тысяч [14]. В большинстве своем орудия обработки земли были деревянными или в лучшем случае с железными наконечниками.

Таким образом, капиталистические отношения в начале 20-го века всё сильнее проникали в помещичьи и крестьянские хозяйства Витебской губернии. В целом капиталистическое производство в сельском хозяйстве данного региона играло ведущую роль. Выделялась и росла сельская буржуазия – купцы, крестьяне, мещане, имевшие капиталы и строившие свою деятельность на коммерческой основе.

Общее количество земли в Витебской губернии, по данным на 1907 год, составляло 4054223 десятин. Оно подразделялось на три основные группы: земли в частной собственности 2 134 517 десятин или 52.6% от общей площади, надельная земля – 1 593 147 десятин или 39.3% от общей площади, земли государственные, церковные и учреждений – 329 559 десятин или 8.1% [18].

Из общего количества надельной земли имелось: удобной земли – 83.8%, леса – 2.2%, неудобной земли – 14%. В 1907 в Витебской губернии зарегистрировано 157 899 хозяев, имевших надельную землю. То есть на одно хозяйство приходилось 10.1 десятин всей земли или 8.4 десятин удобной земли [18].

В работе Ковальченко И.Д. можно увидеть следующее: недостаточность наделения землей (в среднем на одного работника приходилось около 4-х десятин земли, тогда как достаточной нормой земельного надела на работника для Витебской губернии считается 9.8 десятин, в том числе 8 десятин удобной земли). Естественно, что недостаток земли в хозяйствах Витебской губернии пополнялся за счёт покупки земли в собственность и аренды на разные сроки. Покупали и арендовали землю как хозяева, имевшие надельную землю, так и не имеющие надельной земли.

Автор приводит следующие цифры: 19 253 или 12.3% надельных хозяйств имели в 1907 году купленную землю. Хозяев, не имеющих наделов, отмечено 15187, из них 35.6% имело купленную землю. В общем, по губернии количество покупной земли в хозяйстве составляло – у надельных хозяев – 7.5 десятин, у безнадельных – 26.1 десятин [7].

Ни в коем случае нельзя сказать, что все безнадельные были бедняками. Уже по тому, сколько было покупной земли в среднем у безнадельных хозяев( по уездам Витебской губернии количество этой земли колеблется от 16.6 десятины, в Двинском до 47.8 десятины в Себежском) можно судить о том, что они были далеко не бедняками. А объясняется всё довольно просто: в эту группу входили лица ранее не занимавшиеся земледелием. Этим путём формировалась сельская буржуазия, которая состояла из мелких торговцев, мещан, волостных писарей и других. В основном они вели хозяйство капиталистическим методом, путём эксплуатации батраков и покупки земли как товар, преследуя промышленные цели. Но в большинстве своём землю покупали зажиточные хозяева.

По Витебской губернии процентное соотношение надельной земли к купленной у хозяев, имеющих более 50 десятин посева, составляет 70% или 2845 десятины на 32 хозяина; у крестьян, засевающих от 1 до 2 десятин, процент купленной земли составлял 11.2% или 12373 десятины на 26004 хозяйства [7]. Возникает вполне закономерный вопрос: у кого покупали землю крестьяне? Ответ тоже предсказуем: у того, у кого она была – у помещиков. Продажа земли крестьянина крестьянину отмечается довольно редко.

Таким образом, осуществляется процесс распада помещичьего имения. По фактам, приведенным Липинским Л.П., 1877 году в частой собственности дворян Витебской губернии находилось 83.4% земли, купцы имели 5.6%, а крестьяне лишь 2.6% всех частновладельческих земель, то в 1905 году процент земли в частной собственности дворян упал до 60.6%, в то же время для купцов он возрос до 12.4%, а у крестьян до 8.3%. Но, несмотря на продажу земли помещиками, всё-таки они владели большинством частновладельческих земель. В Витебской губернии в 1905 году 2125 дворян владели 1294716 десятинами земли, в том числе 287 помещиков имели 930085 десятин. Таким образом, крестьянство Витебской губернии после реформы 1861 года вышло недостаточно наделённое землёй. В то же время более 30% всей земли принадлежало помещикам, которые составляли небольшой процент населения [14]. Экономической основой полукрепостнических отношений было крупное помещичье землевладение, которое господствовало в сельском хозяйстве. Из среды крестьянства выделяется группа зажиточных крестьян, сельской буржуазии, налаживающая капиталистическое хозяйство. В большинстве своём они стараются вести хозяйство самостоятельно, не имея зависимости от общин.

Разложение же общины в Витебской губернии началось задолго до реформы Столыпина, практически параллельно с проведением реформы 1861 года. При этом замечается разнообразие форм землепользования. Наряду с общинным землепользованием существовало подворное, смешанное и хуторское. При смешанном землепользовании, земля находится в подворном пользовании, а общими остаются пастбища и леса. Это объясняется рядом причин:

  • Особые исторические особенности развития поземельных отношений в Витебской губернии. Наделение крестьян 4-х уездов губернии (Двинского, Дриссенского, Моцинского и Режицкого) производилось согласно правилам «Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской». По этим правилам крестьяне получили в подворное пользование все те участки, которыми они пользовались до 19 февраля 1861 года. Крестьяне остальных уездов получили землю в общинное пользование на основании «Высочайшего указа от 2 ноября 1863 года»;

  • Близость западной части Витебской губернии к Прибалтике, где хуторская форма землепользования прижилась уже давно и откуда хуторскую форму в Витебскую губернию приносили переселенцы;

  • Не установившиеся формы хозяйственной деятельности. Так, согласия на выход из общин крестьяне не подписывали и поэтому официально считались общинниками, а хутор общинным владением ещё 20 лет.

Как уже было сказано ранее, формы землепользования стали разнообразными в уездах губернии. В целом по губернии в 1905 году селения с общинным землепользованием составляли 53%, а с подворными – 47%. Проследим различия по отдельным уездам губернии. В Витебском, Велижском, Лепельском, Невельском, Себежском уездах на общинное землепользование приходилось 90%, в то же время как в Двинском, Дриссенском, Люцинском и Режицком преобладало подворное землепользование.

Естественно, что выход на хутора осуществляли главным образом «крепкие» владельцы, хозяйства которых было тесно связано с рынком и носило капиталистический характер.

Существовало две формы хуторских владений. Первая форма, однодворное сельское поселение, - усадьба и все угодья в одном куске, другая форма – хутор, состоявший из нескольких кусков. На хуторах не только вся полевая земля соединялась в один кусок, но и сама усадьба размещалась на полевой земле. Отруб представлял собой владение, заключавшее в одном участке все полевые угодья вокруг старого места жительства. И при отрубной, и при хуторской системе ликвидировались черезполосица и принудительный севооборот. Однако при отрубной системе крестьянские дворы находились на расстоянии 4-6 верст, что затрудняло ведение хозяйства.

Хуторская форма землепользования давала возможность зажиточному крестьянству избавиться от стеснительных ограничений, связанных с общинной формой землепользования. Дальнейшее развитие капитализма в сельском хозяйстве не могло уживаться с практически средневековым укладом, сословной общиной. Очевидно то, что требовался толчок для ускоренного процесса развития капиталистических отношений в деревне. Все предпосылки для этого толчка были: община как форма землепользования уже изжила себя, усилилось расслоение крестьянства, крестьянские хозяйства потихоньку стали выходить на капиталистический рынок, а в развитии промышленности большую роль стал играть сырьевой фактор.

Таким образом, мы видим, что почва для широкого осуществления новой аграрной реформы в начале 20-го века была создана благодатная.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]