Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

загадки 37 года (жизнь В. Блюхера)

.pdf
Скачиваний:
82
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
2.97 Mб
Скачать

25 июля белочехи захватили Екатеринбург.

Еще до взятия Верхнеуральска Николай Каширин по­ нял ошибочность своего плана и в разговоре с Блюхером заявил, что необходимо вернуться к Белорецку. В бою под Верхнеуральском он был ранен, и командование отрядом перешло в руки Ивана Каширина.

После возвращения отрядов в Белорецк было собрано закрытое собрание, на котором выступил Николай Каши­ рин с признанием ошибочности своего плана движения на Верхнеуральск.

2 августа состоялось совещание командиров, на кото­ ром Блюхер был единогласно избран главкомом, а начальни­ ком штаба Николай Каширин. На этом совещании Блюхер изложил основные положения плана боевых действий объ­ единенного отряда. По плану маршрута отряд должен был двигаться через рабочие районы Южного Урала на соедине­ ние с Красной Армией.

После совещания Блюхер, в качестве главнокомандую­ щего, написал свой первый приказ по сводному отряду юж­ ноуральских партизан.

«ПРИКАЗ ВОЙСКАМ СВОДНОГО ОТРЯДА ЮЖНО­ УРАЛЬСКИХ ПАРТИЗАН О ДВИЖЕНИИ НА СОЕДИНЕ­ НИЕ С ЧАСТЯМИ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА

2 августа 1918 г.

§ 1

Сегодня высшим командным составом и представите­ лями от отрядов я выбран главнокомандующим всеми от­ рядами, о чем объявляю во всеобщее сведение.

Баймакскому и Стерлитамакскому отрядам влиться в Троицкий отряд, причем разбивка рот по ротам других от­ рядов не допускается и батальоны для сформирования пол-

51

ков могут быть сведены. Сводным отрядом командовать тов. Томину. Белорецкому отряду влиться в Верхнеуральский от­ ряд, к чему и приступить немедленно.

§3

Для сконструирования главного штаба каждому отря­ ду выслать по 2 представителя.

§4

На должность начальника санитарного отдела вместо тов. Тараненко назначаю тов. Федосеева, которому принять от Тараненко денежные суммы, документы, имущество и ме­ дикаменты, о сдаче и приеме донести мне.

Ввиду того, что вверенная мне Красная Армия не име­ ла связи с базой, которая бы питала ее как огнестрельны­ ми припасами, так и всем необходимым для армии, на со­ вещании делегатов от всех отрядов решено было пробить­ ся и соединиться с базой.

Для достижения указанной цели необходимо было ар­ мии перейти линию Сибирской железной дороги, так как по ту сторону этой дороги находятся наши отряды Красной Армии, имеющие связь с базами и опирающиеся на ряд за­ водов, производящих военные припасы, к числу таких баз относится г. Екатеринбург. При решении вопроса о выходе к базе представлялось несколько путей. Путь к линии же­ лезной дороги через Верхнеуральск был выбран по следую­ щим соображениям: нанеся сильный удар под городом, мы рассеиваем насильно мобилизованных казаков, как уже по­ казали предыдущие опыты, следовательно, открываем себе путь к намеченной цели с наименьшей затратой сил и ма­ териальной части, тогда как другие пути этих преимуществ не давали. Наши предположения уже оправдались, в рядах противника началось уже разложение, распад был близок, достаточно еще было сделать один сильный нажим. Сиби-

52

ряки уже собирались уходить к себе, с уходом сибиряков остальное казачество уплыло бы в свои станицы и посел­ ки, так как сибиряки служат связующим звеном в армии противника. Оставался еще один твердый, по своей несоз­ нательности, элемент — это мобилизованные башкиры, но по своей малочисленности они не могли нам оказать серь­ езного сопротивления. Таким образом, наша задача близи­ лась к благоприятному для нас разрешению.

Но изменческий поступок Енборисова вынудил нас от­ казаться от дальнейших операций на Верхнеуральск, так как Енборисов, безусловно, раскроет все наши планы и наши средства к дальнейшей борьбе с нашим противником, ко­ торый, учтя это, будет оказывать упорное сопротивление, с тем чтобы заставить нас израсходоваться, а тогда взять нас голыми руками.

По агентурным сведениям, в районе Самары ведут бой наши значительные силы. Уфа слабо занята противником. По ту сторону Самаро-Златоустовской железной дороги также находятся наши силы. Стерлитамак занят незначи­ тельными силами противника, преимущественно из мест­ ной буржуазии. Кроме сего, район Белебея до Самаро-Зла­ тоустовской железной дороги по своим свойствам представ­ ляет большие удобства для действий конницы, противник же таковой не имеет. Отказавшись в силу приведенных при­ чин от первого направления, мы должны выбрать новое на­ правление на присоединение к нашим силам, опирающимся на базы. Оставаться здесь, в Белорецке, мы не можем, так как противник наш отказ сочтет за нашу слабость и, без­ условно, поведет против нас активные действия, с тем что­ бы нас взять в кольцо, и тогда нам трудно будет проры­ вать это кольцо.

Может быть, у многих красноармейцев возникнет со­ мнение в том, стоит ли идти в новом направлении, не луч­ ше ли остаться здесь и где-нибудь укрыться. Товарищи, та­ кое решение будет весьма гибельным, так как легче всего переловить и передушить нас поодиночке, а когда же мы

53

будем двигаться кулаком, справиться с нами трудно, пото­ му что мы можем бороться и пробивать себе путь сплочен­ ной силой. Итак, вперед! Кто малодушен, оставайся, но пом­ ни, что одиночки — не сила и легко могут быть переловле­ ны противником.

Главнокомандующий БЛЮХЕР».

Через хребет Ала-Тау

Двуглавый великан Южного Урала хребет Ала-Тау раз­ легся с юга на север огромным костистым старым медве­ дем. Вершины его, ощетинившись острыми скалами, бес­ цветны и лысы. Большая седловина, мелкие ложбины, па­ дающие сверху вниз горные разломы поросли густым лесом. На голых макушках хребта громоздятся тучи, в лесных ча­ щобах — темно и хмуро.

В погожие дни с вершин Ала-Тау просматриваются за разновеликими горами и горушками, плато и долинами змеящиеся ленты далеких рек, блестящие блюдца озер, неяс­ ная паутина построек — различных населенных пунктов.

«Медведь» Ала-Тау будто в спячке: пустынна и непод­ вижна спина его. Лишь в подбрюшье — в лесистых седло­ винах и выемках, на трудных подъемах и опасных спусках ворочается длинная, серая веревка каменистой дороги — Верхнеуральский тракт.

Тракт изощренно режет поперек седой Урал, то прячась в зеленых зарослях горных лугов, то прижимаясь к отвес­ ным каменным ребрам гор, петляя по берегам рек и ручь­ ев, то тяжело вздымаясь на перевалы, норовя обойти гиб­ лые пропасти.

Истоки тракта — в Казани, на стыке полноводной Камы

сВолгой. Конец — в западносибирских просторах, в степях,

узолотых приисков в Троицке.

На полуторатысячной ленте тракта стоят города: Мен¬ зелинск, Уфа, Стерлитамак, Верхнеуральск и другие. В го-

54

pax тракт сторожат гремящие и полупотухшие заводы Бе¬ лорецк и Узян, замершая Kaгa и упрямый Авзян. В горах на сотни километров — четыре башкирских деревни: Макаро­ ве Кара-Курттамак, Калгунино, Серменево.

Перейти через Ала-Тау — задача не из легких.

Этот беспримерный поход Уральских красно-партизан­ ских отрядов начался 5 августа. Армия Блюхера двинулась на Серменево, Узян, Кагу, Авзяно-Петровский завод. Путь пред­ стоял нелегкий: нужно преодолеть горный хребет Ала-Тау.

Армия шла по трудному, вьющемуся по хребтам и пе­ ревалам Верхнеуральскому тракту. В авангарде двигались кавалерия А.Е. Карташова и Уральский отряд И.С. Павли¬ щева, за ними — штаб Блюхера с главными силами. Внут­ ри армии ехали обозы. Замыкал всю эту огромную колон­ ну Верхнеуральский отряд Ивана Каширина.

Участник героического рейда армии Блюхера И.П. Мар¬ келов, командовавший в 1918 году отрядом красных парти­ зан, составил о беспримерном рейде красно-партизанской армии Блюхера хронологические записки. Вот один из об­ разных эпизодов — движение армии Блюхера по Верхне­ уральскому тракту.

...Перевал. Высота две тысячи метров. Опаленные жа­ рой всадники тяжело послезали с коней. Кони жадно, со свистом и хрипом ловили воздух, взмыленные бока их взды­ мались порывисто...

Кавалерией этот отряд можно было назвать условно. Двое-трое — в защитном. Вот кто-то в серой потертой пид­ жачной паре. Ситцевые рубахи у двоих. Выцветшая кожан­ ка. У одного медно-красная грудь вырывалась из синей мат­ роски. Картузы штатские, защитные фуражки. Шляпа. Мат­ росская бескозырка с ленточками флота Балтики. Шапка русых нечесаных кудрей, покрытых ветром.

В деревянной кобуре — маузер. Шашка, за поясом — гранаты. Револьверы в кобурах и без покрышек. У двоих

55

винтовки за плечами. У одного дробовик и охотничий нож из обломка штыка...

Впереди толпились горы. Тяжелый путь. Неизвестность. Опасность.

Сзади — горы, далекая дымка равнины, враг. Опасность. На востоке на вершины гор падали лучи солнца, в доли­

нах поднималась легкая кисея вечернего тумана. Тишина. По извилистому, каменистому, пыльному шоссе медлен­

но, упрямо, как снежный ком, нарастал шум. Скрип колес, вскрики, топот, ржание коней. Терпкая ругань.

Топает разношерстная кавалерия. Крестьянские «пегаш¬ ки» и кавалерийские строевые лошади. Башкирские низко­ рослые рысачки и племенные производители с бывших по­ мещичьих и купеческих конюшен.

Кавалеристы в военном, с винтовками, шашками. Но­ воиспеченные наездники в пиджаках, косоворотках, в до­ мотканых мужицких рубахах. Трехлинейки, берданки, кара­ бины, американские винчестеры. Пара «луизок» с обоймами, коробочками и блином. Револьверы, бомбы. Кавалерийские седла, башкирские деревянные с пуховыми подушками, при­ хваченными веревочками и лыком.

Подводы, подводы, подводы...

Скрипучие «расейские» телеги. Горные башкирские дву­ колки. Городские тарантасы, ямщицкие тройки, пролетки, беговые дрожки, украинский «рыдван».

Солдаты, штатские с винтовками, штатские без оружия. Женщины, старики. Вот целый букет вихрастых дет­

ских голов.

Подводы с людьми вооруженными. Подводы с людьми, вооруженными только кнутом.

На подводах — мука, зерно в мешках, кожа, тюки ману­ фактуры, сапоги, сбруя, патронные, денежные ящики... Те­ леграфное оборудование, домашние сундуки, чугуны, само­ вары, шубы, перины...

За подводами, устало мыча, плетутся коровы. Тараба­ нят ножками овцы.

56

Где-то закудахтали куры. Тявкают собаки.

Вот на телегах тупорылые «максимки», голенастые «кольты». Пулеметная команда.

Угрюмо прошагали, проехали штатские под конвоем. Мужчины, одна женщина. Дородные купцы, щеголеватые военные офицеры, оснащенные очками лидеры эсэров и меньшевиков, просто буржуи. Заложники.

Подводы, подводы, подводы...

Тяжело ступают лошади, бредут беженцы, подводчики в пестрядинных штанах и башкирских тюбетейках.

Тяжел и длинен путь через Ала-Тау...

Белоказаки и белочехи неотступно преследовали части сводного отряда красных партизан, время от времени ата¬ куя их на остановках и в пути.

В районе Стерлитамака белогвардейцы и белочехи пы­ тались окружить красно-партизанскую армию и уничто­ жить ее. С этой целью значительные силы белочехов вы­ шли навстречу колоннам отрядов, а белоказаки наступали с тыла. Блюхер разгромил белочехов под селом Петровским и, быстро совершив фланговый марш вдоль реки Белой, 13 августа вывел отряды в район Богоявленского завода. На этом заводе находились красногвардейский отряд под ко­ мандованием М.В. Калмыкова, который отошел сюда из-под Оренбурга, и небольшая группа красных войск, отступив­ ших из Уфы. Эти незначительные силы вели тяжелые бои свыше месяца с наступающими на завод белогвардейцами и местными отрядами зажиточных крестьян, организовав­ шимися в окрестных селениях.

Блюхер вспоминал позже: «Рабочие Богоявленского за­ вода нас встретили с большой радостью. Через час после нашего прибытия — смотрю: стоит огромная очередь перед заводом. Спрашиваю у Калмыкова: в чем дело? Он отвеча­ ет: «Рабочие винтовки берут». Через некоторое время он, сильно взволнованный, прибегает ко мне и говорит о том, что рабочие обратно сдают винтовки, что они не хотят от-

57

ходить вместе с нашим отрядом с завода. Весть о том, что наш отряд, а вместе с ним и Богоявленский вскоре оставят завод, вызвала сильную тревогу населения и особенно чле­ нов семей бойцов. Причина — вслед за нашим отрядом дви­ гались белоказаки генерала Ханжина».

Дело в том, что белогвардейские отряды Ханжина ка­ рали сочувствовавших партизанам. Нередко расстреливали целые семьи, не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. Весть о движении белоказаков взбудоражила население за­ вода, что и сказалось на настроении бойцов. Дети, жены не отпускали бойцов. Ко всему этому белогвардейцы распро­ странили слух о том, что Казань пала, что Москва занята белогвардейцами...

Пришлось Блюхеру в 12 часов ночи назначить собра­ ние рабочих. Была непроглядная темнота. Шел проливной дождь. Калмыков говорил относительно положения на заво­ дах. Блюхер — о пролетарской революции, о новой жизни. Потом выступил старый рабочий. Он стал на бочку, которая служила трибуной, и сказал: «Я люблю детей, но револю­ ция мне дороже. Кто за то, чтобы завтра в четыре часа утра создать Богоявленский полк и всем вместе пойти бить бе­ логвардейцев? Голосуйте». Ни одного голоса «против». Про­ шло полтора часа, пока люди оделись и построились. Вокруг полка тяжелая картина. Жены кричат, дети плачут, все умо­ ляют: «Не уезжайте, на кого вы нас оставляете?» В этой об­ становке раздался голос командира: «Полк, слушай коман­ ду! Направо — за мной!» На протяжении нескольких кило­ метров полк провожали старики, женщины, дети...

После ухода наспех созданного Богоявленского полка завод заняли белоказаки и устроили расправу над членами семей красногвардейцев.

17 августа армия Блюхера сосредоточилась в районе Ар­ хангельского завода. Здесь так же, как и в Богоявленске, к ней присоединился вооруженный отряд рабочих Архангель­ ского завода. В результате присоединения двух отрядов об-

58

щие силы красно-партизанской армии возросли до десяти с половиной тысяч человек.

Из Архангельска армия резко повернула на север, имея первоочередной задачей выйти на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, несколько восточнее Уфы. Движение Блюхера в направлении Самаро-Златоустовской железной дороги вызвало сильное беспокойство белогвардейского ко­ мандования, так как эта дорога была основной магистралью, связывающей штаб белочехов с их частями, действующими на фронте Самара — Симбирск — Казань. Чтобы предот­ вратить выход красно-партизанских отрядов на железную дорогу, белогвардейцы сосредоточили в районе Уфы значи­ тельные силы своих войск.

План белого командования сводился к тому, чтобы за­ гнать армию Блюхера в угол, образующийся слиянием рек Белой и Сим, окружить ее там и уничтожить.

В результате упорных боев, развернувшихся 18 и 19 ав­ густа у селений Зилим и Ирныкши, и на самой переправе у селения Бердяниной Поляны белогвардейцы были разбиты и отброшены. Красно-партизанские отряды, успешно фор­ сировав Сим, в конце августа на широком фронте вышли к линии Самаро-Златоустовской железной дороги в двадцати километрах южнее станции Иглино.

Сосредоточив главные силы для наступления на стан­ цию Иглино и одновременно проведя ложную демонстра­ цию в направлении Уфы, 29 августа части Блюхера с боль­ шими потерями овладели станцией. Выход на железную до­ рогу в непосредственной близости Уфы создал паническое настроение в городе, который до этого считали глубоким тылом белогвардейских армий.

«В Уфу на 1 сентября съезжались на государственное совещание делегаты контрреволюционных партий из Орен­ бурга, Челябинска, Самары и других городов Урала и Си­ бири с целью объединения различных группировок восто­ ка России на борьбу против советской власти, — вспомина-

59

ет Блюхер. — Но организаторы этого дела вынуждены были отложить сборище на несколько дней».

Блюхер не предполагал наступать в направлении Уфы и поэтому не стал задерживаться в районе станции Игли¬ но. 30 августа передовые части двинулись на север с це­ лью форсирования реки Уфы и выхода на Красноуфимский тракт. Ориентировочно местом переправы был намечен рай­ он деревни Красный Яр, расположенный в 5 километрах от реки. 1 сентября Уральский отряд под командованием Павлищева переправился через Уфу и захватил небольшой плацдарм.

Армии Блюхера предстояло форсировать серьезную водную преграду с боем, в условиях почти полного окру­ жения белыми. Впереди, на правом берегу реки, белогвар­ дейцы срочно сосредоточили из Уфы и Бирска несколько полков; сзади нажимали белоказаки и чехи.

К моменту переправы плацдарм сузился до несколь­ ких десятков квадратных километров. Нужно как можно быстрее начать форсирование, но никаких переправочных средств не было.

Маркелов ярко описал решающий бой красно-парти­ занской армии Блюхера с казаками и белочехами у реки Уфа перед соединением с регулярными частями Красной Армии.

...На небольшом клочке земли, доступном со всех сто­ рон снаряду обычной полевой пушки, сгрудилась вся ар­ мия. Бригады, полки, обозы, лазареты, беженцы. Впереди река. За рекой враг.

Сзади, с флангов, с тыла — кругом враг...

Два дня кипел бой. Два дня надрывались орудия, выво­ дили железные трели пулеметы, галдели винтовки.

Мост решили наводить напротив деревни. Лес от реки в стороне, далеко. Нет времени ни рубить, ни возить. Дорог каждый час. Тогда в штаб явились деревенские мужики и

60