Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

grachev_m_a_lingvokriminalistika

.pdf
Скачиваний:
336
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
6.07 Mб
Скачать

дения «лох»: учительница назвала данным словом восьмиклассни­ ка, тот сильно переживал, и его родители подали в суд. Заметим,

что слово лох и его производные (лохушка, лошара, лошок, лоша-

стый, лохотрон и т.д.) являются словами-«фаворитами» в прессе. «Запретные» слова из арго активно переходят в общенарод­ ную речь, приобретая в ней ещё более сильную пейоративную

окраску.

Настоящий анализ табуированных слов воровской речи явля­ ется лишь частью большого исследования, которое ещё предстоит осуществить. Несомненно, оно обогатит наши представления не только о социальных вариантах русского языка, но может иметь и прикладной характер при проведении лингвистических судебных экспертиз.

Особо следует отметить проблему оскорбительных слов в различных социумах, в частности, в тех, которые являются обо­ собленными. Речь идёт о территориальных или социальных диа­ лектах. В общенародном употреблении данные слова могут быть нейтральными и не являться оскорбительными или обидными, тогда как в территориальных и социальных диалектах они могут иметь яркую оскорбительную направленность. Например, в Сосновском районе Нижегородской области лексема сударушка имеет явно оскорбительный характер для жителей, так как обо­ значает любовницу, а слово куратор (учебной студенческой группы) воспринимается как образование от территориальной лексемы кураться - «совершать половой акт».

Имеется проблема при разграничении обидных и оскорби­ тельных слов. К обидным относятся те лексемы, которые «непри­ ятны, но объективны. Например, полному человеку может быть обидно слышать о себе «толстый», человеку высокого роста - «верзила». Но, по мнению авторов «Цены слова», они «являются обидными, так как указывают на какие-либо физические особен­ ности человека». Внесём в это утверждение коррективы. Нам ка­ жется, что они могут иметь определённую степень оскорбитель­ ности. Но всё это зависит от ситуации, характера лексем, соци­ ального статуса человека. Если, например, эти физические осо­ бенности указаны грубыми просторечными единицами, если речь идёт о человеке, занимающем важное место в обществе (полити­

60

ке, губернаторе, академике, депутате и проч.), или эти слова упот­ реблены в СМИ.

4.Языковой экстремизм

4.1.Терминология языкового экстремизма

Общепризнанного определения понятия «политического экс­ тремизма» на настоящий момент не существует, нет и однознач­ ного определения его признаков. И многие склонны отождеств­ лять политический экстремизм и с фашизмом, и с шовинизмом, и с радикализмом (правым и левым). В действительности же, все данные явления - это только части более широкого явления поли­ тического экстремизма.

Наблюдаются ещё и недочёты в правовой сфере. Хотя про­ блема экстремизма появилась давно, в обществе имеются опреде­ лённые сомнения в отношении определения данного понятия. По данным интернет-опроса чуть более 60% материалов понимают, что представляет собой экстремизм и ратуют за введение в интер­ нете запрета на публикацию экстремистских произведений, а 40% не до конца разбирается во вреде экстремизма и выступают про­ тив цензуры.

Перечислим основные признаки экстремизма; 1) публичные призывы к установлению диктатуры, то есть

строя, значительно ущемляющего политические и гражданские права граждан;

2)публичные призывы к насильственному свержению кон­ ституционного строя или захвату власти;

3)создание вооруженных формирований;

4)разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни и публичное выражение намерений огра­ ничить права граждан по этим признакам;

5)представление своих целей, идеалов или отличительных признаков с помощью символики, в недалеком прошлом прису­ щей национал-социалистическому режиму Германии и фашист­ скому режиму Италии;

6)публичное одобрение национал-социалистических, фаши­ стских и иных тоталитарных режимов; отрицание преступлений,

61

совершенных такими режимами, оправдание их лидеров и поли­ тики;

7) применение для достижения своих политических целей террористических, диверсионных и иных актов, опасных для жиз­ ни и здоровья людей [Прибыловский 1995].

Как видно из перечисленных признаков, экстремизм связан с такими понятиями как нация (национальный), народ, раса, соци­ альный, религия, язык, происхождение, пол. Рассмотрим их.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, объе­ динённых экономическими связями, обладающих едиными терри­ торией и языком, отличительными особенностями культуры и ха­ рактера. В современной литературе существует расхождение при определении нации; некоторые учёные нацию отождествляют с народом, включая в понятие нации общие черты самосознания и социальной структуры, другие определяют нацию как общность по принадлежности к определённому государству [Новейший эн­ циклопедический словарь 2004 и Философский энциклопедиче­ ский словарь 1997]. Соответственно «национальный» определя­ ется как относящийся к общественно-политической жизни нации, связанный с её интересами или же характерный для данной нации, свойственный именно ей, а также государственный [Словарь ино­ странных слов и выражений 2000].

Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объе­ динённая общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения, евро­ пеоидная, монголоидная, негроидная раса. Прилагательное - расо­ вый. Расовые теории. Расовая исключительность. Расовые дис­ криминации [Ожегов, Шведова 1997, Большой толковый словарь русского языка 2000] .

Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответ­ ствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Религия предполагает чувство связанности, зависи­

мости и долженствования по отношению к тайной силе,

дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию

62

людей. Эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе состав­ ляют [Философский энциклопедический словарь 1997].

Социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе [Ожегов, Шведова 1997; Большой толковый словарь русского языка 2000].

Пол - каждый из двух генетически и физиологически проти­ вопоставленных разрядов живых существ (мужчин, женщин, сам­ цов, самок), организмов [Ожегов, Шведова 1997; Большой толко­ вый словарь русского языка 2000].

Происхождение - принадлежность по рождению к какойнибудь расе, классу, сословию [Ожегов, Шведова 1997; Большой толковый словарь русского языка 2000].

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцирован­ ное средство выражения, которым владеет человек [Ожегов, Шве­ дова 1997; Большой толковый словарь русского языка 2000].

Информация квалифицируется как возбуждающая нацио­ нальную, расовую, религиозную или социальную вражду в том случае, если прямо способствует формированию в сознании чита­ теля (слушателя) негативного образа человека на основе его при­ надлежности к специальной группе, под которой понимается на­ ция, раса, а также языковая, социальная и религиозная группы.

Для того чтобы информация была признана возбуждающей описанные чувства, она должна быть направлена на формирова­ ние негативного отношения к неким лицам - причём это отноше­ ние должно быть основано не на личностных качествах, а на их принадлежности к специальной группе. На достижение подобного эффекта прямо направлены высказывания, содержащие:

перенос негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю группу;

приписывание всем представителям группы стремления следовать древним обычаям, верованиям, традициям, кото­ рые негативно оцениваются современной культурой;

утверждение о природном превосходстве одной группы и неполноценности или порочности других;

приписывание враждебных действий и опасных намере­ ний одной группы по отношению к другой;

63

возложение вины и ответственности за деяния опреде­ лённых представителей на всю группу;

утверждение об изначальной враждебности определён­ ной группы по отношению к другой;

утверждения о полярной противоположности и несо­ вместимости интересов одной группы с интересами других;

утверждение о наличии тайных планов, заговоров одной группы против другой;

объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настояшем, будущем существованием и целенаправленной дея­ тельностью определённых групп [см. Осадчий 2007].

Трудность для юристов (а также экспертов-лингвистов) при назначении судебной лингвистической экспертизы в отношении текстов СМИ по уголовным делам, связанным с экстремизмом (ст. 282 УК РФ), представляют формулировки вопросов. Нам кажется, наиболее удачными являются определения Е.И. Галяшиной (за основу ею был взят перечень вопросов в «Памятке по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы. Для судей, дознавателей прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсуль­ тов». - М.: Медея, 2004. - С.37-38), см.:

1.Имеются ли в представленном тексте высказывания тексте высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какойлибо национальной, конфессиональной или иной социальной группы?

2.Имеются ли в представленном тексте высказывания враж­ дебного, агрессивного либо уничижительного характера по отно­ шению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфес­ сиональной или иной социальной группы?

3.Имеются ли в представленном тексте высказывания тексте высказывания, содержащие утверждения о возложении ответст­ венности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?

4.Имеются ли в представленном тексте высказывания тексте высказывания побудительного характера, содержащие побужде­ ния к насильственным действиям против лиц определённой на­ циональности, расы, религии и/или иной социальной принадлеж­ ности?

64

5.Имеются ли в представленном тексте высказывания об из­ начальной враждебности какой-либо нации, расы или иной соци­ альной группы по отношению к другой?

6.Имеются ли в представленном тексте высказывания об ан­ тагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной национальной, религиозной, этнической или иной социальной группы по отношению к другой?

7.Имеются ли в представленном тексте высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем од­ ной социальной, этнической, конфессиональной или иной соци­ альной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, этниче­ ской или иной социальной группы?

8.Имеются ли в представленном тексте высказывания, со­ держащие положительные оценки, восхваление геноцида, депор­ тации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической или иной социальной группы?

9.Имеются ли в представленном тексте высказывания, со­ держащие негативные уничижительные оценки личности как представителя определённой национальности, этноса, расы или иной социальной группы? [Галяшина 2006].

Под видом религиозной организации может функциониро­ вать политическая террористическая или деструктивная организа­ ция, лидеры которой для привлечения новых сторонников и чле­ нов вынуждены пользоваться не убеждением и не открытыми призывами, а манипулятивными приёмами. Опасность манипуля­ ции заключатся в её незаметности и иллюзии самостоятельности в принятии решений человеком, ставшим объектом действий мани­ пулятора.

282статья Уголовного кодекса гласит, что к экстремизму от­ носятся следующие противоправные действия:

а) насильственное изменение конституционного строя и на­ рушение целостности РФ;

б) подрыв безопасности РФ; в) захват или присвоение властных полномочий;

г) создание незаконных вооружённых формирований; д) осуществление террористической деятельности;

65

е) осуществление массовых беспорядков, хулиганских дейст­ вий, актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной вражды, а равно по мо­ тивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы;

ж) финансирование экстремистской деятельности либо иное содействие её совершению;

з) воспрепятствование законной деятельности органов госу­ дарственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединённое с насилием или угрозой его применения;

и) применение насилия в отношении представителя государ­ ственной власти;

к) посягательство на жизнь государственного или обществен­ ного деятеля, совершённое в целях прекращения его государст­ венной или иной политической деятельности либо из мести за та­ кую деятельность;

л) нарушение прав и свобод человека и гражданина, причи­ нение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убежде­ ниями, расовой или национальной принадлежностью, вероиспо­ веданием, социальной принадлежностью или социальным проис­ хождением;

м) создание и (или) распространение печатных, аудио-, ау­ диовизуальных и иных материалов (произведений), предназна­ ченных для публичного использования и содержащих хотя бы один из этих признаков.

Призыв к перечисленным видам деятельности является эле­ ментом экстремизма, следовательно - уголовно наказуемым дея­ нием [Осадчий 2007].

Одним из главных компонентов экстремизма является при­

зыв.

В толковых словарях русского языка слово призыв имеет значения: 1. Слова, которыми приказывают, зовут для чего-либо; просьба, мольба. 2. Обращение в краткой форме, выражающее политическое требование.

С лингвистической точки зрения явным прямым призывом является словесная конструкция, содержащая глагол в форме по­

66

велительного наклонения (иди, бери, не позволяй и т.п.) или экви­ валентных данному наклонению форм (типа Поборемся! Избавит! Дадим отпор! Пошли! Встачи!). Обязательным компонентом призыва является образ адресата речи - того, кто должен выпол­ нить действия. Адресат речи может быть заявлен открыто, в виде обращения {Молодые люди! Граждане! и т.п.). Итак, можно соз­ дать формулу явного прямого призыва: императив (форма гла­ гола с побудительным значение) + образ адресата).

В русском языке имеется большое количество способов вы­ ражения побуждений к совершению действия или принятию со­ стояния, т.е. способов выражения призыва. Грамматической ба­ зой для выражения призыва в русском языке является повели­ тельное наклонение глагола.

Основной формой этого наклонения является форма второго лица единственного и множественного числа:, бери - берите, иди-

идите.

Первое лицо повелительного наклонения представлено формами совместного действия, передающими призыв к действию, в кото­ ром примет участие и говорящий: «Пойдём посмотрим!» или «Споёмте, друзья!». Иногда форма первого лица употребляется вместе с частицей «давай» или «давайте», что позволяет устра­ нить омонимичность форм повелительного наклонения и изъяви­ тельного наклонения будущего времени: «Давайте решим эту проблему!».

Значение призыва к совместному действию имеет также структура с частицей «давай/давайте» и инфинитивом несовер­ шенного вида глагола: «Давай играть» или «Давайте читать».

Призыв к совместному действию выражается и при помощи использования формы, омонимичной прошедшему времени мно­ жественного числа: «Пошли в кино!».

Третье лицо повелительного наклонения образуется с помощью частиц «да», «пусть» и «пускай» в сочетании с формами третьего лица: «да здравствует», «пусть войдёт», «пускай рассказыва­ ют». Данная форма обычно имеет более насыщенную стилисти­ ческую окраску.

Значение повелительного наклонения могут передавать также

- инфинитив {Встать! Молчать!),

67

-формы прошедшего времени {Пошёл вон!),

-формы условного наклонения {Открыли бы Вы лучше ок­

но).

В русском языке имеются различные средства передачи смяг­ чённого повеления. К ним относится, например, постпозитивная частица «-ка» {пойдём-ка, возъмите-ка), а также синтаксический способ - повтор сказуемого и употребление при нём подлежаще­ го, выраженного местоимениями «ты» и «вы». Напротив, катего­ ричность повеления может быть подчёркнута, к примеру, упот­ реблением формы единственного числа второго лица по отноше­ нию к группе лиц («Курсанты! Слушай мою команду!»).

При наличии отрицания формы повелительного наклонения второго лица могут приобретать значение запрещения или преду­ преждения {«Смотри, никому не говориЬ>).

Формы повелительного наклонения могут употребляться не только в прямом императивном, но и в переносном значении. Но уточнение и корректировка смысла в подобных ситуациях легко достигаются путём синонимических замен.

Следует различать использование повелительного наклоне­ ния (а следственно, и побуждений к действию) в таких докумен­ тах как инструкция, рецепт, рекомендация.

Слово инструкция в толковых словарях имеет следующие значения: свод правил, устанавливающих порядок и способ осу­ ществления чего-л.; руководящие наставления, указания [Боль­ шой толковый словарь русского языка 2000]. То есть инструкция - это правовой акт, который издаётся и утверждается в целях ус­ тановления определённых правил. Текст инструкции имеет харак­ тер указаний. Используются чёткие словесные формулировки с распорядительными словами: «должен», «имеет право», «не до­ пускается», запрещается и т.д. Текст излагают от третьего лица или в безличной форме [Басаков 2001]. Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения и использования чего-л. В заголовках инструкции чётко очер11Ивается круг вопросов, объектов и лиц, на которых распространяются требования. Текст инструкции носит указующий характер, поэто­ му в ней рекомендуются чёткие формулировки с распорядитель­ ными словами типа: «должен», «следует», «необходимо», «имеет

68

право», «не допускается», «рекомендуется», «запрещается и т.д. [Кузнецова 1998].

По характеру использования глаголов повелительного накло­ нения и побуждению к действию к инструкции близок рецепт. Данное слово имеет следующие значения: указание о способе из­ готовления, приготовления чего-л. -рецепт варки стекла; рецепт засолки огурцов; руководство, совет, как действовать, поступать в том или ином случае. Рецепт - это прежде всего наставление, ре­ комендация. См. пример предложения с призывом к совместному действию в рецепте приготовления рыбного блюда: Отрезаем у рыбы хвост.

Рекомендация в толковых словарях русского языка толкует­ ся как совет, пожелание, предложение [Большой толковый сло­ варь русского языка 2000].

В отличии от политического призыва, в них часто отсутству­ ет экстремизм, но имеется императив, предложение, приказание вести себя так или иначе. В призыве же не допускается вести себя по-другому, а только однозначно.

Призыв - это наиболее радикальная и открытая форма сло­ весного воздействия на поведение человека. Обязательным ком­ понентом призыва является образ адресата речи - того, кто дол­ жен выполнить действия. Адресат речи может быть заявлен от­ крыто, в виде обращения {Молодые люди! Граждане! и т.п.). Од­ нако чаще авторы экстремистской литературы ограничиваются личными местоимениями (ты должен, нам необходимо) или вовсе отказываются от открытого словесного указания на адресата речи. В этом случае под адресатом речи подразумевается любой потен­ циальный читатель.

Для сравнения: в политическом призыве - высокая степень категоричности, намного выще, чем в технологии, рецепте и ин­ струкции (например, выгнать всех чёрных из России!, бей ино­ родцев - спасай страну!). Категоричности способствует и поста­ новка восклицательного знака. Политический призыв - это наи­ более радикальная и открытая форма словесного воздействия на поведение человека.

Категоричность призывов может быть создана и общим нега­ тивным фоном текста, а также усилена за счёт использования

69

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]