Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
осбен.уголовное.doc
Скачиваний:
159
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
1.21 Mб
Скачать

Часть 2 ст. 143 ук устанавливает ответственность за рассмат­риваемое деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть человека (неосторожное лишение жизни хотя бы одного потерпев­шего).

23. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или других антиобщественных действий

Объектпреступления — основной — совокупность обществен­ных отношений, направленных на обеспечение нормального пси­хофизического и морально-нравственного развития и воспитания несовершеннолетнего, становление его личности. В качестве фа­культативного объекта может выступать здоровье личности, когда вовлечение в совершение преступления сопряжено с применением насилия или угрозой его применения. Потерпевшими от преступ­ления являются лица, не достигшие совершеннолетия, т.е. 18-лет­него возраста, любого пола.

Объективная сторонасостоит в вовлечении несовершеннолет­него в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом. Таким образом, в ее содержание включено деяние и способы его совершения. Деяние образует вовлечение не­совершеннолетнего в совершение преступления. Вовлекать озна­чает побуждать, привлекать к участию в чем-нибудь. Таким обра­зом, вовлечение представляет собой действия лица, направленные на побуждение подростка к принятию решения об участии в совер­шении одного или ряда преступлений. Способами вовлечения в совершение преступления согласно диспозиции ч. 1 ст. 150 УК являются обещания, обман, угроза и иные способы.

Обещания —это обязательства виновного предоставить несо­вершеннолетнему какие-либо блага, выгоды за участие в соверше­нии преступления, например, вознаградить, оказать какую-либо услугу ему или его близким, простить долг, посодействовать в ре­шении каких-либо вопросов, оказать покровительство и т.д.

Обманпредставляет собой введение несовершеннолетнего в за­блуждение. Этот способ часто используется в отношении подрост­ков, которые нередко отличаются доверчивостью, не осведомлены должным образом во многих вопросах, легко поддаются чужому влиянию, авторитету. Обман может выражаться в сообщении не­совершеннолетнему каких-то ложных сведений (например, о том, что планируемое деяние перестало быть преступным; о том, что вещь, которую необходимо изъять, якобы принадлежит лицу, во­влекающему подростка в преступление, и т.д.) либо в умолчании об истине (например, о том, что действие, к совершению которого побуждают подростка, преступно).

Угрозы —оказание психического воздействия на несовершен­нолетнего, обещание ущемить какие-либо его интересы, интересы его близких, причинить им вред. По содержанию угрозы могут быть различными, за исключением обещания применить насилие, поскольку такая угроза выступает в качестве особо квалифициру­ющего признака (ч. 3 ст. 150 УК): это может быть угроза уничто­жить или повредить имущество подростка или его близких, ли­шить их жилья, работы, покровительства, шантаж и др. Реализа­ция угрозы не охватывается составом рассматриваемого преступ­ления и требует дополнительной квалификации при условии, если ее осуществление представляет собой преступное посягательство, например, по ст. 167 УК в случае умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, причинившего значительный ущерб потерпевшему; по ст. 129 УК при распространении клевет­нических измышлений и т.д.

Иной способ — любой способ воздействия на несовершенно­летнего, помимо рассмотренных и названных в ч. 3 ст. 150 УК, например, уговоры, предложение с уверением в безнаказанности в силу малолетства, злоупотребление доверием, разжигание в под­ростке низменных побуждений — зависти, корысти и т.д., месть, дача советов о способе, месте совершения преступления, о путях сокрытия следов и реализации добытого преступным путем, вос­певание преступной романтики и др.

Для квалификации деяния по ст. 150 УК в случае вовлечения несовершеннолетнего в совершение конкретного преступления не имеет значения, побуждают несовершеннолетнего совершить пре­ступление самостоятельно либо совместно со взрослыми соучаст­никами. Виновный в обеих ситуациях несет ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и за участие в конкретном преступлении в роли соисполнителя или иного .соучастника. Если подросток, вовлеченный в совершение преступления, не достиг возраста уголовной ответственности, то взрослое лицо, вовлекшее его, признается посредственным испол­нителем вне зависимости от его фактической роли в содеянном и несет ответственность по ст. 150 УК и соответствующей статье, предусматривающей ответственность за состоявшееся преступное посягательство.

Рассматриваемое преступление является оконченным в момент совершения действий, направленных на вовлечение несовершен­нолетнего в совершение преступления, и совершения подростком хотя бы приготовления к преступлению.

С субъективной стороныпреступление характеризуется пря­мым умыслом. Виновный должен осознавать, что вовлекает в со­вершение преступления именно несовершеннолетнего.

Субъект —физическое вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Часть 2 ст. 150 УК называет квалифицированный вид данного преступления — совершение его родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, т.е. речь идет о специальном субъекте пре­ступления. Родители — мать, отец, усыновители. Педагоги — лица, занимающие соответствующую должность в образователь­ном или воспитательном учреждении (как государственном, так и негосударственном), на которых лежат обязанности по оказанию воспитательного воздействия на подростка, вовлекаемого в совер­шение преступления (например, классный руководитель в школе, воспитатель в интернате). К иным лицам следует отнести прием­ных родителей, опекунов, попечителей, отчима, мачеху. Перечис­ленные категории лиц авторитетны для подростков, несовершен­нолетние зависимы от них в той или иной степени, зачастую не в состоянии поступить вопреки воле этих лиц, поэтому указанным субъектам проще осуществить процесс вовлечения потерпевшего в совершение преступления.

Квалифицирует рассматриваемое деяние также один из спосо­бов вовлечения несовершеннолетнего в преступление, названный в ч. 3 ст. 150 УК, — применение насилия или угроза его примене­ния. Угроза насилием предполагает обещание оказать физическое воздействие на подростка в случае отказа его от совершения пре­ступления в виде нанесения побоев, причинения вреда его здоро­вью любой степени тяжести, истязания, лишения жизни, изнаси­лования, совершения насильственных действий сексуального ха­рактера. Насилие может выразиться в нанесении побоев, вреде здоровью и т.д. Составом рассматриваемого преступления охваты­вается нанесение побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание. Причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, совершение насильственных действий сексуаль­ного характера, убийство несовершеннолетнего требуют дополни­тельной квалификации по соответствующей статье УК. Реализа­ция угрозы любого содержания выходит за рамки состава и требует самостоятельной квалификации.

Часть 4 ст. 150 УК устанавливает ответственность за рассмат­риваемое преступление, если оно связано с вовлечением несовер­шеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, признаки которых определены в ч.4 и 5 ст. 151 УК.

­­­­Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщест­венных действий(ст. 151 УК).

Объектпреступления: основной — совокупность обществен­ных отношений, направленных на обеспечение нормального пси­хофизического и морально-нравственного развития и воспитания несовершеннолетнего, становления его личности; факультатив­ный — здоровье личности. Потерпевшими являются лица, не до­стигшие совершеннолетия.

Объективная сторонасостоит в вовлечении несовершеннолет­него в совершение следующих антиобщественных действий:

1) систематическое употребление спиртных напитков — это со­вершение действий, направленных на приобщение подростка к ре­гулярному потреблению алкогольных напитков. Закон говорит о систематичности их совершения, т.е. не менее трех раз в течение незначительного периода времени;

2) систематическое употребление одурманивающих веществ, т.е. сильнодействующих препаратов, не являющихся наркотичес­кими и психотропными, и токсичных веществ (например, элениу­ма, реланиума, ацетона и др.). В данной ситуации также должна быть установлена систематичность. Вовлечение подростка в по­требление наркотических средств или психотропных веществ сле­дует квалифицировать по п. «в» ч. 2 ст. 230 УК даже при разовом совершении деяния;

3) занятие проституцией — это склонение несовершеннолетней женского пола к вступлению в половое сношение с посторонними мужчинами за вознаграждение, т.е. за деньги или иные матери­альные ценности. Возникает вопрос о том, как квалифицировать действия виновного, направленные на вовлечение подростков мужского пола в совершение действий сексуального характера с мужчинами или женщинами. Этимологическое значение слова «проституция»* не позволяет оценивать их с применением этого понятия. Допущенный законодателем пробел, безусловно, приве­детк расширительному толкованию закона в указанной части. Если вовлечение в занятие проституцией сочетается с совершени­ем половых посягательств, например развратных действий, требу­ется квалификация по совокупности преступлений;

4) занятие бродяжничеством, т.е. в постоянное перемещение из одного места в другое без определенной цели (бесцельное ски­тание);

5) занятие попрошайничеством — это побуждение подростка к постоянному выпрашиванию денег или иных материальных цен­ностей — продуктов питания, одежды у посторонних людей.

Способы вовлечения в совершение перечисленных действий различны: уговоры, подкуп, обман, обещание, злоупотребление доверием, восхваление соответствующего образа жизни (напри­мер, бродяжничества), шантаж, угрозы различного содержания (за исключением угроз насилием).

Деяние является оконченным при совершении действий, на­правленных на побуждение несовершеннолетнего к совершению вышеперечисленных действий, и восприятия подростком указан­ного образа жизни.

С субъективной стороныпреступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный должен осознавать факт несо­вершеннолетия потерпевшего.

Субъект —физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Хотя по логике ответственность за это деяние также должна наступать по достижении виновным 18-летия, как при во­влечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Но ст. 151 в отличие от ст. 150 УК не содержит указаний на особый возраст виновного, следовательно, он должен устанавливаться в соответствии со ст. 20 УК. Ссылка на положения ст. 150 УК в данном случае недопустима, так как в ч. 2 ст. 3 УК содержится прямой запрет на применение уголовного закона по аналогии.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ст. 151 УК, в основном совпадают с признаками, названными в ст. 150 УК, и их анализ дан выше. Часть 3 ст. 151 УК, кроме того, говорит о совер­шении рассматриваемого преступления неоднократно, т.е. два и более раз независимо от того, осуждалось лицо за ранее совершен­ное преступление или нет. Условия вменения данного признака: если лицо не осуждалось за ранее совершенное деяние, не должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности за него; если осуждалось, судимость не должна быть погашена или снята в предусмотренном законом порядке.