Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право шпоры общая часть.docx
Скачиваний:
412
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
335.47 Кб
Скачать

23.Понятие общественно опасного деяния (действия или бездействия). Значение непреодолимой силы, физического и психологического принуждения для решения вопроса об уголовной ответственности.

Одним из основных признаков объективной стороны преступления является общественно опасное деяние, причем он является обязательным. В уголовном праве РФ не предусмотрено наступление уголовной ответственности за взгляды, мысли, намерения человека, а также за отдельные свойства его личности. Только лишь совершение деяния в форме действия или бездействия служит основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Деянию, которое составляет объективную сторону преступления, присущ ряд признаков, отличающих его от остальных действий человека, а именно:

- оно должно быть общественно опасным;

- оно должно быть противоправным;

- оно должно быть осознанным и волевым.

Так, некоторые вышеназванные признаки (общественная опасность и противоправность) прямо указаны в уголовном законе, другие (осознанность и волевой характер деяния) – выражены опосредованно через признак виновности.

Самым значимым среди всех признаков деяния является общественная опасность, сущность которой заключается в том, что деяние причиняет вред (либо создает реальную угрозу причинения такого вреда) охраняемым законом общественным отношениям, благам и интересам. В связи с чем, согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ,  не является преступлением действие (бездействие), формально содержащее в себе признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Уголовную ответственность может повлечь только общественно опасное деяние, которое прямо предусмотрено уголовным законом. Из этого положения следует, что уголовная противоправность (противозаконность) деяния определяется тем, что оно запрещено уголовным законом, и его совершение всегда нарушает норму (статью) УК РФ.

Важно знать, что уголовно-правовое деяние всегда должно иметь осознанный и волевой характер. Если поведение человека не осознавалось им и не являлось выражением его воли (волевым актом), то оно не может считаться преступлением вне зависимости от наступивших последствий. Это означает, что сознанием лица, который совершает конкретное деяние, должны охватываться его общественная опасность (характер и степень общественной опасности), а также предвидение наступления последствий (вреда).

Особо отметим тот факт, что преступное деяние должно быть не только осознанным, но и волевым. Ведь уголовная ответственность наступает только тогда, когда виновный мог и должен был не поступать (или поступать) определенным образом. Всегда нужно устанавливать фактическую возможность лица воздержаться от совершения преступного действия или, наоборот, совершить требуемое действие, чтобы предотвратить вредные последствия. Исходя из уголовно-правого смысла, субъект, лишенный фактической возможности проявить свою волю или действовать определенным образом в какой-либо ситуации, не может быть признан ответственным ни за действие, ни за бездействие. Подобного рода ситуации могут возникнуть, например, под воздействием непреодолимой силы или физического и психического принуждения (в них воля лица парализуется).

Непреодолимая сила — это чрезвычайное и непредотвратимое в данных конкретных условиях событие (стихийное бедствие, социальное явление, либо состояние, вызванное воздействием других людей и т.д.). Деяние, которое совершает лицо под воздействием непреодолимой силы, не влечет уголовно-правовых последствий, а именно уголовной ответственности. Например, шофер-экспедитор, не доставивший из-за наводнения товар по назначению, вследствие чего тот пришел в негодность, не будет нести ответственность за причиненный ущерб.

Также, совершение общественно опасного деяния в случае непреодолимого физического принуждения исключает уголовную ответственность (при условии, что оно полностью парализует волю лица и лишает его возможности самостоятельного выбора варианта поведения). Например, не может быть привлечен к уголовной ответственности водитель транспортного средства, который в ходе борьбы с напавшим на него преступником не справился с управлением и совершил наезд на пешехода. Если жефизическое принуждение не исключало для лица возможности действовать по своей воле (самостоятельно), оно не освобождается от уголовной ответственности.

Аналогичный подход характерен и для психического принуждения, под которым понимается угроза причинения какого-либо вреда, в том числе и физического, с целью заставить человека совершить определенное общественно опасное деяние. В большинстве случаев такое принуждение не исключает наказуемости лица, совершившего преступление.

Также существуют случаи, когда общественно опасное деяние может быть совершено под воздействием гипноза. Здесь следует согласиться с той мыслью, что гипноз — это особая форма психического принуждения, которое способна полностью парализовать волю лица, совершившего общественно опасное деяние вследствие гипнотического внушения. Следовательно, совершенное деяние нельзя считать волевым, а значит и уголовно наказуемым.

В качестве признака объективной стороны деяние может быть как простым, так и сложным. Деяние включает в себя одно либо (что чаще всего) несколько телодвижений, иногда они образуют совокупность актов поведения человека, объединенных единой целью и умыслом.

Содержание общественно опасного деяния предполагает точное его описание в диспозиции уголовно-правовой нормы, а также установление его признаков в процессе доказывания. Другими словами, нужно выяснить и указать, какие конкретно действия (бездействие), предусмотренные в уголовно-правовой норме, совершены и в чем именно выразилось данное преступное деяние.

Дав характеристику признакам, которые составляют содержание общественно опасного деяния, следует сказать о формах, в которых оно осуществляется. Так, ст. 14 УК РФ предусматривает две такие формы: активное поведение — действие и пассивное — бездействие. Большинство преступлений совершается в форме действия, меньше преступных деяний совершается в форме как действия, так и бездействия, и реже всего (около 10% от общего количества) — в форме бездействия.

Действие — это активное поведение человека, включающее в себя осознанные волевые акты, поступки, в том числе и процессы, которые направляются сознанием человека.

Чаще всего действие выражается в физическом воздействии на предметы материального мира (людей, имущество и т.д.), некоторые преступления могут выражаться в словесном (письменном) воздействии (например, клевета, угроза убийством и т.д.), в редких случаях оно может быть выражено жестом (например, оскорбление действием).

Бездействие — это пассивное поведение человека, которое представляет собой общественно опасное противоправное осознанное и волевое невыполнение лицом возложенной на него обязанности действовать определенным образом. Следует различать физическую и социальную характеристики пассивного поведения: в физическом смысле лицо может вести себя очень активно, но при этом не выполнить определенной обязанности, тем самым нарушить уголовно-правовой запрет.

Обязанность лица действовать определенным образом может возникать из разных оснований:

- в силу требований закона или подзаконного акта (например, обязанность совершеннолетних детей оказывать помощь нетрудоспособным родителям, а родителей — содержать несовершеннолетних детей);

- из обязательств, следовавших из договора (например, обязанность доставить по назначению груз);

- в силу должностного положения, служебных или профессиональных требований (например, обязанность работника полиции пресекать преступления);

- из предшествующего поведения лица либо вследствие добровольно принятых на себя обязательств (например, обязанность сиделки по уходу за больным);

- исходя из нравственных норм и правил общежития (например, обязанность лица самому оказать помощь человеку, который находится в опасном для жизни состоянии).

Обязательным условием уголовно-правового бездействия является то, что при его определении, наряду с установлением обязанности действовать определенным образом, нужно выяснить, имелась ли реальная возможность совершить требуемые действия.

В теории уголовного права различают виды преступного бездействия: чистое бездействие и смешанное бездействие. Первое состоит в невыполнении лицом обязанностей, которые оно должно было и могло совершить независимо от наступления каких-либо последствий, второе — в невыполнении обязанностей, с которым закон связывает наступление определенных вредных последствий. В случаях смешанного бездействия лицо выполняет возложенные на него обязанности не в полном объеме, не предотвращает наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предотвратить. В действующем УК РФ ответственность в большинстве случаев предусмотрена именно за смешанное бездействие.

Непреодолимая сила.

При решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за определенное действие или бездействие следует установить, могло данное лицо в сложившейся ситуации воздержаться от противоправного действия или выполнить возложенные на него обязанности или же нет. Решение данного вопроса имеет принципиальное значение, так как уже было указано, что лицо несет ответственность только за волевое деяние, т. е. за проявление себя в окружающем мире. В противном случае речь идет о причинении вреда в результате действия непреодолимой силы, под которой понимается совокупность внешних и внутренних обстоятельств, не позволяющих лицу действовать (бездействовать) в соответствии со своей волей. В качестве внешних обстоятельств непреодолимой силы могут выступать силы природы, действия машин и механизмов, действие веществ или животных, а также поведение других лиц. В качестве внутренних причин непреодолимой силы можно выделить болезненное состояние, скрытые дефекты организма и т.п. Непреодолимая сила характеризуется тем, что не существует иной возможности выполнить обязанность или воздержаться от совершения действий. В противном случае, когда лицо не использует иные варианты поведения, речь о непреодолимой силе не может идти. Например, если лицо не оказывает своевременной помощи, которую оно было обязано оказать, по причине важного телефонного разговора, речь о непреодолимой силе идти не может. В качестве правовых последствий причинения вреда в результате действия непреодолимой силы можно выделить следующие: - лицо не несет уголовную ответственность за причиненный вред общественным отношениям только в том случае, когда оно само умышленно не вызвало данную непреодолимую силу (данное обстоятельство исключает преступность деяния); - лицо не может нести иную ответственность за вред, причиненный в результате действия непреодолимой силы.

Физическое или психическое принуждение — одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния. Физическое или психическое принуждение — это противоправное применение насилия (физического или психического) к лицу, которое осуществляется с целью добиться совершения данным лицом вопреки его воле общественно опасного деяния[1].

Ответственность в такой ситуации исключается вследствие того, что действия совершаются лицом не по своей воле и, следовательно, невиновно. Отмечается, что фактически в этом случае принуждаемый выступает в качестве «живого орудия» преступления, а субъектом преступления будет являться и ответственность будет нести принуждающий[2].

1 Виды принуждения

1.1 Физическое принуждение

1.2 Психическое принуждение

2 Степень принуждения

3 Физическое или психическое принуждение в законодательстве

3.1 В законодательстве стран мира

3.2 В уголовном законодательстве России

4 Примечания

Виды принуждения[править | править исходный текст]

В качестве исключающего ответственность обстоятельства может рассматриваться физическое или психическое принуждение, которое применяется к лицу непосредственно в момент совершения им преступного деяния или незадолго до него (так что ещё сохраняется опасность повторного насильственного воздействия в случае отказа от совершения требуемых действий)[2]. В реальности физическое и психическое принуждение редко осуществляются отдельно друг от друга: как правило, любое физическое принуждение содержит элементы психического воздействия, а психическое принуждение сопровождается применением физического насилия[3].

Физическое принуждение[править | править исходный текст]

Физическое принуждение — это насильственное воздействие на организм человека, сводящееся к причинению боли или вреда здоровью, совершаемое с целью добиться совершения принуждаемым лицом определённого действия[2]. Физическое принуждение может сводиться к нарушению анатомической целостности организма человека (нанесение побоев, применение оружия и т.п.), воздействию на иные физиологические процессы (применение сильнодействующих лекарственных, наркотических и психотропных препаратов, лишение пищи, сна и т.п.) и ограничению физической свободы принуждаемого (удерживание, связывание и т.д.)[4].

Психическое принуждение[править | править исходный текст]

Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилияк самому принуждаемому лицу или его близким[5].

Спорным является вопрос о возможности признания психическим принуждением иных способов информационного воздействия на сознание, в частности, гипноза. Наиболее общим является мнение о том, что уголовно-правовое значение такое воздействие может иметь только в случае, если им полностью подавляются сознание лица или его воля[6].

Степень принуждения[править | править исходный текст]

Физическое принуждение может признаваться преодолимым или непреодолимым. В отношении психического принуждения, как правило, считается, что оно может быть только преодолимым[5].

Непреодолимый характер принуждения означает, что воля лица была полностью подавлена, что лицо, причиняя общественно опасные последствия, не имело другого выбора, кроме как совершение общественно опасного деяния. В соответствии с принципом субъективного вменения такое причинение вреда должно быть признано невиновным, ответственность за него наступать не может[5]. Исполнителем преступления при этом является принуждающий, имеет место так называемое посредственное причинение.

Если возможность выбора непреступного варианта поведения у принуждаемого сохранялась, имеет место ситуация, схожая с крайней необходимостью: для предотвращения вреда своим охраняемым законом интересам принуждаемый причиняет вред интересам третьего лица. Вред, причинённый в таких ситуациях, оценивается как причинённый в состоянии крайней необходимости: то есть, для признания его причинения правомерным он должен быть меньше предотвращённого вреда и причинение вреда должно являться именно крайним выходом из сложившейся ситуации[7].

Физическое или психическое принуждение в законодательстве[править | править исходный текст]

В законодательстве стран мира[править | править исходный текст]

Нормы о принуждении как об обстоятельстве, исключающем уголовную ответственность, содержатся в уголовном законодательстве многих государств. В ст. 122-2 УК Францииговорится: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, действовавшее под влиянием силы или принуждения, которым оно не могло противостоять».

В УК Голландии говорится, что «Лицо, которое совершает правонарушение под влиянием силы, которой оно не может противостоять, не подлежит уголовной ответственности» (ст. 40). Возможность противостоять принуждению является оценочным признаком: она определяется исходя из конкретной ситуации правоохранительными органами.

УК Испании (исп.)русск. в п. 6 ст. 21 содержит более широкое основание освобождения от ответственности: там говорится, что не подлежит уголовной ответственности «тот, кто действовал в состоянии сильного страха». Сильный страх может быть вызван, в частности, принуждением (в первую очередь психическим)[8].

В уголовном законодательстве России[править | править исходный текст]

Норма о физическом или психическом принуждении содержится в ст. 40 УК РФ. Признаётся непреступным причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате непреодолимого физического принуждения.

Если физическое принуждение было преодолимым, а также во всех случаях психического принуждения, вопрос об ответственности решается по правилам о крайней необходимости.