Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История кубани.docx
Скачиваний:
448
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
248.15 Кб
Скачать

6. Вопрос. Некрасовцы - первые русские поселенцы на Кубани

Несмотря на то что в результате карательных экспедиций царских войск в земли Войска Донского в конце XVII в. многие городки старообрядцев были разрушены, полностью изжить раскол на Дону московскому правительству не удалось. В 1707 г. здесь вспыхнуло антифеодальное по своему характеру восстание под предводительством Кондратия Булавина, к которому примкнули многие приверженцы «старой веры». Восстание потерпело неудачу: уже в 1708 г. К. Булавин погиб, а основные силы повстанцев были разгромлены правительственными войсками. Однако донские казаки-старообрядцы (всего около двух тысяч человек) под началом Игната Некрасова, понимая, что окончательное поражение неизбежно, ушли на Кубань. Не последнюю роль в выборе мятежными донцами места для нового пристанища сыграло то обстоятельство, что крымские властители одобрительно относились к беглым казакам.

Сподвижники И. Некрасова обосновались на новых землях к концу 1708 - началу 1709 г. и, перейдя под покровительство крымского хана, слились с жившими там кубанскими казаками. С этого времени их стали называть некрасовцами или игнат-казаками.

Некрасовцы основали три укрепленных городка, располагавшихся на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Присоединявшиеся к ним позднее выходцы из России поселялись в Ирле, Зальнике и других населенных пунктах в низовьях Кубани и на берегах Азовского моря. Основными занятиями некрасовцев в период их пребывания на Кубани были рыбная ловля, охота и коневодство. Крымский хан предоставил казакам внутреннюю автономию и освободил их от податей. Тем не менее, находясь под властью Крыма, некрасовцы не являлись полностью независимым сообществом и были обязаны доказывать верность своим покровителям на поле брани.

Озабоченное наличием на Кубани враждебных казаков, российское правительство поначалу пыталось вести переговоры с Оттоманской Портой о выдаче самого И. Некрасова и его сподвижников, однако турки отвергали подобные предложения, заявляя, что некрасовские казаки являются подданными султана. Очень скоро некрасовцы совместно с татарами начали совершать нападения на российскую территорию. После их набега на Саратов и Царицын в 1711 г. царские власти устроили карательный поход, в результате которого городки некрасовцев были сожжены войском П. Апраксина и Чаптержана.

Однако это не остановило казаков, и в 1713 г. И. Некрасов организовал крупный поход под Харьков. Правительству потребовалось подключение дополнительной военной силы для того, чтобы разгромить неприятеля. В 1715 г. группа из 40 игнат-казаков занималась антиправительственной агитацией, призывая жителей Дона и Тамбовской губернии к восстанию. Через два года атаман некрасовцев во главе большого отряда атаковал Пензу, его сподвижники появились на Медведице и Хопре. В 20-х годах XVII в. лазутчики И. Некрасова проникали в южные регионы России, склоняя народ к вооруженным выступлениям и призывая бежать на Кубань.

Во многом благодаря этой агитации войско некрасовцев постоянно пополнялось за счет донских, терских и яицких казаков. Сами же соратники И. Некрасова крайне редко уходили с Кубани.

Во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. правительство Анны Иоанновны посылало против некрасовских казаков карательные отряды, одновременно пытаясь уговорить их вернуться на родину и обещая при этом прощение. Однако тех из них, кто все же решался бежать на Дон, в большинстве случаев задерживали представители турецкой администрации и затем продавали в рабство. В 1737 г. 150 некрасовцев совершили на донские станицы набег, сопровождавшийся значительными разрушениями. Царское правительство вновь отправило войска на Кубань, и многие городки казаков были уничтожены.

После русско-турецкой войны 1735-1739 гг. начался процесс распада казачьей общины некрасовцев, который был ускорен смертью в 1737 г. их предводителя И. Некрасова. Россия расширяла свое влияние, и кубанские казаки были вынуждены поменять место проживания. Одна их группа переместилась в 1740-1741 гг. за Кубань, другая - в Добруджу (Румыния), в устье Дуная. Казаки, поселившиеся в Румынии, впоследствии стали называться липованами.

Закубанская община некрасовцев продолжала пополняться беглыми с Терека и Дона. В 50-х годах XVIII в. российские власти пытались путем переговоров при посредстве кавказских владетелей возвратить игнат-казаков на Дон, однако последствий данная акция не имела. Не захотели некрасовцы воспользоваться и предложением Екатерины II, в 1762 г. призвавшей раскольников вернуться в Россию.

После присоединения Крыма и Правобережья Кубани к России царская администрация вновь предложила казакам возвратиться, суля помилование, однако новое место для поселения им было отведено на Волге. Некрасовцы не приняли эти условия, продолжив набеги на российскую территорию. Правительство Екатерины II и далее неоднократно пыталось путем переговоров склонить игнат-казаков к возвращению, однако они решили переселиться в Турцию. Переселение это осуществлялось в 80-х - начале 90-х годов XVIII в. С этого времени их новым местом жительства стали Энос (на берегу Эгейского моря) и земли в окрестностях озера Майнос.

Проживая на чужбине, некрасовские казаки представляли собой этноконфессиональную группу и сохраняли свою культуру, быт и традиции, основанные на так называемых «Заветах Игната», своеобразной «конституции» некрасовской общины, состоявшей из 170 статей. Согласно «Заветам», высшая власть в общине принадлежала кругу (народному собранию), атаман избирался на один год. Полноту общественных прав каждый некрасовец мужского пола приобретал по достижении восемнадцатилетнего возраста: он мог участвовать в собраниях круга с правом решающего голоса.

Женщины имели только право совещетельного голоса. Браки с иноверцами были запрещены под страхом смерти, казаки были обязаны держаться «старой веры» и не принимать на службу священников-никониан и греков. Кроме того, некрасовцам не разрешалось возвращаться в Россию «при царизме», поэтому процесс их переселения начался только в 20-х годах XX в. Вернувшиеся игнат-казаки селились на Кубани хуторами и станицами.