Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религия ответы на экзамен.doc
Скачиваний:
219
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
1.06 Mб
Скачать

37. Новые религиозные движения и деструктивные религиозные организации. Классификация и особенности.

В последние десятилетия во всем мире, и в том числе в России, особенно после распада СССР, появилось значительное число религиозных движений, организаций, культов, которые в зарубежной и в нашей, отече-

ственной, литературе и в СМИ называются по-разному: нетрадиционными религиями, движением Нью Эйдж, тоталитарными сектами, деструктивными культами… В зарубежной и частично в отечественной религиоведческой литературе для всего этого явления, всей совокупности этих разноречивых течений, организаций, ассоциаций, движений, сект и культов принято название новые религиозные движения (далее – НРД). Численность их последователей, во многом благодаря особым методам вербовки и работы с вовлекаемыми в них людьми(об этих методах будет сказано ниже) быстро растет, в том числе и в России, где их сейчас по экспертным оценкам от 5% до 10% от общей численности населения… Только в России за последние годы разных видов НРД официально зарегистрировалось как религиозные организации более 350, при этом большинство не регистрировалось, и общая численность их, безусловно, в несколько раз больше. Хотя все же не

все движения этой религиозно-мистической волны носят деструктивный характер и не все существуют достаточно долго (многие распадаются, исчезают, или превращаются в чисто коммерческие организации, или формализуются, напомная обычные религиозные организации), тем не менее, значительная часть их продолжает активно действовать и расширяться, а главное, и в России и в остальном мире постоянно образуются новые НРД.

Комплекс причин, породивший к жизни новые религиозные движения, довольно сложен. Это и цивилизационно-

культурный сдвиг в развитых странах, связанный с переходом к постиндустриальной цивилизации, и последствия резко увеличившейся информационной и психической нагрузки на личность в современном мире в целом, и глубокий кризис традиционных систем мировых религий в этом усложнившемся мире в целом, их трудности в обращении к современному высокообразованному обывателю цивилизации потребления, а для России еще к тому же – и потеря значительной частью населения прежних духовных, идеологических и нравственных принципов советского периода и образовавшийся в обществе идеологический вакуум.

Такая классификация помогает сориентироваться в калейдоскопе новых культов, подчеркивает их отличительные,

характерные черты, типичными для которых могут быть: изменение концепции Бога либо подмена понятия Бога понятием Абсолюта; изменение концепции человека, что проявляется в переходе от идеи изначальной греховности, связанной с чувством вины, покаяния, самоуничижения, к идеям о потенциальном величии человека, вплоть до утверждения его изначально божественной сути; изменение концепции спасения, где на

смену абстрактному утешению вероятным загробным воздаянием приходит обращение к практическим, прикладным конкретным методикам изменения сознания, психического состояния личности, дающим реальное чувство облегчения и успокоения немедленно, здесь и сейчас.

Говоря о наиболее опасных для человека и общества организациях и движениях среди новых религиозных движений (а таких среди них много), можно выделить по организационному признаку два их типа и один к ним близкий: Это харизматические культы, деструктивные религиозные организации и близкие к ним коммерческие по методам вербовки и воздействия на сознание, по внутренней структуре коммерческие культы, чье основное отличие в том, что они не являются религиозными организациями, и даже для маскировки ничего не говорят в своей доктрине о сверхъестественном.

Чтобы подробнее определить их особенности, необходимо вернуться к их характеристикам в таблице типов религиозных организаций, приведенным в теме 5.

1. Источник членства в харизматическом культе и деструктивной религиозной организации – вербовка преимуще-

ственно взрослых, причем в момент стресса или эмоционального кризиса, при этом культ часто, а деструктивная религиозная организация почти всегда применяет обманную вербовку («эзотерический разрыв»).

2. Харизматический культ не признает государства, или агрессивен по отношению к нему, чаще всего к другим религиям, а к членству своих людей в светских организациях относится лояльно тогда, когда лидерам культа это выгодно экономчески, политически, ради доступа к власти и защиты от антикультистских организаций и светского суда, по пропагандистским и иным соображениям. Деструктивная религиозная организация относится к этому аналогично, но в более крайн формах враждебна к государству и другим религиям.

3. Тип руководства и в культе и в деструктивной религиозной организации изначально – харизматический лидер.

(Позже в деструктивной религиозной организации его могут сменить ближайшие помощники).

4. Тип вероучения – новые принципы и откровения, данные только лидеру свыше, – основа вероучения, отношение и к Священному Писанию и к Священному Преданию мировых религий в харизматическом культе и деструктивной организации таково, что часто отрицается или подвергается редактированию, уравнивается с откровениями лидера или заменяется ими не только Предание, но и Писание. Только лидер имеет прямую связь с Высшими силами, только у него знание всей Истины, он безгрешен и он один знает, что делать и как спасти души.

5. Вовлеченность членов и в харизматическом культе и в деструктивной религиозной организации максимальна, при этом широко используются методы скрытого воздействия на сознание адептов, психологического манипулирования и контроля и перестройки их сознания и мировоззрения без их воли и осознанного согласия и понимания. При этом контроль участия максимален, участие во всех обрядах и службах обязательно, под контролем стараются держать мысли и личную жизнь адептов, обязанных часто отчитываться о всех поступках

и мыслях за день, характерна групповая ответственность всех за грехи (и попытку ухода в том числе) каждого члена организации, вовлеченность максимальная, выход из обоих типов организаций после длительного нахождения среди действующих верующих (а не сочувствующих и заинтересованных из только что пришедших) почти невозможен.

6. Тип религиозного действия – обряды и ритуалы собственной разработки с крайне высокой эмоциональностью, причем в процессе коллективных обрядов психика и психофизиология организмов участников перестраивается так, что обеспечивает в процессе каждого массового богослужения массовый вброс в кровь каждого участника эндорфинов (так называемые «гормоны счастья», выделяются при поцелуе, при оргазме и т. д.), что фактически через год (или ранее, зависит от частоты и интенсивности проведения) регулярного участия в таких обрядах и ритуалах превращает человека в т.н. «эндорфинового наркомана», чей организм привык регулярно получать этот естественный гормональный наркотик, но вырабатывает его для себя только при обрядах, в результате при попытке перестать участвовать в обрядах кроме психологических эффектов и коллективного воздействия органи-

зации, не желающей отпускать адепта, включается еще и физиологический механизм зависимости от обрядов, полностью аналогичный наркотической «ломке».

7. Тип социальных связей в харизматическом культе – сильные вертикальные при более слабых горизонтальных, графическое выражение – пирамида, замкнутая только на личность лидера, поэтому при удалении лидера культ либо трансформируется в другой тип организации (секту, деноминацию, деструктивную организацию), либо исчезает.

В деструктивной религиозной организации все по-другому. Там сильные вертикальные связи замкнуты не только на лидера, но и на его ближайших сподвижников, и горизонтальные связи между адептами изначально более сильны, чем в культе, поэтому при устранении лидера деструктивная религиозная организация, в отличие от харизматического культа, не распадается, а либо выдвигает нового лидера, либо остается усеченной пирамидой со связями, замкнутыми на совет его ближайших помощников.

Рассмотрим же их характерные особенности и разновидности.

Мы же будем придерживаться вышеопределенного термина – новые религиозные движения (НРД). Они формиру-

ются чаще всего изначально как секты или разновидность харизматических культов, иногда – сразу как деструктивные религиозные организации. Гораздо реже – как ассоциации или свободные общественные движения. Обобщенную характеристику основных особенностей массовой послевоенной волны новых религиозных вероисповеданий дает Л.Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США». Подробно разбирает эту проблему А. Дворкин, эксперт и руководитель центра им. священномученика Иеринея Лионского РПЦ, занимающегося проблематикой НРД, в своей работе «Введение в сектоведение».

На основании исследований можно выделить следующие основные черты большинства НРД:

1. Во главе чаще всего стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Высших Сил (Бога) и реальности.

2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «гуру» или «отцом» – принцип «гуруизма».

3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но он и его ближайшие помощники вовсе не обязательно следуют им сами (ибо они уже духовно очистились, запретное для рядовых верующих им якобы не повредит и в грех не введет).

4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптиче ского взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. Их часто убеждают, что раз скоро конец света, то имущество им не понадобится, его надо передать лидеру или продать и передать лидеру деньги, это поможет лидеру спасать души их и других людей от грехов и гибели в грядущем апокалипсисе.

5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. Человека убеждают жить в общине и работать на благо организации, при этом практикуется тяжелый однообразный физический труд 15–20 часов в день, малое количество сна (молитвы, ритуалы) и крайне скудное питание, ограниченное якобы религиозными запретами для духовного роста и спасения.

В результате такой обработки без всякого гипноза или специальных психотехник у человека эффективно подавляется независимое критическое мышление, он превращается в существо, думающее только о еде и сне и механически повторяющее ритуалы – происходит стирание прежней личности… Потом постепенно, провозглашая принципы и идеи секты и постепенно облегчая работу человека и улучшая его питание как бы согласно этим принципам (как бы в награду за духовный рост), человеку создают новое мировоззрение, новую систему ценностей, новую личность, полностью лояльную секте…

6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе (специальные техники – «лав бомбинг») и другие.

7. И наконец, новые религиозные движения действительно активнее всех применяют специальные новейшие тех-

нологии обработки сознания, как психологические (НЛП, гипноз, эриксоновский гипноз, традиционные медитативные техники и т.д.) и гуманитарные (семантическое внушение, кодировка текста на нерефлексируемое читающим воздействие на психику и т.п.), так и иные – химические (кодировка запахами и цветами установок, воспринимаемых напрямую подсознанием; применение в пищу, воду, благовония для взятия психики человека под контроль без его ведома наркосодержащих веществ, в том числе полученных из аконита, беладонны, опи-

атов), физико-технические (воздействие через музыкальные кодировки, инфразвук и т.д.), биоэнергетические (так, в лабораториях деструктивной организации Сёко Асахары в Японии пытались изготовить молельные коврики, в которые между двух слоев ткани были встроены генерирующие контуры с ритмом колебаний и частотой излучения, позволяющими влиять на альфа- и бета-ритмы мозга человека с заданными эффектами).

Не все новые религиозные движения являются деструктивными организациями, но к таким можно отнести их значительную часть, практикующую, по мнению ряда экспертов, обманную вербовку с сокрытием всей или части важной идеологии организаций и методы контроля сознания адептов (эксперты, в том числе А. Дворкин, А.И. Хвыля-Олинтер, Н. Кривельская и ряд других экспертов относят к деструктивным такие организации, как Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны), Церковь Сайентологии-Дианетику Л.Р. Хаб-барда, Церковь объединения Сан Мен Муна, Общество Сознания Кришны, т.н. «Философскую школу Новый Акрополь», из созданных в нашем отечестве – Ашрам Шамбала (центр Беловодье), учение Виссариона, Звенящие кедры России (движение Анастасия), движение «воины Радуги» и др.

К деструктивным также часто относят т. н. «пограничные» секты, в вероучении признающие полностью только Священное Писание своей религии, но в методах работы широко практикующие обманную вербовку и контроль и изменение сознания адептов без их ведома. К таким можно отнести Свидетелей Иеговы, ряд сект пятидесятников-харизматов (тех, кто считает своих харизматических лидеров новыми апостолами, на которых сошел Святой Дух подобно чуду, в честь которого двунадесятый праздник Троицы (Пятидесятницы – нисхождения Святого Духа на апостолов на 50-й день) – например, политизированная антироссийская протестантская церковь «Слово Божье» Сандея Аделаджи и такие исламские фундаменталистские течения, как салафиты.

Исследователи новых религиозных движений выделяют следующие их разновидности:

1. Неохристианские объединения – «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление построить свое вероучение на базе редактирования или дополнения (!) Священного Писания христиан, Библии (ни одна традиционная секта или течение христиан никогда не будет редактировать Библию или ставить что-то с ней наравне), эти организации хотят объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, у них наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко

выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.

2. Саентологические (от англ. science – наука) или наукообразные направления. Одни из самых опасных, используют научные термины и маскируют при вербовке себя под научные, общественные, научно-популярные организации. Классический представитель – «Церковь саентологии» Р.Л. Хаб-барда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека. Еще один пример – т. н. «философская школа Новый Акрополь», признанная во Франции и Бельгии ультраправой религиозной организацией профашистского толка. Отечественный примеры – т. н. «КОБ» и группа «Внутренний Предиктор СССР».

3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел – буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является использование фрагментов идеологии дальневосточных религий и обрядов, психопрактик буддийско-конфуцианского и индуистского ареала, агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные переделки отдельных идей индуистских и буддийских учений.

4. Неоязыческие культы – существует огромное количество, в России наибольшее место занимают славянские неоязыческие группы, многие из которых политизированы и придерживаются радикально-националистических, антизападных и часто антихристианских взглядов (Как уже упоминалось, в России существует группа неоязыческих культов, представленных, например, московской неоязыческой славянской общиной, группой Доброслава, орденом-миссией «Джива – храм Инглии», Родная вера, Родная украинская национальная вера и др. Все они обращаются к духовным дохристианским традициям, поэтому исповедуют многобожие – поклоняются Перуну, Мокоши, Велесу, Стрибогу, Даждьбогу и др. С точки зрения последователей неоязычества, христиан-

ство, привнесенное из-за рубежа, сформировало рабскую психологию славян, способствовало их подчинению другим народам. Вот почему право славить бога (Даждьбога) и его вечную энергию бытия принадлежит только неоязычникам. Кроме того, последователи ордена-миссии «Джива – храм Инглии» отмечают праздники, посвященные богам как языческого пантеона (день Сварога), так и мировых религий (день Кришны, щения, постятся. Появление неоязычества в последние годы, по-видимому, связано с обращением наших соотечественни-

ков к историческим корням, с поиском ответов на те вопросы, которые поставила жизнь сегодня. Многие активно ищут ответы на трудные вопросы современной российской жизни, но не находят их ни в официальной идеологии, ни в идеологии традиционных религий).

Более умеренные политические взгляды имеют сторонники скандинавского неоязычества, среди них больше людей умеренных убеждений и историков, гуманитариев, изучающих гораздо лучше сохранившуюся (в отличие от заново реконструированной славянской) скандинавскую мифологию. Есть также адепты неоязыческих культов майя, американских индецев, последователи К. Кастанеды и т.д.

5. Экологические радикальные религиозные движения – «Звенящие кедры России», «воины Радуги», «Бойцы за освобождение животных» и т. д.

6. Синкретические культы – представляют собой как бы синтез элементов различных культур и конфессий (интеркон- фессиональные) – Ашрам Шамбала, Церковь Объединения и др.

7. Целительные культы – здесь можно упомянуть «Радастею» и ряд других.

8. Сатанинские группы – «церковь Сатаны» и другие провозглашают себя сознательными носителями зла (или, в более сложных случаях, адептами абсолютной свободы, природной естетвенности, «прометеевской» борьбы с иерархией) и антиподом христианства.

9. Оккультно-колдовские культы (магия, астрология, алхимия, демонопоклонничество).